|
|||
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. Вопрос 1. Общество и его признаки. Системный анализ обществаСтр 1 из 3Следующая ⇒
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. Бурденко
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Текст лекции
доц. А.В. Смирнов
Воронеж – 2020
План:
1. Общество и его признаки. Системный анализ общества. 2. Структура и типология общества. Понятие «социум». 3. Динамика и развитие общества. Понятие модернизации.
Вопрос 1. Общество и его признаки. Системный анализ общества Социология появилась как наука об обществе. Повседневный опыт показывает, что все формы совместной жизни людей охвачены некоей «скрепляющей рамкой», определяющей общие связи и некоторые общие нормы. Общими могут быть определенные системы культурных ценностей (язык, религия, обычаи, моральные нормы). Такая форма обеспечивает соблюдение и поддержку норм, формирует культурные ценности, различные институты, интеграцию личности. И этой объединяющей формой выступает общество. В широком социологическом смысле общество обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления. Вузком смысле под обществом понимают: ü определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения определенной деятельности; ü конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны; ü сложно организованную систему взаимодействия людей, которая имеет свою структуру и институты. Существуют различные подходы к рассмотрению общества. В любом случае в основе общество пять фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия. Эти институты выполняют роль столпов общества. Можно также общество разделить и на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Их называют подсистемами общества. Экономическая сфера основана на организации производственной жизни общества по созданию разнообразных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Политическая сфера представляет собой различные структуры, выполняющие функции обеспечения социального порядка в обществе, улаживания конфликтов между партнерами, учреждения новых законов, сбора налогов, регулирования форм борьбы за власть. Духовная сфера призвана открывать новые знания в различных областях научно-практической деятельности, передавать накопленные знания последующим поколениям с помощью образования, сохранять художественные ценности, придавать смысл человеческой жизни, определять нормы морали. Социальная сфера понимается в широком и узком смыслах. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения, обеспечение его социальными благами (транспорт, телефон, здравоохранение, парки культуры и пр.). В узком значении данная сфера предполагает социально незащищенные слои населения и деятельность в отношении их социального обеспечения. Данные сферы общества тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Например, если система здравоохранения не выполняет своих базовых функций, то под вопрос становится само воспроизводство общества и стабильность сложившихся социальных отношений. Можно сказать, что каждая сфера, представляя собой отдельную часть общества, несет в себе черты интегральности, отражая какую-то грань общества в целом. Сложный характер организации общества предполагает наличие разнообразных взаимодействий людей друг с другом. Невозможно представить человека, который был бы полностью изолирован и не проявлял интереса к другим людям. Поэтому социальность – это одно из важнейших качеств, присущих человеку. При этом в процессе взаимодействия между собой люди отчасти осознанно, а большей частью неосознанно, вырабатывают правила, которым они стремятся следовать или которым должны следовать другие люди. Таким образом, в социологическом понимании общество предстает как динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности – семейные, профессиональные, территориальные и т.п., составляющие в своей совокупности целостную систему. Общество – это исторически сложившаяся самодостаточная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система организации социальных связей и взаимодействий людей на данной территории. Общество обладает следующими основными признаками: 1. Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Особенности территории, ее рельефа, ландшафта, климата влияют на общественную психологию людей, населяющих эту территорию. 2. Социальность, т.е. способность людей к осмысленному и целенаправленному общению и взаимодействию друг с другом. 3. Высокая интегрирующая сила. Общество объединяет людей, сплачивает их, формирует у них солидарность по отношению друг к другу. 4. Высокая интенсивность и устойчивость внутренних взаимосвязей. Они определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества. 5. Автономность и самодостаточность. Общество – это такая форма организации людей, которая может существовать самостоятельно от природы и от других обществ, способна сама себя содержать и прокормить. 6. Преемственность,т.е. передача социального опыта от поколения к поколению; 7. Саморегуляция – общество само создает структуры управления собой и своим развитием. Это политические, правовые и культурные регуляторы; 8. Самовоспроизводство – общество включает новые поколения людей в сложившиеся структуры и формы отношений, социализирует их и тем самым воспроизводит эти структуры и формы, воспроизводит само себя.
Общество нельзя свести просто к сумме индивидов. Это сложная система взаимодействия людей. Поэтому для анализа такого сложноорганизованного системного объекта, как общество, необходимо использовать особую общенаучную методологию – системный анализ. Система – это определенный объект, выделенный качественно относительно других явлений и состоящий из тесно взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами, то есть такими, которые присущи только целому, но отсутствуют у частей целого, взятых порознь. Благодаря этому любое изменение одного элемента вызывает соответствующие изменения всех остальных элементов данной системы. Системный анализ общества предполагает одновременное и взаимосвязанное изучение трех основных аспектов: 1. социальные общности – это множество взаимодействующих индивидов, объединяющихся в разнообразные группы; 2. социальная организация – это иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей, благодаря которым взаимоотношения людей приобретают упорядоченность и организованность; 3. культура как система разнообразных норм, правил и ценностей, регулирующих взаимоотношения людей в обществе.
Как уже указано, общество обладает сложной многокомпонентной структурой. Эта структура имеет сложный иерархический характер. Поэтому изучать общество можно с различных сторон, на различных основаниях. Первый подход – формационный (марксистский) означает выделение производительных сил, производственных отношений (базиса) и надстройки. Ведущая роль при этом принадлежит первым двум элементам. Второй подход – цивилизационный, в рамках которого наиболее важным и влиятельным представляется структурно-функциональный. Здесь выделяются социальные функции и подсистемы общества, ответственные за выполнение этих общезначимых функций: экономическая подсистема, политическая подсистема, культура, институты семьи и образования и т.д. Третий подход – по видам социальных отношений: межличностные, между личностью и группой, внутри- и межгрупповые, организационные, политические, глобальные. Согласно формационному подходу: 1. Общество имеет закономерный характер своего развития, то есть в его основе лежат законы развития и смены формаций. 2. Экономические (материальные) факторы являются, в конечном счете, определяющими в различных общественных процессах. 3. Универсальная природа общественной эволюции (большинство или все народы в своем развитии проходят через выделенные формации). 4. Стадиально-прогрессивный характер развития человеческого общества (каждая последующая формация сложнее предшествующей). Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии народов, представить историю человеческих обществ как единый процесс, установить определенные законы развития общества, а также предлагает определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов. Однако критики формационного подхода считают, что в нем имеются существенные недостатки, так как: ü многие народы не проходили в своем развитии через все формации; ü большинство политических, духовных и культурных процессов не может быть объяснено исключительно лишь с экономических позиций; ü последовательное применение формационного подхода отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; ü недостаточное внимание уделяется своеобразию и неповторимости отдельных обществ и народов.
Общие принципы цивилизационного подхода предполагают: 1. Уникальность, своеобразие и неповторимость различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире. 2. Многообразие факторов, определяющих своеобразие развития народов, среди которых наряду с экономикой важную роль играют географические, духовные, культурные, религиозные и психологические факторы. 3. Важнейшим условием изучения конкретного общества является выявление не только общего и типичного, закономерного, но и неповторимого у данного народа, цивилизации. Цивилизационный подход позволяет глубоко изучать конкретные общества во всей их многообразии и специфике, ориентирует на изучение специфических сторон общественной жизни – ценностей, национальных особенностей, психологии и пр., а также ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека. Однако критики цивилизационного подхода утверждают, что: ü цивилизационный подход делает невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества; ü целые общества и народы попадают в своеобразную изоляцию в результате отрицания единства человеческой истории; ü возможности исследования закономерностей развития общества сводятся к минимуму.
Вместе с тем в социологии существует структурно-функциональный взгляд на общество. Он интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций. Первым, кто выразил функционалистский взгляд на общество и социальную структуру, был Г. Спенсер. Он сравнивал общество с живыми организмами, где каждый орган выполняет специфические функции поддержания жизни. Поэтому общество состоит из множества частей (военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д.), выполняющих определенные функции. И чем более различны эти функции, тем сложнее одни части заменить другими. Взгляды современных функционалистов (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дейвис) выстраиваются через характеристику частей общества, выделения их положительных и отрицательных функций, а также их объединения, которое раскрывает образ общества как органического целого. Теоретический подход современного структурно-функционального анализа предполагает: 1. Общество – это система частей, объединенных в единую целостность. 2. Общественные системы постоянны, поскольку внутри них действуют такие механизмы внутреннего контроля, как правоохранительные органы и суд. 3. Дисфункции, конечно, существуют, но они исчезают сами по себе или глубоко укореняются в обществе. 4. Перемены обычно носят последовательный, а не революционный характер. 5. Социальная интеграция, или понимание того, что общество формируется на основе согласия граждан, поддерживаемого единой системой ценностей. Для сторонников структурно-функционального подхода общество – это единое целое, в котором важное значение играет согласие всех членов общества в отношении общественных ценностей. Как видим, данная позиция полностью соответствует традициям цивилизационного изучения общества. И формационный, и цивилизационный подходы к изучению общества в их совместном применении дают нам объемную картину, позволяющую лучше понять общество, в котором мы живем. Кроме этих основных концептуальных подходов следует также обозначить теоретические подходы к изучению общества: ü генетический; ü демографический; ü институциональный; ü исторический; ü коммуникативный; ü компаративный; ü конфликтологический; ü системный; ü структурно-функциональный; ü культурологический; ü социопсихологический.
|
|||
|