|
||||||
Физиологическое состояние организмаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Дата 15.04.2020 г. 9 класс Тема урока: «Ритмы сна и бодрствования. Значение сна». Цели урока: Образовательные: охарактеризовать физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений; разъяснить значение сна для нормального функционирования мозга; рассказать о нарушениях сна, связанных с различными состояниями человеческого организма; показать необходимость выполнения правил гигиены сна, предупреждающие его нарушение. Развивающие: расширять кругозор и словарный запас обучающихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека. Воспитательные: прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать гигиеническому воспитанию. Оборудование: проектор, презентация, рабочие тетради и учебник. Тип урока:Изучение нового материала. Вид урока:Комбинированный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная. Методические приёмы:Рассказ, беседа, выступления. Демонстрация наглядных пособий. Ход урока 1.Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. 1. Что такое биологические ритмы? 2. Какие разновидности биоритмов бывают? 3. Как влияют биоритмы на жизнедеятельность организмов? 4. Что такое фотопериодизм и как его используют организмы для приспособления? Объясните какой биоритм изображен на слайде и что вы можете о нём сказать? 3. Актуализация опорных знаний. -Приведите примеры биоритмов человека? (Ученики приводят примеры, среди которых должен прозвучать пример сна и бодрствования.) Суточные колебания содержания глюкозы, натрия,калия и гормона роста в крови, которые регулируют ритм температуры тела и ритм сна - бодрствования. 4. Изучение нового материала. Учитель: Загадка: Что слаще сладкого, А на тарелке не поднести? Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) Учитель: - Именно о сне пойдет речь на этом уроке.Смена сна и бодрствования - это повторение ритма Земли - смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Учитель: - Давайте попробуем дать определение понятию «сон»? (Выслушиваются мнения учащихся, анализируются и дополняются учителем) Сон – это периодически наступающее состояние мозга и организма в целом, которое сопровождается значительной обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. (Рассказ учителя ) Наука, изучающая сон - сомнология. Основывается на изучении: электроэнцефалограмм, движении глазных яблок и тонусе мышц. Большой вклад в понимание процессов сна внесли русские учёные И.М. Сеченов, и, особенно, И.П. Павлов, они рассматривали сон как один из важнейших процессов ВНД (высшей нервной деятельности). Ученые - сомнологи выяснили, что во сне мы проводим треть своей жизни. Учитель: У сна выделяют две фазы (рассказ – беседа с использованием презентации (слайд № 6 ), параллельно учащимися заполняется в тетрадях таблицу –«Фазы сна») Фазы сна
Физиологическое состояние организма | ||||||
После засыпания и длится по 1-1,5 часа. | После медленного сна длится по 10-15 мин. | |||||
Снижается активность нервной системы, частота сердцебиений, кровяное давление, температура тела, деятельность внутренних органов, мышцы расслабляются | Повышается активность нервной системы, учащается сердцебиение, увеличивается кровяное давление и температура тела, мышцы в тонусе | |||||
|
||||||
|