|
|||
Вместо введенияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Философские направления XX века. (общие черты)
План: 1. Вместо введения 2. Марксистская философия. 3. Прагматизм 4. Философия жизни 5. Экзистенциализм 6. Психоанализ Вместо введения Окончание Нового времени датируется по-разному, но большинство специалистов приходят к выводу, что на рубеже XIX – XX вв. появились коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей. Начиная с XX столетия историю называют «Новейшей», имея в виду, что изменения, произошедшие за это время, продолжают влиять и на сегодняшнюю жизнь общества. Хотя многие мыслители уже ушли из жизни, их идеи живут и получают продолжение в работах современных авторов, воздействуя на нынешнюю культуру. Современная философия не только продолжает прежнюю, но и спорит с ней. Дело в том, что в XX в. важные изменения произошли во всех областях жизни общество. Огромное место заняла наука, которая превратилась в непосредственную производительную силу. Науку и превозносят, и критикуют: она не только разрешает проблемы человеческого общества, но и порождает их. Стоит вспомнить нарастающий экологический кризис, угрозу которого человечество ощущает всё острее. В самой науке стало меньше претензий на окончательность и абсолютность суждений. Разработка теории относительности, квантовой теории и другие научные открытия заставили пересмотреть классическую модель Ньютона. Коренные изменения произошли и в математике: геометрия Евклида, считавшаяся образцом истиной научной теории и не подвергавшаяся сомнению в течение двух тысяч лет, дополняется неевклидовыми геометриями Римана, Лобачевского. Существенно изменяется экономическая жизнь западных стран. С конца XIX в. экономка все меньше обращает внимания на национальные и государственные границы, а сегодня она и вовсе приобретает глобальный характер: изменения в одной сфере, одном регионе отзываются изменениями во всех остальных сферах и регионах мира. Происходит заметный перелом в религиозной сфере. Традиционные религии начинают занимать все меньшее место в общественной жизни, заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные религиозные взгляды и положения течения. Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение современного человека. Горе и страдания, принесенные этими войнами, заставили осознать хрупкость привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества. Вера в неодолимость прогресса пошатнулась, стало очевидным, что прогресс в одних областях общественной жизни сопровождается регрессом в других её областях. Неочевидной становится и возможность прогресса и в самой философии: если философы Нового времени претендовали на то, что их системы превосходят системы предшественников, являются своего рода завершением, «высшей точкой» развития вопроса. Общей установкой становится плюрализм (множественность) в философии: разные философские учения и школы существуют, спорят, ведут диалог друг с другом, но не претендуют на абсолютную истинность. В этом смысле Платон и Кант, Фейербах и Гегель рассматриваются современными мыслителями не только как великое прошлое, но и как участники современных философских дискуссий. Сама же философия XX в. представляется собой множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии. Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени: •все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии; •беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров; • глобальные проблемы человечества; •анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации; • углубление формалистических исканий; •вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.
|
|||
|