Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Время перемен



3.

 

 

Время перемен

 

 

Роман «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери   · Гай Монтэг - пожарный, мужчина средних лет · Милдред – его жена, около 30 лет. Человек без мыслей и эмоций, ограниченная, “пустая”. Живёт сериалами и телешоу, как и её подруги · Кларисса Маклеланд - соседка семьи Монтэгов, молодая девушка, непохожая на остальных · Фабер - профессор, бывший преподаватель английского языка. Тайно хранит литературу, изобретает книгопечатную технику. Находит в Монтэге однодумца, они работают сообща. · Битти - начальник Гая, хитрый и начитанный человек. Несмотря на ум и рассудительность, считает, что книги вредны для людей. Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится своеобразной иллюстрацией конечного этапа развития техносферы. В романе поднимается проблема технического прогресса, которая в свою очередь тесно связана с проблемой нравственной деградации человечества. Р. Брэдбери изображает, что люди настолько привыкли к тому, что за них все делает техника, что уже разучились думать. Общество представлено в романе как бездумное стадо, в котором нет места для индивидуальностей. Автор рисует тоталитарное общество, которое запрещает всякое проявление инакомыслия. Общество принимает к себе только людей-копий, которые имеют одинаковое, разрешенное властями мировоззрение. Властями разрешено только то, что не может угрожать самой власти. В романе показано, как уничтожаются книги, в которых может оказаться информация, противоречащая принципам государства, как преследуют людей, имеющих собственное мнение, отличающееся от мнения большинства. Читатель видит, что общество вместе с книгами уничтожает само себя. Р. Брэдбери в своем романе показывает, что общество стремится к прогрессу для того, чтобы жизнь человека была идеальной, однако измененная жизнь превращается в сущий кошмар, который вряд ли можно назвать настоящей жизнью. Главный герой романа Гай Монтэг первоначально является типичным обывателем. Гай Монтэг работает в организации, сжигающей книги. В начале повествования показано, что центральный персонаж ничего не имеет против той жизни, которая была создана прогрессом. Но Р. Брэдбери показывает образ Гая Монтэга как личность развивающуюся и внутренне изменяющуюся. После знакомства с Клариссой Маклеллан главный герой с каждым днем осознает ничтожность своего существования. В итоге Гай Монтэг отказывается от работы по уничтожению книг и оказывается среди бродяг, которые заучивают тексты произведений, чтобы иметь возможность передавать их содержание. Главный герой бунтует против деградирующего общества и выступает за изменение окружающей действительности. Роман «451 градус по Фаренгейту» можно назвать романом-предупреждением, ведь Р. Брэдбери фактически предостерегает человечества от тех последствиях, которые может принести технический прогресс, если его поставить превыше человеческой личности. Вывод Таким образом, общественные перемены и перемены внутри отдельного человека могут иметь разные причины и приводить к разным результатам. В некоторых случаях происходящие изменения способствуют развитию личности и общества, а в других – способствуют нравственной и общественной деградации.

1. Изменяя природу, человек сам изменяется. (Эрих Фромм)

2. Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. (Б. Окуджава)

3. Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала. М. Горький)

4. Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни. (Б. Пастернак)

5. Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. (М.А. Булгаков)

«Туберкулёз был неизлечим? Сейчас, пожалуйста: полгода – и человек как огурчик! А кто придумал? Учёные!» (Юрка, рассказ "Космос, нервная система и шмат сала»).

 

 

Рассказ "Космос, нервная система и шмат сала" В.М.Шукшин · Дед Наум · Восьмиклассник Юрка Дед Наум как только получает пенсию, раз в месяц добротно напивается и страдает от похмелья. Вот как в этот раз. Будучи в прескверном настроении, он донимает Юрку вопросами. Они спорят и о космосе, и нервной системе, и об академике Павлове.  Юрка доказывает деду необходимость технического прогресса. На вопрос Наума «Зачем люди в космос летают?» школьник говорит о неоспоримой пользе освоения околоземного пространства. Благодаря космическим технологиям, на сегодняшний день человечество имеет множество открытий и достижений в различных сферах: политике, экономике, здравоохранении… Юрка доказывает деду, что тот своими выпивками по случаю пенсии добивает нервную систему и уже выработал рефлекс "пенсия-выпивка". В конце рассказа дед Наум приносит Юрке шмат сала, чтоб тот подкрепился. Дед добрый, все-таки жалеет Юрку. На сытый желудок парнишке наука лучше идет. В конце рассказа дед Наум интересуется были ли у Павлова дети, а то одному ведь жить плохо. Юрка этот не знает, то обещает спросить у учителей. Вывод: Шукшин повествует не только о преобразованиях в мире, которые происходят благодаря техническому прогрессу, но и о преобразованиях духовных, причиной которых становится простое человеческое об  
Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехов · Беликов – учитель греческого и латинского языков («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика. · Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад». · Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками». · Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу. Учитель Беликов преподает в гимназии «мертвый» древнегреческий язык. Он ведет уединенный образ жизни и живет по принципу «как бы чего не вышло». Беликов вечно чем-то обеспокоен и даже в солнечную погоду выходит на улицу в неизменных очках, калошах и с зонтом. Для него огромное значение имеет мнение окружающих людей, особенно тех, кто стоит выше по должности. Его поведение не самым лучшим образом влияет не только на гимназию, но и на всех жителей города. Беликов только тем и занимается, что внушает всем непреложную истину – жить нужно исключительно по правилам и циркулярам. Ситуация меняется, когда в гимназию устраивается новый учитель Коваленко. Беликов знакомится с его очаровательной сестрой Варенькой и влюбляется в нее. Жизнерадостная, общительная, миловидная девушка вносит сумбур в размеренную жизнь героя. О его чувствах становится известно всему городу, кто-то рисует карикатуру на влюбленного Беликова. Возмущению героя нет предела, когда он видит Вареньку на велосипеде. Он уверен, что это верх неприличия. Беликов хочет прочесть нравоучение Коваленко, но тот под смех Вареньки спускает его с лестницы. Мысль о пережитом унижении доводит Беликова до могилы. Лежа в гробу, герой выглядит счастливым – теперь он надежно защищен от мира крепким футляром. "...Людей, одиноких по натуре, которые, как рак отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера, – кто знает?.." "...А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт, – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?.."
Роман «Обломов» И.А.Гончаров · Илья Ильич Обломов (30—33 года) — помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, ничем не занимаясь, кроме размышлений и мечтаний в постели. Обломов далеко не глуп: он получил хорошее образование европейского уровня, читал сочинения философов и современных поэтов (хотя ко времени действия романа уже потерял интерес к чтению). · Захар Трофимович — слуга Обломова. · Андрей Иванович Штольц — друг детства Обломова, наиболее близкий ему человек. Наполовину немец, практичный и деятельный. Он добр, благороден и честен. · Михей Андреевич Тарантьев — знакомый Обломова. Разрабатывает мошенническую схему, в которую втягивает наивного Обломова вместе со своим сообщником — чиновником Мухояровым. · Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка; возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. · Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова, хозяйка квартиры, в которую переехал жить Обломов. Впоследствии становится женой Ильи Ильича. Необразованная, но хозяйственная и добрая женщина. Роман рассказывает о жизни помещика Ильи Ильича Обломова, который вместе со своим верным слугой, Захаром, живёт в Петербурге, на Гороховой улице. Илья Ильич редко поднимается с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет; лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места. Его друг детства, Андрей Штольц из обрусевших немцев, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться и окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в талантливую и прогрессивно мыслящую Ольгу Ильинскую и впоследствии, после долгих раздумий и отступлений, делает ей предложение. Однако, поддавшись интригам подлого Тарантьева, Обломов переезжает в нанятую ему квартиру на Выборгскую сторону (в то время дальняя сельская окраина города), попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно всё хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в бездеятельности и безволии. По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской, но, узнав об этом, сам Илья Ильич ужасается: ничего ещё, по его мнению, не решено. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный «сон», и их отношения прекращаются. В то же время дела Обломова прибирает к рукам брат Пшеницыной, Иван Мухояров (в отличие от сестры, человек бесчестный и жестокий), который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. Добродушная Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. В расстроенных чувствах Илья Ильич заболевает горячкой. От того, чтобы ему не стать полностью обобранной жертвой мошенничества, его спасает лучший друг Штольц. Через год Пшеницына влюбляется в Илью Ильича, и впоследствии у них появляется сын Андрей, названный в честь Штольца. В то же время Ильинская, разочаровавшаяся в первой любви, выходит замуж за Штольца; он же, спустя некоторое время, посещает Обломова. Больной и рано разбитый инсультом из-за малоподвижного образа жизни, предчувствуя скорую смерть, Илья Ильич просит своего друга не оставлять его сына. Через два года Обломов тихо и незаметно умирает во сне; на его могиле цветет сирень и пахнет полынью. Его сына выпросили на воспитание Андрей и Ольга Штольц (бывшая Ильинская); Пшеницына сосредоточила все свои чувства на сыне, а верный слуга Захар — старик, переживший своего молодого хозяина, — с горя запил и начал просить милостыню. «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя». (Штольц об Обломове) · «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей». (Штольц) · «Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина». · «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».
Повесть «Собачье сердце» М. А.Булгаков · Профессор Преображенский · Шариков · Доктор Борменталь · Председатель домкома Швондер Москва, декабрь 1924 год. Профессор с «говорящей» фамилией Преображенский подбирает на улице замерзающего пса. Собака обретает дом и кличку Шарик. Спустя неделю профессор и его ассистент доктор Борменталь проводят научный эксперимент над животным: операбельно заменяют собачьи семенные железы и гипофиз на человеческие. Донором органов становится «свежий» труп пьяницы и дебошира Клима Чугункина. Преображенский планировал эксперимент в области омоложения организма, но вместо предполагаемого результата добился совершенно других качественных перемен: «милейший пёс» с течением времени полностью очеловечился. Вышедшее с операционного стола существо поднялось на ноги, стало носить одежду, разговаривать и выбрало себе имя — Полиграф Полиграфович Шариков. «Новый гражданин» быстро социализируется: знакомится с председателем домкома Швондером, выбивает себе документы и устраивается на работу, связанную с отловом и уничтожением бездомных животных. Шариков даже начинает претендовать на часть квартиры своего создателя и приводит на порог профессора невесту. Узнав, о правде своего происхождения, полиграф Полиграфович задумывает месть и пишет донос на Преображенского. Но у доктора наук давно есть связи в высших органах власти, кляузе не дают ход. Понимая, что дальше будет только хуже, профессор и его помощник проводят обратную операцию. Спустя 10 дней в квартиру научного светилы вламывается Швондер с милицией. Он требует объяснить исчезновение Шарикова. Преображенский предъявляет незваным гостям недавно прооперированную собаку. Изумлённые представители «новой власти» уходят, а Преображенский вновь получает возможность нормально жить и работать.   "...Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует <...> если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах..." (профессор Преображенский) "...Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением..." (профессор Преображенский) "...человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар..." (профессор Преображенский)


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.