|
||||||||||||
Забвению не подлежитСтр 1 из 8Следующая ⇒
Материал для подготовки к итоговому сочинению – 2020
1. |
Забвению не подлежит | Повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкин | · Петр Андреевич Гринев – дворянин, молодой офицер; · Марья Ивановна Миронова,18-летняя дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости. · Иван Кузьмич Миронов – старый офицер, комендант (начальник) Белогорской крепости. · Емельян Пугачев – разбойник, предводитель крестьянского восстания 1773-1775 гг . | 17-летний дворянин Петр Гринев был отправлен своим отцом на военную службу в провинциальный гарнизон. Вместе с Петром едет его слуга, старик Савельич. По пути к Белогорской крепости они попадают в буран. Выбраться из бурана путникам помогает мужик по имени Емельян Пугачев. За спасение жизни Гринев дарит мужику тулуп. В крепости Петр Гринев влюбляется в Марью Миронову, дочь коменданта, но на ее благосклонность также претендует другой офицер – Швабрин, который открыто потешается над чувствами Петра и делает постыдные намеки в отношении целомудрия Маши. Так Швабрин мстил Маше за ее отказ выйти за него замуж. Тем временем крепость захватывает Емельян Пугачев. Он казнит родителей Маши, а офицерам и солдатам предлагает перейти на его сторону. Швабрин принимает предложение Пугачева, а Гринев – нет. Пугачев, узнав юношу, не казнит его, а отпускает. Гринев едет в Оренбург, а Маша остается в крепости по причине болезни. Позже Петр получает письмо, в котором Маша пишет, что Швабрин принуждает ее к браку. Петр самовольно покидает место службы, чтобы спасти любимую, но по доносу Швабрина правительственные войска арестовывают Гринева. Тогда Маша решается поехать в столицу и лично просить императрицу о помиловании своего возлюбленного. На прогулке в Царском Селе она встречает женщину, которой рассказывает свою историю. Этой женщиной и оказалась императрица Екатерина II . Она приказывает освободить Гринева. Маша и Петр едут в дом его родителей, чтобы получить благословение на брак. | 1. «Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека». (Б. Васильев) 2. «Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста». (В.Г. Распутин) 3. «Забвение — утрата не информации, а ценности». (А. Круглов) 4. «В забвении есть измена, предание вечности потоку времени». (Н. Бердяев) 5. «Время уходит — память остается». (Пословица) 6. «Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло». (Э.М. Ремарк) 7. «Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека». (Б. Васильев) 8. «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». (В.Г. Белинский)
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…
Что-то ждет их впереди?
Чужой, но ставший мне близким человек
Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!
Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. («Реквием» А.А.Ахматова) | |||||||
Повесть «А зори здесь тихие» Б.Л.Васильев | · Васков Федот Евграфович – 32 года, старшина. · Бричкина Елизавета - 19 лет, дочь лесника. · Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фрон · Комелькова Евгения – 19 лет, «характер ее был весел и улыбчив». У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. · Осянина Маргарита. Её муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт. · Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. | В командование старшины Федота Евграфовича Васкова поступают девушки-зенитчицы. Одна из них, Рита Осянина, тайком пробирается в соседнюю деревню, где живет ее мама и сын. Случайно она обнаруживает в лесу двух немцев, и докладывает об этом старшине. Федот Евграфович решает, что сможет своими силами справиться с двумя фашистами. Он отбирает пятерых девчат: Риту Осянину, Женю Комелькову, Галю Четвертак, Лизу Бричкину и Соню Гурвич. Старшина вводит зенитчиц в курс дела и отправляется с ними в разведку через болота. Вскоре небольшой отряд Васкова обнаруживает, что немцев не двое, а шестнадцать. Старшина отправляет Лизу за подмогой, но девушка тонет в болотной трясине. Федот Ефграфович понимает, что немцев ни в коем случае нельзя пускать дальше. Вместе с девчатами он пытается запутать фашистов, и дождаться помощи. В итоге все девушки самоотверженно погибают в столкновении с врагом. Раненый Васков берет оставшихся в живых немцев в плен, и приводит их в расположение. В дальнейшем он усыновляет сына Риты Осяниной. Эпилог Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье», мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори… | ||||||||||
Рассказ «Судьба человека» М.А.Шолохов | · Андрей Соколов · Ванюшка | Автор и рассказчик встречаются на переправе, автор обращает внимание на глаза Андрея, словно подернутые пеплом. Они разговорились, и Соколов поведал всю историю своей жизни: как до войны у него была хорошая семья и трое детей. На фронте Андрей попал в плен, несколько раз бежал, своими руками убил предателя, который угрожал жизни его друзей. Его унижали, били, травили собаками, но он не сломался, верил в победу и правду. Но вернувшись в строй, узнал о гибели своей жены и дочерей, оставалась одна радость в жизни - сын, который также воевал и имел высокие награды за свою доблесть. Но уже в самом конце войны сын также погиб. Это подкосило Андрея. И в этот страшный для него момент он встретил маленького беспризорника, который побирался у столовой. Одинокий человек взял этого мальчика и назвал своим сыном, у него теперь одна радость – это мальчик и одна надежда – вырастить его настоящим человеком. | ||||||||||
Сборник «Морские рассказы. Максимка» К.М.Станюкович | · Матрос русского корабля – Иван Лучкин · Негритянский мальчик 10 лет - Максимка | Русские моряки подбирают в море тонущего 10-летнего негритёнка. Его скинули с американского корабля по приказу капитана, который купил мальчика в Мозамбике в качестве прислуги и нещадно порол его каждый день. Русские матросы окружают ребёнка любовью и заботой. Один из них – Иван Лучкин становится для мальчика вместо отца. Он обучает его морскому делу, и Максимка получает должность юнги на корабле. | ||||||||||
Лирическая поэма «Реквием» А.А.Ахматова | · Лирическая героиня – мать, невероятно сильная, стойкая женщина, которой довелось пережить своего сына, прототип Ахматовой. · Сын – безвинно осужденный и казненный сын главной героини. · Собирательный образ русской женщины – все женщины, которые на протяжении веков сопровождали своих мужей и сыновей на эшафот. | Посвящение Поэма посвящена матерям, сестрам, дочерям всех тех, кто без вины оказался в застенках и лагерях. Вступление Это история началась в 30-х годах 20 века, когда тюрьмы Ленинграда были заполнены до предела, а поток осужденных не ослабевал. Это было страшное время, когда «безвинная корчилась Русь под кровавыми сапога Мать вспоминает, как на рассвете пришли арестовывать ее сына. Эти страшные минуты ей не забыть никогда. И теперь ей оставалось одно – «как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть». Лишь «желтый месяц» был свидетелем тоски больной одинокой женщины. Она просит помолиться за нее, ведь «муж в могиле, сын в тюрьме». Душевные терзания героини настолько сильны, что она считает, что «это кто-то другой страдает»: она бы так не смогла. Героине трудно осознать, что все это случилось с ней, некогда веселой и беззаботной женщиной. Теперь же ее удел – «своею слезою горячею новогодний лед прожигать», стоя в огромной очереди с передачей для сына. Неопределенная ситуация с сыном продолжалась семнадцать месяцев, и героиня «кидалась в ноги палачу», моля его о помиловании. За это время она так измучилась, что уже не понимала, «кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать». Недели пролетали за неделями, и каждый день героиня думала о том, что чувствует ее сын, сидя за решеткой. Наступил страшный день, когда озвучили приговор сыну. Женщина была уже к этому морально готова, но у нее еще много дел: «надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить». Героиней овладело равнодушие к жизни, она призывала смерть, чтобы та под любой личиной пришла за ней. Страшные испытания, выпавшие на долю героини, стали причиной того, что «безумие крылом души накрыло половину». Героиня обратилась к христианским образам, сравнивания простую женщину с библейской Матерью, безвинного сына которой распяли на кресте. Эпилог Поэтесса боится, что когда-либо забудет весь тот ужас, который произошел с ней и сотнями тысяч других женщин. И уже если ей и поставят памятник, то он должен стоять в том месте, где она провела семнадцать страшных месяцев в ожидании приговора сыну. Заключение Произведение Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, бесправия, отношения между матерями и детьми. После ознакомления с кратким пересказом «Реквиема» рекомендуем прочесть поэму в полной версии. | ||||||||||
Лирическая поэма «Зоя» М.Алигер | · Зо́я Анато́льевна Космодемья́нская (13 сентября 1923, село Осино-Гай, Тамбовская губерния — 29 ноября 1941, Петрищево) — красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. | М. Алигер — поэма «Зоя». В основе сюжета поэмы лежит история Зои Космодемьянской, 18-летней девушки, ушедшей на фронт через четыре месяца после начала войны. 28 ноября 1941 года, выполняя боевое задание, она попала в плен к фашистам. Над ней всячески издевались, пытаясь сломать девушку, однако она все выдержала. Сила духа ее, жертвенность потрясли весь мир.
* * *
| - Граждане, не стойте, не смотрите! (Я живая, - голос мой звучит.) Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит! Родина! - Слова звучат, как будто это вовсе не в последний раз. - Всех не перевешать, много нас! Миллионы нас!.. | |||||||||
Лирическая поэма «Василий Тёркин» А.Т.Твардовский | · Василий Теркин –настоящий воин-защитник. | В пехотный полк приходит новый солдат - Василий Теркин, он уже воевал до этого на «финской» войне, был ранен и контужен. Он – весельчак и балагур, за словом в карман не лезет и на гармони лихо играет. Он много рассказывает о своих приключениях, о том, что происходило с ним на фронте и в мирной жизни, с какими людьми встречался, о своих подвигах он говорит, как о простых житейских делах. Он не видит в себе героя, он просто выполняет свою работу - защищает свою Родину от фашиста, гонит их к границе, он считает, что на войне можно потерять все, но только не Родину, не Россию. Встреча с этим простым парнем помогает людям по-новому взглянуть на войну и долг человека перед обществом и страной. Однажды Василий встречает своего тезку – Ивана Теркина. Между ними происходит спор: кто же «настоящий Теркин»? Но старшина этот спор разрешает просто: везде, в каждом воинском подразделении будет свой Теркин - легендарный воин. Глава «Переправа» Во время переправы через реку зимней порой на понтоны погрузились бойцы первого, второго и третьего взвода. Когда первый взвод должен был достичь противоположного правого берега, начался обстрел, погубивший многих бойцов. Переправа сорвалась, но все беспокоились о бойцах первого взвода. На рассвете дозорные увидели вдалеке маленькую точку на реке. Они приняли плывущего человека за мертвеца из погибших вчера, но сержант в бинокль разглядел живого пловца. Кто-то пошутил, что это Тёркин, а это и вправду оказался он. Его одели, приказали бежать, потом уложили на кровать и стали растирать спиртом. Тёркин попросил погреться изнутри и доложил, что первый взвод просит подбросить огоньку. Продолжился святой и правый бой не ради славы, а ради жизни на земле. | «Теркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный». «Он идет, святой и грешный,Русский чудо-человек». Смертный бой не ради славы,Ради жизни на земле. «Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи – отцы. Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат». | |||||||||
|
||||||||||||
|