Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Текст статьи для работы. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА. ДРЕВНЕЙ РУСИ



Текст статьи для работы

 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА

ДРЕВНЕЙ РУСИ

История крестово-купольного храма тесно связана с римской культурой, а так же с появлением христианской веры. Изначально христиане не имели возможность открыто проводить богослужения, поэтому их осуществляли в катакомбах. По мере увеличения количества общин, их действия становились смелее, что дало возможность открыто проводить обряды в специально созданных для того помещениях. За основу объемно-планировочных решений первых храмов взяты римские базилики, которые создавались римлянами для судов и совершения коммерческих сделок. Со временем появлялись новые типы храмовых построек, которые отличались сложностью планировочных и объемных решений, а так же своими размерами и декором. Таким образом, к началу X в. среди них выделилось четыре основных вида:

1. Базилика – прямоугольное и вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на три или пять нефов. Центральный неф всегда выше боковых, в верхней части его стен находятся окна. Примером служит церковь св. Софии в Охриде.

2. Центрический храм – в плане такой храм может быть круглым или многоугольным. Круглые церкви использовали как баптистерии или надгробные памятники. Примерами центрических построек служат Латеранский баптистерий и оригинальная гробница Теодориха в Равенне.

3. Купольная базилика – отличается от обычной базилики менее вытянутым центральным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Классическим примером является собор Святой Софии Константинопольской.

4. Крестово-купольный храм – храм, для которого характерен крестообразный план, образованный за счет пересечения центрального нефа с трансептом.

Среди всех типов преобладал крестово-купольный храм. В классическом варианте всегда представляет собой прямоугольник поделённый рядами столбов на нефы, число которых 3, 5 или 7. Ориентирование храма по сторонам света всегда одно и то же - вход располагается с западной стороны, с восточной находятся апсиды, количество которых совпадает с количеством нефов. «Внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах. Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом» [3]

 

Рисунок 1. Простейший план крестово-купольного храма

В середине X века Русь испытывала влияние византийского искусства в связи с распространением христианской веры на южные окраины, а так же из-за укрепления торговых отношений. В 988 году Владимир крестил Русь, что оказало огромное влияние, как на архитектуру, так и на всю историю в целом. Изначально было уничтожено все, что связывало Русь с языческой верой – разрушались идолы и капища. Для строительства храмов были приглашены византийские мастера. Начало строительства крестово-купольных храмов на Руси началось сразу после крещения. С этим же событием соотносят начало каменного строительства. «Характер первых каменных построек был византийским. Искусство, поначалу черпавшее вдохновение непосредственно из греческих источников, оказалось под новым мощным воздействием, надолго обусловившим его судьбы» [2, с 321]. Но последующие храмы хоть и были похожи на византийские, но уже приобретали собственные черты. Зодчие предпринимали попытки найти новые архитектурные формы не характерные для построек Византии. Планировочная система и объемная структура не были затронуты, что нельзя сказать про пластическое решение. Каждый храм приобретает собственнорусские черты и элементы. Впервые появляются многоглавые церкви, на фасадах прясла, каждая из которых завершается закомарой. Особое место занимают четырёхстолпные, трехнефные и одноглавые постройки, которые создавались на всей территории Древней Руси.

«Наступал новый период русской истории - развивался процесс феодального дробления страны, сложения и роста новых административных и экономических центров, новых территориальных образований. Созрели условия, при которых нужда в собственных кадрах строителей стала актуальной для нескольких крупных русских городов, превратившихся в столицы мощных княжеств. Здесь были созданы собственные строительные артели» [1]. Каждая архитектурная школа того времени имела свои отличительные приемы в художественном, пластическом и объемно-планировочном оформлении церквей, но в основе всегда лежал крестово-купольный тип. Выделяют несколько школ:

- Черниговскую архитектурную школу, которая знаменита высоким уровнем ремесел. Ее храмы отличаются равнослойной кирпичной кладкой, каменным фундаментом, более объемным кирпичом, стены декорировались лопатками и полуколоннами, которые заканчивались капителями. (Пятницкая церковь, Борисоглебский собор).

- Смоленские, к которым относятся черниговско-киевская (Петропавловская церковь, церковь Иоанна Богослова) и полоцко-смоленская (Свирская церковь) школы. К главным чертам относят отход от византийских канонов, напряженную динамику и ярусность, монументальность и художественную смелость.

- Полоцкую школу. Из летописей известно, что полоцкие зодчие обучались ремеслу в Византии, поэтому после их возвращения наблюдается схожесть полоцких построек с византийскими. Но имеются такие характерные черты, как использование системы кладки со скрытым рядом. (Спасо-Ефросиниевский монастырь).

- Новгородскую школу, архитектура которой характеризуется величавостью, строгостью, вертикализмом, динамикой. Постройки отличались размерами и наличием большого количества фресок на стенах. (Церковь Спаса на Нередице, Церковь Феодора Стратилата на Ручью).

- Псковскую школу. Ее отличиями выступали геометричность объемов, скромность внешнего облика, отказ от опор, поскатное покрытие, оштукатуренные известью стены, заглубленный в стену узор, главный объем обрастал пределами. (Спасо-Преображенский Мирожского Завеличского монастыря).

- Школу Владимиро-Суздальского княжества, которая являлась крупнейшим центром зодчества. К характерным чертам относятся устойчивая нижняя часть здания, узкие вертикальные окна, арочное обрамление порталов и окон, использование в декорировании фасадов народных мотивов. (Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор).

Таким образом, архитектура Древней Руси, представленная в основном храмовыми постройками, позаимствовала крестово-купольный тип византийского храма, но при этом творчески его переосмыслила. Русские мастера смогли создать собственный и неповторимый стиль в архитектуре.


Селезнева О.В. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА ДРЕВНЕЙ РУСИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(53). URL: https://sibac.info/archive/social/6(53).pdf

Дополнительные источники:

https://www.sites.google.com/site/1historyofart/drevnerusskoe-iskusstvo-terminologiceskij-slovar - Терминологический словарь древнерусского искусства

http://temples.ru/dictionary.php - словарь архитектурных терминов

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.