Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эмо­ции и мо­ти­ва­ции. Фи­зио­ло­ги­че­ский смысл эмо­ций и мо­ти­ва­ций. Ком­по­нен­ты и функ­ции эмо­ций



Эмо­ции и мо­ти­ва­ции

Эмо­ции — са­мые ма­ло изу­чен­ные из всех пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний. Лю­бая эмо­ция вклю­ча­ет субъ­ек­тив­ный ком­по­нент («мне хо­ро­шо» или «мне пло­хо»), а мир субъ­ек­тив­но­го по­ка ос­та­ет­ся аб­со­лют­но не­из­ве­дан­ной зо­ной фи­зио­ло­гии. Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во тео­рий, пы­таю­щих­ся объ­яс­нить при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния, био­ло­ги­че­ский смысл и ме­ха­низ­мы эмо­ций; ни од­на из них не яв­ля­ет­ся об­ще­при­знан­ной. Мы бу­дем ос­но­вы­вать­ся на гно­сео­ло­ги­че­ской тео­рии эмо­ций (gnosis — по­зна­ва­ние), со­глас­но ко­то­рой эмо­ции пред­став­ля­ют со­бой пре­ж­де все­го ме­ха­низм оцен­ки био­ло­ги­че­ской зна­чи­мо­сти объ­ек­тов и яв­ле­ний, то есть по­зна­ния субъ­ек­тив­ной сто­ро­ны («важ­но­сти для ме­ня») ок­ру­жаю­ще­го ми­ра.

Фи­зио­ло­ги­че­ский смысл эмо­ций и мо­ти­ва­ций

Ком­по­нен­ты и функ­ции эмо­ций

Эмо­ции вклю­ча­ют объ­ек­тив­ный и субъ­ек­тив­ный ком­по­нен­ты.

· К объ­ек­тив­но­муком­по­нен­ту от­но­сят­ся:

¾ эмо­цио­наль­ное вы­ра­же­ние — ми­ми­ка, жес­ты, ин­то­на­ции;

¾ ве­ге­та­тив­ные из­ме­не­ния — уча­ще­ние серд­це­бие­ний и ды­ха­ния, блед­ность или, на­про­тив, по­крас­не­ние ко­жи и пр.;

¾ эмо­цио­ген­ное воз­бу­ж­де­ние — из­ме­не­ние элек­три­че­ской ак­тив­но­сти от­де­лов ЦНС, от­ве­чаю­щих за воз­ник­но­ве­ние эмо­ций.

· Субъ­ек­тив­ныйком­по­нент, или эмо­цио­наль­ное пе­ре­жи­ва­ние — это чув­ст­во «мне хо­ро­шо» или «мне пло­хо».

Функ­ции эмо­ций сле­дую­щие:

¾ мо­би­ли­за­ци­он­ная — вклю­че­ние ре­сур­сов ор­га­низ­ма для ре­ак­ций ти­па «борь­бы или бег­ст­ва» (ве­ге­та­тив­ные из­ме­не­ния, пси­хи­че­ский на­строй на борь­бу, по­дав­ле­ние бо­ле­во­го вос­при­ятия и пр.);

¾ ком­му­ни­ка­ци­он­ная — по­сыл­ка дру­гим осо­бям сиг­на­лов о сво­ем эмо­цио­наль­ном со­стоя­нии (ос­кал зу­бов, мур­лы­ка­ние, у че­ло­ве­ка — улыб­ка и дру­гие ми­ми­че­ские про­яв­ле­ния);

¾ по­зна­ва­тель­ная — с по­мо­щью эмо­ций жи­вые су­ще­ст­ва оце­ни­ва­ют ту зна­чи­мость, ко­то­рую пред­став­ля­ют для них раз­лич­ные объ­ек­ты и яв­ле­ния, по­зна­вая тем са­мым субъ­ек­тив­ную сто­ро­ну ве­щей.

Все пред­ме­ты и яв­ле­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра име­ют для жи­вых су­ществ две сто­ро­ны — объ­ек­тив­ную и субъ­ек­тив­ную. Объ­ек­тив­ная сто­ро­на — это те свой­ст­ва ве­щей, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют не­за­ви­си­мо от соз­на­ния: гео­мет­ри­че­ские, фи­зи­че­ские и пр. Субъ­ек­тив­ная сто­ро­на — это свой­ст­ва ве­щей, имею­щие зна­че­ние для жи­во­го су­ще­ст­ва, пре­ж­де все­го для его вы­жи­ва­ния. Все эти свой­ст­ва в ко­неч­ном сче­те де­лят­ся на по­лез­ные, ней­траль­ные и вред­ные. Объ­ек­тив­ную сто­ро­ну ве­щей мы по­зна­ем с по­мо­щью функ­ций, ко­то­рые так и на­зы­ва­ют­ся — по­зна­ва­тель­ные; к ним от­но­сят­ся мыш­ле­ние, па­мять и речь. Субъ­ек­тив­ную же сто­ро­ну — «мне это по­лез­но» или «мне это вред­но» — мы по­зна­ем с по­мо­щью эмо­ций: «от то­го, что по­лез­но, мне бу­дет хо­ро­шо, а от то­го, что вред­но — мне бу­дет пло­хо». Ре­бе­нок не зна­ет, ка­кое зна­че­ние для не­го мо­жет иметь го­ря­щая спич­ка, по­ка не до­тро­нет­ся до нее паль­чи­ком и не ис­пы­та­ет рез­ко вы­ра­жен­ную от­ри­ца­тель­ную эмо­цию. С по­мо­щью мыш­ле­ния мы мо­жем зая­вить: «Пе­ре­до мной ле­жит ша­ро­об­раз­ный ор­га­ни­че­ский объ­ект с оп­ре­де­лен­ным про­цент­ным со­дер­жа­ни­ем бел­ков, жи­ров и уг­ле­во­дов — кот­ле­та». С по­мо­щью эмо­ций мы по­ни­ма­ем: «Это вкус­ная кот­ле­та, и я с удо­воль­ст­ви­ем ее съем».

Оче­вид­но, что для ком­му­ни­ка­ци­он­ной и мо­би­ли­за­ци­он­ной функ­ции ос­нов­ное зна­че­ние име­ют эмо­цио­наль­ное вы­ра­же­ние и ве­ге­та­тив­ные из­ме­не­ния, но для по­зна­ва­тель­ной функ­ции — эмо­цио­наль­ное пе­ре­жи­ва­ние. Оче­вид­но так­же, что по­зна­ва­тель­ная функ­ция эмо­ций, без­ус­лов­но, ос­нов­ная, по­сколь­ку без осоз­на­ния то­го, что для ор­га­низ­ма вред­но, а что — по­лез­но, вы­жи­ва­ние не­воз­мож­но да­же в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.