|
|||
Эмоции и мотивации. Физиологический смысл эмоций и мотиваций. Компоненты и функции эмоцийЭмоции и мотивации Эмоции — самые мало изученные из всех психических проявлений. Любая эмоция включает субъективный компонент («мне хорошо» или «мне плохо»), а мир субъективного пока остается абсолютно неизведанной зоной физиологии. Существует множество теорий, пытающихся объяснить причины возникновения, биологический смысл и механизмы эмоций; ни одна из них не является общепризнанной. Мы будем основываться на гносеологической теории эмоций (gnosis — познавание), согласно которой эмоции представляют собой прежде всего механизм оценки биологической значимости объектов и явлений, то есть познания субъективной стороны («важности для меня») окружающего мира. Физиологический смысл эмоций и мотиваций Компоненты и функции эмоций Эмоции включают объективный и субъективный компоненты. · К объективномукомпоненту относятся: ¾ эмоциональное выражение — мимика, жесты, интонации; ¾ вегетативные изменения — учащение сердцебиений и дыхания, бледность или, напротив, покраснение кожи и пр.; ¾ эмоциогенное возбуждение — изменение электрической активности отделов ЦНС, отвечающих за возникновение эмоций. · Субъективныйкомпонент, или эмоциональное переживание — это чувство «мне хорошо» или «мне плохо». Функции эмоций следующие: ¾ мобилизационная — включение ресурсов организма для реакций типа «борьбы или бегства» (вегетативные изменения, психический настрой на борьбу, подавление болевого восприятия и пр.); ¾ коммуникационная — посылка другим особям сигналов о своем эмоциональном состоянии (оскал зубов, мурлыкание, у человека — улыбка и другие мимические проявления); ¾ познавательная — с помощью эмоций живые существа оценивают ту значимость, которую представляют для них различные объекты и явления, познавая тем самым субъективную сторону вещей. Все предметы и явления окружающего мира имеют для живых существ две стороны — объективную и субъективную. Объективная сторона — это те свойства вещей, которые существуют независимо от сознания: геометрические, физические и пр. Субъективная сторона — это свойства вещей, имеющие значение для живого существа, прежде всего для его выживания. Все эти свойства в конечном счете делятся на полезные, нейтральные и вредные. Объективную сторону вещей мы познаем с помощью функций, которые так и называются — познавательные; к ним относятся мышление, память и речь. Субъективную же сторону — «мне это полезно» или «мне это вредно» — мы познаем с помощью эмоций: «от того, что полезно, мне будет хорошо, а от того, что вредно — мне будет плохо». Ребенок не знает, какое значение для него может иметь горящая спичка, пока не дотронется до нее пальчиком и не испытает резко выраженную отрицательную эмоцию. С помощью мышления мы можем заявить: «Передо мной лежит шарообразный органический объект с определенным процентным содержанием белков, жиров и углеводов — котлета». С помощью эмоций мы понимаем: «Это вкусная котлета, и я с удовольствием ее съем». Очевидно, что для коммуникационной и мобилизационной функции основное значение имеют эмоциональное выражение и вегетативные изменения, но для познавательной функции — эмоциональное переживание. Очевидно также, что познавательная функция эмоций, безусловно, основная, поскольку без осознания того, что для организма вредно, а что — полезно, выживание невозможно даже в течение нескольких минут.
|
|||
|