Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Единство и соподчиненность. Композиционный центр



Тема 1.15

Единство и соподчиненность

Композиционный центр

Мир – это гармония и ритмика, считали древние греки. Законы музыкальной гармонии они переносили на всю вселенную. Всеобщий закон гармонии должен быть единым для живой и неживой природы, материального и идеального мира, куда входит и искусство.

Гармония– особое целостное единство, охватывающее абсолютно все сущее, как материальное, так и идеальное. Этозакон целого.

Гармония выражает не количество, а качество, сущность, красоту.

Гармония – связь различных частей в единое целое.

Связать части между собой можно только за счет сходства самих частей, за счет того общего, что содержится в каждой части.

Если все части различны между собой, то и целого организовать они не смогут. Создавая любое произведение, можно идти от частей к созданию целого или наоборот, от целого к разработке частей.

Создать гармоничную композицию можно только в единстве смыслового и образного раскрытия темы, пластического, колористического и фактурного решений.

.

Единства можно добиться только путем соподчинения. Соподчинение происходит в основном между композиционным центром и другими элементами композиции. Композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Как правило, композиционный центр помещается в активной, центральной части композиции.

Смещение относительно геометрического центра придает произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность.

 

Композиционный центр можно выделить:

· самым большим элементом по контрасту с самым маленьким;

· самым светлым или темным по контрасту с самым темным (светлым);

· активным ритмом;

· самым сложным по силуэту элементом;

· самым ярким элементом;

· композиционной паузой.

 

Целостность, неделимость композиции можно считать главным законом композиции. Достижение гармонии – процесс длительный. Работая над картиной, художник может изменять пропорции предметов, увеличивать или уменьшать значимость композиционного центра, активизировать ритмы, применять метры, утемнять или высветлять тон, увеличивать насыщенность цвета, усложнять или упрощать силуэт пятна, изменять количество объектов и т.д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.