|
|||
Пт—педагогическая теория; Пп—педагогическая практика;Стр 1 из 3Следующая ⇒
3.7. Педагогическое проектирование — связующее звено педагогической теории и практики Представим себе, что мы достаточно грамотны в области теории педагогического процесса, освоили некоторые премудрости его проектирования. Достаточно ли этого, чтобы воспитание, образование и обучение было в высшей степени эффективно? Оказывается, нет. В их отношениях нет одного связующего звена — исходной теории как исходного знания, которому бы мы доверяли, на которое опирались, которому следовали. Долгие годы научное обеспечение развития системы народного образования в стране шло по пути собирания отдельных элементов из разных педагогических теорий, коренным образом не меняющих систему. Создавалась некая собирательная теория советского воспитания, подчас не представляющая собой ни целостности, ни оригинальности. В то же время в науке создавались отдельные самостоятельные теории, довольно интересные, в частности теория оптимизации обучения, автором которой стал некогда популярный советский ученый педагог Ю. К. Бабанский. Вполне завершенной является теория проблемного обучения, предложенная М. И. Махмутовым еще в середине 70-х годов. Для профтехсистемы непосредственно предназначалась теория стадийного обучения рабочих, разработанная С. Я. Батышевым, теория блочно-модульного обучения и многие другие. Эти авторские теории с большим трудом пробивались в жизнь. Причиной всему чрезмерное огосударствление образования. Такое образование удовлетворялось конгломеративной теорией воспитания и обучения, складывающейся вне науки, в органах управления образованием, в высших партийных органах. Излагалась эта теория, как правило, в постановлениях, решениях, инструкциях. Бывало, что эта "государственная педагогика" использовала ту или иную авторскую теорию, но делала это некорректно, выхватывая отдельные идеи. Появились школы-близнецы, училища-близнецы и вузы-близнецы. Про-изошло всеобщее выравнивание возможностей. Это в свою очередь привело к недооценке теории практическими работниками системы образования. В новых условиях многое меняется по отношению к теории. Ее роль возрастает. Без нее невозможна эффективная организация практики. Более того, есть суждение (М. И. Махмутов, С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнников), согласно которому педагогическая теория рассматривается как инструмент в руках проектировщика педагогических систем. Связь между теорией и практикой эти ученые видят через осуществление проектирования по схеме (рис. 12). Плюрализм в педагогических воззрениях означает сосуществование множества теорией. На основе их возможно и существование "авторских школ". Авторские теории в педагогике приобретают реальные, а не мнимые права, в том числе и право быть использованным любым учебным заведением. Педагогическая теория в процессе проектирования может выполнить двоякую роль. Рис. 12. Соотношение педагогической теории и практики: Пт—педагогическая теория; Пп—педагогическая практика;
|
|||
|