|
|||
Рис. 13. Цикл функционирования педагогической идеи ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Рис. 13. Цикл функционирования педагогической идеи Но смену теорий нельзя представлять как линейную последовательность. Они могут накладываться друг на друга, отдельные этапы могут сокращаться, удлиняться. В теоретическом знании для нас важно выде-лить период около трех лет, необходимый для создания моделей, проектов и конструктов, т. е. для педагогического проектирования и разработки технологии воспитания, образования и обучения. Возможно, что когда-нибудь этот срок сократится, но сегодня он именно таков. Таким образом, без теоретических знаний невозможно проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций. Без теории мастер и преподаватель должны смело реализовать предлагаемые проекты и конструкты. Однако жизнь подсказывает, что возможно опережающее развитие практики. В этом случае мы говорим о передовом педагогическом опыте и педагогических новаци-ях. Подробно об этом мы еще будем говорить. Ныне теоретическая педагогика с трудом освобождается от своего авторитарного стиля и отказывается от обслуживания отмирающей командно- административной системы. С помощью педагогического проектирования этот процесс можно ускорить. Но при этом надо избежать некоторых ошибок. Самой существенной ошибкой проектирования является господствующее до сих пор неверие в него. Сложилась ситуация, когда педагоги ждут изменения системы "сверху" и проектируют педагогический процесс по-старому. Сегодня наивно ждать помощи "сверху". Мы в состоянии помочь государству и обществу улучшить воспитание подрастающего поколения. Для этого нужно самим заниматься педагогическим проектированием систем и процессов. Другая, не менее существенная ошибка кроется в приверженности практиков к сложившимся формам проектирования и их структурам. Мы редко подвергаем сомнению сложившуюся структуру планов учебной или внеучебной воспитательной деятельности, других проектировочных документов. Механическое сокращение их числа приводит в конце концов к рождению новых, ибо оставшиеся не исчерпывают задач проектирования. Такое положение чаще всего связано с убеждением педагогов в том, что за рекомендованные "сверху" метод, форму, содержание они не отвечают и за результативность с них снимается всякая ответственность. Неверный выбор форм проектирования, использования устаревших или забвение вполне продуктивных порождает у практиков неверие в теорию педагогики. Большим недостатком можно считать отсутствие вариантов и приверженность к одним и тем же формам проектирования. Практика воспитания и обучения так разнообразна, что требует созда-ния нескольких технологий для решения даже одной и той же задачи в работе с одними и теми же ребятами. На уроке, во время прак-тики ситуации могут складываться таким образом, что любой заранее приготовленный проект может не сработать, может работать во вред, и воспитанникам, и самому педагогу. Бесспорно, что инвариантные блоки, входящие в любой проект, нужны. Но нужны и вариативные. Педагог должен научиться и разрабатывать технологии воспитания и обучения, и переходить на другие. К ошибкам следует отнести попытку некоторых педагогов проектировать педагогические системы и процессы "жестко", во всех деталях. Это, как показала практика, вредно, и об этом мы говорили. Между тем в ПТУ до сих пор господствуют подобные "жесткие" проекты. Примером могут служить собрания, линейки, праздники в форме литературно-музыкальных монтажей. Здесь полностью спроектированы действия, слова всех участников педагогического процесса. Хочется также обратить внимание на пренебрежение педагогов к основным принципам проектирования — человеческому приоритету и саморазвитию систем, процессов и ситуаций. В результате проекты получаются несистемными, часто формальными и статичными. Наконец, недостатком проектирования является отсутствие накопления создаваемых моделей, проектов и конструктов. Нет архивов, хранилищ, банков данных музеев, каталогов, перечней, нет никакой паспортизации педагогических проектов. Это лишает педагогов возможностей упрощать сложные процедуры деятельности, обеспечить преемственность в развитии проектирования и наращивания педагогического мастерства.
|
|||
|