Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вместо введения



 

Философские направления XX века. (общие черты)

 

План:

1. Вместо введения

2. Марксистская философия.

3. Прагматизм

4. Философия жизни

5. Экзистенциализм

6. Психоанализ

Вместо введения

Окончание Нового времени датируется по-разному, но большинство специалистов приходят к выводу, что на рубеже XIX – XX вв. появились коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей. Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей», имея в виду, что изменения, произошедшие за это время, продолжают влиять и на сегодняшнюю жизнь общества. Хотя многие мыслители уже ушли из жизни, их идеи живут и получают продолжение в работах современных авторов, воздействуя на нынешнюю культуру.

Современная философия не только продолжает прежнюю, но и спорит с ней. Дело в том, что в XX в. важные изменения произошли во всех областях жизни общество. Огромное место заняла наука, которая превратилась в непосредственную производительную силу. Науку и превозносят, и критикуют: она не только разрешает проблемы человеческого общества, но и порождает их. Стоит вспомнить нарастающий экологический кризис, угрозу которого человечество ощущает всё острее. В самой науке стало меньше претензий на окончательность и абсолютность суждений. Разработка теории относительности, квантовой теории и другие научные открытия заставили пересмотреть классическую модель Ньютона. Коренные изменения произошли и в математике: геометрия Евклида, считавшаяся образцом истиной научной теории и не подвергавшаяся сомнению в течение двух тысяч лет, дополняется неевклидовыми геометриями Римана, Лобачевского.

Существенно изменяется экономическая жизнь западных стран. С конца XIX в. экономка все меньше обращает внимания на национальные и государственные границы, а сегодня она и вовсе приобретает глобальный характер: изменения в одной сфере, одном регионе отзываются изменениями во всех остальных сферах и регионах мира.

Происходит заметный перелом в религиозной сфере. Традиционные религии начинают занимать все меньшее место в общественной жизни, заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные религиозные взгляды и положения течения.

Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение современного человека. Горе и страдания, принесенные этими войнами, заставили осознать хрупкость привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества. Вера в неодолимость прогресса пошатнулась, стало очевидным, что прогресс в одних областях общественной жизни сопровождается регрессом в других её областях. Неочевидной становится и возможность прогресса и в самой философии: если философы Нового времени претендовали на то, что их системы превосходят системы предшественников, являются своего рода завершением, «высшей точкой» развития вопроса. Общей установкой становится плюрализм (множественность) в философии: разные философские учения и школы существуют, спорят, ведут диалог друг с другом, но не претендуют на абсолютную истинность. В этом смысле Платон и Кант, Фейербах и Гегель рассматриваются современными мыслителями не только как великое прошлое, но и как участники современных философских дискуссий.

Сама же философия XX в. представляется собой множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления фи­лософской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влия­тельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основываю­щуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не ос­танавливающуюся в своем развитии.

Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для на­шего времени:

•все более пристальное внимание к человеку как главному пред­мету философии;

•беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

• глобальные проблемы человечества;

•анализ человечества как единого целого в параллелях с приро­дой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистичес­ки-региональных тенденций развития цивилизации;

• углубление формалистических исканий;

•вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.