|
|||
Фактор силы/значимости. Доминанта. Функциональная системаФактор силы/значимости Борьбу за общий конечный путь выигрывает программа, вызванная более сильным раздражителем. Для естественного поведения более сильный означает не больший по амплитуде, но более значимый (например, вид хищника более значим, чем вид кормушки; важное сообщение более значимо, чем сильный шум). Доминанта Доминанта — это и есть программа поведения, выигравшая борьбу за общий конечный путь (программа, связанная с более сильной — доминирующей — потребностью). Доминанта представляет собой стойкий очаг, отвечающий за данный вид поведения. Доминанта обладает, в частности, следующими важнейшими особенностями: ¾ она тормозит другие программы деятельности, захватывая тем самым общие конечные пути; ¾ она «притягивает» посторонние (относящиеся к иным программам) раздражители. Так, при переполненном мочевом пузыре сильный раздражитель может вызвать акт мочеиспускания; любой посторонний раздражитель усиливает зубную или головную боль и т. д. Функциональная система В целостном поведении организма участвуют все перечисленные механизмы координации. Это поведение вовлекает все отделы ЦНС, формируя обширную распределенную систему — функциональную систему. Любое поведение обладает, в частности, следующими чертами: ¾ оно направлено на удовлетворение какой-либо потребности — запускается, когда потребность возникает и прекращается, когда эта потребность удовлетворяется (или не может быть удовлетворена по непреодолимым причинам); ¾ оно требует участия организма в целом. Соответственно, функциональная система — это временное объединение множества нервных структур, направленное на достижение полезного результата (то есть удовлетворение потребности). Рассмотрим деятельность функциональной системы на примере пищевого поведения (рис. 4.6). · Для того чтобы возникло пищевое поведение, необходимы: ¾ пищеваяпотребность, или мотивация (потребность и мотивация — близкие, но не равноценные понятия, см. гл. 18); ¾ память(сформированная на основании собственного опыта информация о том, как удовлетворить мотивацию — например, где находится столовая и сколько стоит обед); ¾ обстановочная афферентация(информация об окружающей обстановке, без знания которой невозможно правильное поведение — например, где находимся мы сами и сколько у нас денег) (афферентация — поступающая в ЦНС информация); ¾ пусковая афферентация(внешний или внутренний стимул, запускающий поведение, например звонок на перемену для школьника, означающий возможность пойти в буфет). · Все эти виды информации (афферентации) сопоставляются на стадии афферентного синтеза, и если соблюдаются все условия для запуска поведения (имеется мотивация, а обстановка, оцененная на основании заложенного в памяти опыта, позволяет ее удовлетворить), то принимается решение об окончательном формировании функциональной системы. · На этой стадии образуются два блока: ¾ программа действий (информация о том, какие действия следует предпринять); ¾ акцептор результатов действия(информация о том, какие результаты ожидается получить). В соответствии с программой действий, запускается поведение. · Поведение приводит к результатам — сначала промежуточным (человек встал, дошел до двери, повернул ручку, дверь открылась), затем — окончательному (съел обед). Информация о результатах — обратная афферентация — поступает в ЦНС и сопоставляется с акцептором результатов действия. Если обратная афферентация соответствует акцептору результатов действия (достигнутое совпадает с ожидаемым), деятельность продолжается в соответствии с программой. Если полного соответствия нет (повернул ручку двери, но дверь не открылась), программа действий корректируется и деятельность возобновляется на основе новой программы. Если достигнут окончательный результат, то потребность удовлетворяется и функциональная система распадается. Если же окончательный результат не может быть достигнут (столовая закрыта, а времени искать другую нет), то функциональная система также распадается. В обоих случаях прекращается поведение, направленное на удовлетворение данной потребности. Как видим, в организации функциональной системы участвуют все перечисленные принципы функционирования ЦНС: ¾ она действует по рефлекторному принципу — формируется в ответ на потребность (внутренний раздражитель) и запускается в ответ на пусковую афферентацию (внешний раздражитель); более того, в ходе выполнения она постоянно корректируется в зависимости от результатов (внешних и внутренних раздражителей); ¾ она подчиняется иерархическому принципу— поведение запускает цельные программы движений, которые, в свою очередь, запускают более простые программы — шагательный рефлекс, хватательный рефлекс и пр.; ¾ программа действий представляет собой фактически последовательность более простых программ — по принципу цепных рефлексов; ¾ выполнение отдельных программ и информация об их окончании постоянно контролируется с помощью обратной связи (обратной афферентации); ¾ функциональная система — это фактически доминанта:она возникает на основании наиболее значимой потребности, выигрывает борьбу за общие конечные пути и подавляет все остальные поведенческие программы. Глава 5. Физиология двигательных систем
|
|||
|