Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрело



Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Обосновать актуальность исследования – значить объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Все то, что уже известно, не может быть предметом научного исследования.

Актуальностьтемы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т. д.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования. При ее определении следует указать, какого результата хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности. Это своего рода прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования.

Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.

Раскрывая цель работы, необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить и т. п.). Ставя перед собой цель, вы определяете, какой результат намерены получить в ходе исследовательской работы, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Обычно количество задач, подлежащих исследованию по теме одним научным работником, колеблется от 3 до 7. Задачи исследования должны быть связаны с объектом, предметом, направлены на механизм доказательства гипотезы. Результат решения поставленных в работе задач обязательно должен быть отражен в выводах к разделу, заключении и рекомендациях.

Далее формулируются объект и предмет исследования.

Объект научного исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Определить объект – значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Это сфера отношений, в рамках которой будет производиться исследование.

Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как на практике в стране, так и за рубежом.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Определить предмет исследования – это обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет часто формулируется близко к названию темы исследования, но конечно, не дословно.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание магистранта, именно предмет определяет тему квалификационной работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Когда исследователи не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средства достижения научных результатов они используют гипотезы – научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения какого-либо процесса, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными.

Гипотеза часто выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант открываемых законов. Гипотеза – звено между известным и неизвестным. В гипотезе надо показать, что вы видите нового в объекте, что позволит решить противоречия.

Сформулировать наиболее четко и полно рабочую гипотезу, как правило, трудно. Формулировка гипотезы – дело тонкое и неторопливое. В каждой гипотезе должно содержаться научное предположение, допущения, но истинность их не очевидна. От того, как сформулирована гипотеза, зависит степень ее приближения к окончательному теоретическому решению темы, т. е. трудоемкость и продолжительность теоретических разработок.

Успех зависит от полноты собранной информации, глубины ее творческого анализа, стройности и целенаправленности методических выводов по результатам анализа, четко сформулированных целей и задач исследования, опыта и эрудиции научного работника. Задача любого исследования – доказать гипотезу.

Формулируя практическую значимость, необходимо показать, какие недостатки практики можно исправить на основе результатов исследования, в каких типах учебных заведений, для каких категорий обучаемых важны результаты этой работы. Описать практическую значимость исследования можно в двух планах:

- в образовании какого вида обучаемых могут быть использованы разработанные в данном исследовании измерители, курсы, методики, программы обучения, учебные и методические пособия, какую конкретную практическую задачу они могут решить;

- в практике каких дальнейших исследований могут использоваться методика данной работы, ее структура, модель, схема, измерители, критерии, показатели.


 

ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 3

 

Тема занятия: Конструирование научной новизны в педагогических исследованиях.

Цель занятия: формирование навыков формулировки гипотез исследования.

Количество часов:  4.

 

Содержание работы:

3. Проанализировать и систематизировать теоретический материал по данной теме.

4. Определить научную гипотезу по теме своего исследования.

 

Пособия и инструменты:

Конспект лекций, компьютер, сеть Internet

 

Вопросы для защиты практической работы:

1. Понятие научной новизны

2. В чем заключается различие между научной новизной и теоретической значимостью?

Литература:

6. Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник [для магистров] / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. – 2014

7. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): Учебное пособие / В.В. Кукушкина. – М. : ИНФРАМ, 2015. – 265 с.

8. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.lanbook.com

9. Библиокомплектатор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliocomplectator.ru - для профильных дисциплин

10. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://elibrary.ru

 

Методические рекомендации

Понятие «новизна» предполагает формулирование полученного результата, который ранее отсутствовал в науке

Научную новизну составляют новая научная идея, обогащающая новую научную концепцию; обоснование теории; уточнение структуры науки; введение новых понятий или изменение старых их трактовок; опровержение устаревших идей и позиций; рекомендации по применению в практике новых научных идей и подходов.

Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. В зависимости от характера и сущности исследования она может формулироваться по-разному.

Новизна вовсе не указывает на то, что вся научная работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т. д. Применительно к магистерской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение работы данными смежных наук, и практическая часть работы: самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование, проект создания или реорганизации социально-экономической системы и т. п., если был применен нестандартный подход или новый алгоритм.

В теоретических работах научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета.

Для работ практического характера научная новизна определяется результатом, который впервые был получен и подтвержден или развивает сложившиеся ранее научные представления, уточняет практические достижения.

Следует отметить, что именно отличает эту работу от остальных источников по выбранной проблеме. Это описание вклада, который она вносит в практическую и научные сферы; раскрытие нового подхода или метода, проверенного в выполненном исследовании; разработанная методика или методология; систематизация знаний, исследований; сравнение существующих методов и др.

 


 

Практическое занятие 5

Тема семинара: Технологическая фаза научного исследования: стадии проведения и оформления результатов исследования

 

Цель занятия: формирование знаний требований к оформлению научно-исследовательских работ.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Теоретический этап исследования (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования) и

2. Эмпирический этап исследования (опытно-экспериментальная работа, осуществляемая эмпирическими методами исследования).

3. Стадия оформления результатов:

- апробация результатов исследования в докладах на семинарах, конференциях и т.д.;

- оформление результатов исследования посредством написания и публикации не квалификационных научных работ (статья, монография), квалификационных научных работ (диссертации).

 

Литература:

1. Мокий М.С. Методология научных исследований: учебник [для магистров] / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. – 2014

2. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): Учебное пособие / В.В. Кукушкина. – М. : ИНФРАМ, 2015. – 265 с.

3. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.lanbook.com

4. Библиокомплектатор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliocomplectator.ru - для профильных дисциплин

5. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://elibrary.ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.