Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Марксистская философия.



Марксистская философия.

Возможно, именно марксизм стал тем философским течением, которое оказало наибольшее воздействие на общество в ХХ столетии. В СССР и целом ряде других стран была предпринята попытка построить новое, социалистическое общество, опираясь на эти философские идеи. Да и сегодня, уже в XXI в., марксизм влияет на политику, существуют многочисленные партии в разных уголках мира, которые опираются на выводы марксистской теории. Что же представляет собой эта философия?

Начиная разговор о марксизме, мы, как ни странно, должны вспомнить о Гегеле. Дело в том, что марксизм буквально «вырос» из гегелевской философии. После смерти Гегеля его последователи образовали два лагеря – «старогегельянцев» и «младогельянцев», которые по-разному понимали гегеленекое учение. Старогегельянцы делали из философии Гегеля консервативные выводы: если все действительное разумно, а все разумноедей­ствительно, то любой этап в развитии общества закономерен, его нельзя «перепрыгнуть», историю невозможно подтолкнуть в нужном направлении. Младогегельянцы же, опираясь на гегелевекую диалектику, сделали из гегелевекого учения прямо противоположные, радикальные выводы: если все разумное - действительно, а все действительное - разумно, то право на существование имеет только то, что не противоречит законам разума, все остальное же (как неразумное) подлежит разрушению. К кругу младогегельянцев принадлежал и Карл Маркс (1818-1883) - немецкий философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма в истории человечества.

Родился К. Маркс в городе Трир в семье адвоката, учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. В 1842 г. Маркс стал редактором демократической «Рейнской газеты», а в 1843 г. переехал в Париж, потом в Брюссель. В 1844 г. началась дружба Маркса с Фридрихом Энгельсом (1820-1895), продолжавшаяся до конца жизни Маркса. Вместе с Энгельсом Маркс участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов», для которой в 1848 г. они написали программу - «Манифест Коммунистической партии». 1848 г. был временем революционных потрясений в Европе, и именно тогда Маркс и Энгельс стали издавать «Новую Рейнскую газету», на страницах которой излагали свои убеждения. После поражения революции Маркс уехал в Париж, потом переехал в Лондон, где и прожил до последних дней. Энгельс, будучи материально обеспеченным человеком, практически взял на себя финансовое обеспечение теоретической и общественной работы Маркса, которого считал гениальным мыслителем. В 1864 г. Маркс организовал I Интернационал - Международное товарищество рабочих, целью которого было освобождение пролетариата от эксплуатации и создание нового, коммунистического общества. В 1867 г. вышел главный труд Маркса, где он анализировал экономические законы капиталистического общества, - «Капитал» (1-й том). Следующие тома Маркс не успел завершить, их подготовил к изданию уже после его смерти Энгельс.

Давайте рассмотрим в общем порядке основные идеи марксистов. В начале 1844 года К. Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ – «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда, самоотчуждение труда, отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности, отчуждение между людьми. Отчужденный труд воспроизводит зависимость человека, делая его неполным, «частичным» существом. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.

В «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) Маркс подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной деятельности) как основы познания. Маркс придает понятию практики характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Один из аспектов теории Маркса (по его оценке) – материалистическое понимание истории - разработан совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846г.) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848г.). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в «Капитале» находят решение гносеологические проблемы. Так он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений.

Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма. Вскрывая специфические законы развития капитализма, мыслитель развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития – законов диалектики. На основе исследования «анатомии» капиталистического общества были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов общественного развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения философской теории, философского обоснования творческой деятельности по воплощению гуманистических принципов в жизнь.

Значительный вклад в разработку теории марксизма внес и Ф.Энгельс. В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.

Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А.Бебель, П.Лафарг, К.Каутский, А.Лабриолла, А.Грамши. Велико значение русских философов-марксистов – Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.