Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы подготовки и разработки бизнес-плана.



Этапы подготовки и разработки бизнес-плана.

Первый этап — подготовительный, включающий сбор информации о требованиях к бизнес-плану в избранной отрасли и масштабах предполагаемой деятельности.

Второй этап — определение внутренних и внешних целей разработки бизнес-плана, т. е. перечень проблем, которые необходимо решить с его помощью. Поэтому план должен содержать привлекательное коммерческое предложение для целевого рынка товаров (услуг) и инвесторов.

Третий этап — определение инвесторов, в качестве которых могут выступать:

1) различные государственные и негосударственные инвестиционные институты;

2) отечественные кредитные организации;

3) международные инвестиционные институты: Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития;

4) международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития;

5) будущие партнеры или акционеры — крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли или регионе.

Предприятия имеют также внутренние источники инвестиционных ресурсов, в том числе амортизационный фонд; прибыль; сбережения персонала предприятия.

Четвертый этап — определение структуры бизнес-плана. Бизнес-план может включать следующие разделы:

1) введение (резюме бизнес-плана);

2) описание предприятия;

3) описание продуктов — товаров и услуг;

4) анализ и оценка рынка сбыта продукции;

5) конкуренция;

6) план маркетинга;

7) план производства;

8) организационный план;

9) финансовый план и оценка риска;

10) приложения.

Пятый этап — сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. На этом этапе целесообразно участие специалистов предприятия, а также экспертов и консультантов специализированных организаций.

Шестой этап — разработка бизнес-плана, осуществляемая под руководством либо руководителя предприятия, либо ответственного за реализацию плана.

Седьмой этап — проведение предварительной экспертизы плана, после чего он может быть представлен инвесторам или кредиторам.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:

1) наименование проекта;

2) место подготовки плана;

3) авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны;

4) имена и адреса учредителей;

5) назначение бизнес-плана и его пользователей.

На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Он составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.

Также титульный лист может содержать требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.

После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

Бизнес-план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5 – 2 страницы). Аннотация может быть оформлена в последовательности, которая указана ниже.

1. Предприятие.

2. Адрес.

3. Телефон, факс.

4. Руководитель предприятия.

5. Суть предлагаемого проекта и место реализации.

6. Результат реализации проекта.

7. Необходимые финансовые ресурсы.

8. Срок окупаемости проекта.

9. Ожидаемая среднегодовая прибыль.

10. Предполагаемая форма и условия участи инвестора.

11. Возможные гарантии по возврату инвестиций.

В введении указываются задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован.

Резюме (концепция бизнеса) – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, т. е. информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.

Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов.

Раздел «Общее описание предприятия».Объем описания фирмы (предприятия) не должен превышать несколько страниц. Раздел лучше начинать с анализа текущего состояния отрасли, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития отрасли. Необходимо показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.

Здесь можно кратко рассказать об истории развития предприятия (дать основания компании, ее основные успехи или достижения). Краткие сведения о предприятии должны, как правило, включать следующее:

1. общие сведения: расположение предприятия, занимаемая площадь; количество зданий и цехов (собственный или арендованный), выгодность расположения, количество работников;

2. характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ оборудования, оценка стоимости оборудования, стоимость арендованного оборудования, стоимость неустановленного оборудования;

3. является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг; что и как она намерена предоставлять своим клиентам;

4. в каких географических пределах она планирует развивать свой бизнес;

5. имеет ли компания разработанный ассортимент товаров; как ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности.

В разделе «Характеристика туристского продукта или услуги» описываются продукты и услуги, ради производства которых задумывался весь проект. Здесь целесообразно представить свойства и наглядные данные продуктов и услуг (описание, модели, фотографии), а также сведения о потенциальных потребителях продуктов (услуг) и потребностях, которые эти продукты (услуги) будут удовлетворять. Можно составить прогноз платежеспособного спроса и динамики ожидаемого потребления продуктов (услуг) по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данных продуктах (услугах). Кроме того, в разделе обычно дается прогноз цен, по которым предполагается реализовать создаваемые продукты (услуги).

В разделе «Оценка рынка сбыта» анализируется ситуация на рынке сбыта туристских продуктов и услуг, определяется емкость данного рынка. Настоящий раздел основывается на маркетинговых исследованиях и требует сбора и обработки большого объема информации. Основная цель — выбрать сегмент туристского бизнеса, где найдут покупателей планируемые к производству продукты и услуги, а также отразить полноту представления о рыночной конъюнктуре. Кроме того, здесь предопределяются объемы производства и продаж продуктов (услуг) по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

В разделе «Анализ конкуренции» содержится информация о конкурентах. Здесь приводятся данные: статистика численности конкурентов, уровень качества их туристских продуктов (услуг) и обслуживания туристов, объемы реализации туристских продуктов (услуг), цены и доходы, а также сильные и слабые стороны конкурентов по бизнесу. Сравнительный анализ названных показателей организации-разработчика и предприятий-конкурентов позволяет оценить рейтинг и конкурентоспособность инновационного бизнеса, а также осуществить корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.

В разделе «План маркетинга» рассматриваются: схема продвижения продукта (услуги) (контакты с потребителем, учет его запросов); методы распространения продукта (услуги) (самостоятельно, через посредников); ценообразование; реклама; стимулирование продаж (скидки и др.); организация послепродажного обслуживания клиентов (информирование своих клиентов о новых продуктах (услугах) и др.); формирование общественного мнения о туристской организации и продуктах (услугах).

Главная задача раздела «План производства» — подтвердить, что туристская организация может реально производить необходимое количество продуктов (услуг) требуемого качества. Содержание раз- дела во многом зависит от сферы предпринимательской деятельности. Традиционно в нем рассматриваются вопросы подготовки и организации производства, производственная структура, система сбыта, сеть снабжения, система обеспечения и контроля качества, обслуживание покупателя в процессе продажи и после продажи и др.

В этом разделе «Организационный план» должны быть рассмотрены следующие вопросы:

- менеджеры и организаторы. В разделе представлены краткие сведения, отражающие уровень квалификации и профессиональные достижения каждого из членов команды.

- организационная структура. В этом подразделе нужно показать прежде всего управленческую структуру. Краткое количество отделов, цехов их основные функции.

- кадровая политика и стратегия. В разделе представлены вопросы: пакет льгот; премии; планы стимулирования; процедура найма рабочих.

Раздел «Финансовый план» обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении. В нем определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения. Раздел включает комментарии к финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продуктов (услуг) и др.), прогнозы финансовых результатов.

Туризм как отрасль имеет необходимые предпосылки для привлечения сторонних финансовых средств. Он динамично развивается, показывая не только высокие темпы роста, но и стремление к глубоким качественным преобразованиям. Туристские услуги ориентированы на платежеспособный спрос, и в отрасли генерируются значительные финансовые потоки. Кроме того, имеются регионы, в которых туризм при должном развитии может стать одной из важнейших отраслей и приносить значительный доход.

Возможность привлечения средств туристов следует рассматривать как один из существенных факторов экономического потенциала туристского региона, так как развитие туризма как сферы экономики предполагает и развитие целого комплекса отраслей (легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и др.). Это следует учитывать при разработке планов и прогнозов социально-экономического развития регионов в целом.

2. Домашнее задание:

- составить краткий конспект лекции

- кратко составить бизнес план любой туристической фирмы в Нижнем Новгороде и области.

 

3.Отправить выполненную работу преподавателю

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.