Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Блиц - опрос!



Блиц - опрос!

1.    С деятельностью каких выдающихся мастеров связан расцвет клавирной музыки 17 - первой половины 18 веков? (Куперен, Скарлатти, Гендель, Бах)

2.    Какую роль играл клавир в творчестве Баха? (творческая лаборатория, позволяющая экспериментировать)

3.    Какая задача стояла перед Бахом в клавирной музыке? (преодоление ограниченности средств, которыми располагала клавирная музыка; создание инструмента, предназначенного для аккомпанемента и домашнего музицирования; выражение больших чувств и мыслей)

4.    Какие сферы и стили стали доступны клавиру благодаря Баху? (сфера лирики и патетики, зиртуозный концертный стиль, кантиленность звучания)

5.    Перечислите жанры клавирной музыки, в которых работал Бах. (клавирная сюита, клавирный концерт, двух- и трехголосные инвенции, маленькие прелюдии, циклы прелюдий и фуг, старинные анцевальные сюиты, циклы учебных пьес)

6.    Какие из этих жанров ввел в творческую практику сам Бах? (клавирный концерт, модернизировал таринную танцевальную сюиту)

Задание. Партитуры

- А теперь предлагаю выполнить интересное задание. Нужно по нотным образцам и звучащему эрагменту определить произведение Иоганна Себастьяна Баха и его часть.

5. Лейпциг

Продолжим наш разговор о жизненном пути Иоганна Себастьяна Баха.

В 1723 году он переезжает в Лейпциг, где остается до конца своей жизни. Бах занимает должность антора (то есть руководителя хора) певческой школы при церкви Святого Фомы. В его обязанности входило музыкальное обслуживание силами школы главных церквей города, и за состояние и качество церковной музыки отвечал сам Бах.

Иоганну Себастьяну пришлось принять стеснительные для себя условия. Ограничивались его ворческие возможности. Но Бах, жертвуя многим, не поступался главным-своими художественными беждениями. На протяжении оставшейся жизни и жизни композитора в целом, Иоганн Себастьян создавал роизведения, поражающие своим глубоким содержанием и внутренним богатством. Но церковное ачальство было недовольно музыкой Баха. Ее находили слишком яркой, красочной, человечной. Музыка оганна Себастьяна противоречила церковной строгой обстановке и настроению отрешенности от всего эмного.

В этот период Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции, такие как: большая зсть кантат (всего было написано около 250 кантат); «Страсти по Матфею»; «Страсти по Иоанну»; «Высокая» есса си-минор. Страсти, или пассивны, представляли собой повествование о страданиях и смерти Иисуса риста в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса тоже была близка по содержанию к страстям. И есса, и страсти представляли собой хоровые песнопения в католической церкви.

Также композитор продолжал сочинять музыку для клавира: были написаны «Итальянский концерт», том ХТК.

 

ITO было общество музыкантов, устраивавших концерты светской музыки для жителей города. Он с большим спехом выступал на концертах и в роли солиста, и в роли дирижера. Для этих концертов Бах специально inсал произведения светского характера.

Но основная работа приносила только одни огорчения и неприятности. Средства на школу были 1ИЧТОЖНЫ, мальчики голодали и были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей, то очень расстраивало Иоганна Себастьяна. Оркестр школы состоял всего из 4 труб и 4 скрипок. Все фошения Баха о помощи школе оставались без внимания. Но самым ужасным было то, что отвечать за все 1еполадки приходилось кантору, то есть Иоганну Себастьяну.

Единственной отрадой для Баха были творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм >ридеман, Филипп Эмануэль, Иоганн Кристиан-оказалисьталантливыми музыкантами. Еще при жизни отца >ни стали известными композиторами. А Анна Магдалена Бах, вторая жена Иоганна Себастьяна, обладала фекрасным слухом и красивым сильным сопрано. Специально для музыкальных занятий с женой Бах 1аписал сборник фортепианных пьес «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Хорошо пела и старшая дочь 1оганна Себастьяна. Его дом был всегда наполнен музыкой. Для своей семьи композитор сочинял большое юличество вокальных и инструментальных ансамблей.

Последние годы жизни Иоганна Себастьяна Баха были омрачены серьезной болезнью глаз. После фоведения неудачной операции, Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, творить, диктуя фоизведения для записи своим детям. Смерть настигла композитора внезапно. После похорон Баха быстро !абыли. Его могила при перепланировке церковного двора исчезла, скрылась под мостовой.

После смерти Иоганна Себастьяна очень тяжело было жить его семье. Анна Магдалена умерла через L0 лет в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. Но в юследние годы жизни ей помог Бетховен.

II викторина

1)    «Высокая» месса си-минор «Kyrie eleison» («Господи помилуй»)

2)    Фуга ре-минор из Токкаты и фуги ре-минор (тема фуги)

3)    Ария Альта из «Страсти по Матфею»

- Ребята, кто-нибудь может рассказать о двух крупных вокально-инструментальных жанрах творчестве Баха?(1 ряд)(месса и пассион)

6.    Возрождение

После издания в 1802 году биографии Иоганна Себастьяна Баха, написанной профессором ^.Н.Форкилем, творчеством композитора заинтересовались многие музыканты. В 1829 году под управлением немецкого композитора Феликса Мендельсона было публично исполнено произведение «Страсти по Иатфею». Считается, что именно он возродил творчество Баха.

После этого в Германии впервые осуществляется полное издание сочинений Баха. Музыканты всего пира начинают играть музыку Иоганна Себастьяна, поражаясь ее красоте и вдохновению, ее мастерству и :овершенству. Баха даже стали называть «Пятым евангелистом», так как он сочинил огромное количество церковной музыки.

Великий Людвиг ван Бетховен говорил об Иоганне Себастьяне Бахе так: « Не ручей! - Море должно 5ыть ему имя!», ведь «бах» в переводе с немецкого означает «ручей».

 

Посмотрите на эти видеофрагменты и скажите, как они могут быть связаны с жизнью и творчеством Иоганна Себастьяна Баха?

1)    Дети-композиторы И.С.Баха: Филипп Эмануэль и Вильгельм Фридеман

2)    Города, в которых жил или бывал И.С.Бах

3)    Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! - Море должно быть ему имя!» («бах» в переводе с немецкого означает «ручей»)

Задание. Партитуры фуги

-      Ребята, предлагаю еще одно задание. Я раздам вам партитуры фуг, каждому варианту - свою партитуру. Нужно охарактеризовать основные разделы фуги по ее партитуре. Задание очень интересное и сложное. Ну что, начнем?

1.    Из каких разделов состоит фуга? (экспозиция, разработка, реприза)

2.    Сколько голосов в фуге (1 вар - 3 голоса, 2 вар -4 голоса)

Обратите внимание на экспозицию.

3.    Как строится экспозиция? (тема проходит в каждом из голосов)

4.    Что такое тема фуги? (Тема - относительно законченная часть мелодии, которую проводит голос, выступивший первым)

5.    Сколько раз в экспозиции проводится тема фуги? (1 вар - 3 раза, 2 вар - 4)

6.    Как называется продолженное развитие темы? (противосложение)

7.    В каком соотношении находится провидение темы? (2 вар - С - G, 1 вар - c-g) Значит, экспозицию фуги составляют первые проведения темы во всех голосах в тонико-доминантовом отношении.

Теперь посмотрим на разработку.

8.    Каждый вариант должен определить какого вида этот полифонический раздел: тематически насыщенная разработка (2 вариант) или разработка, основанная на материале интермедии (ладогармоническое развитие) (1 вариант)?

9.    Что такое интермедия? Отвечает 1 вариант(интермедия - промежуточное построение, музыка связующе-переходного характера между проведениями темы)

10.  Что такое стретта? Отвечает 2 вариант (стретта - прием, когда проведение темы начинается раньше, чем закончилась предыдущее)

Обратимся к репризе.

-      Мы знаем, что функция репризы в фуге - это утверждение темы во всех голосах чаще всего в основной тональности.

11.  Охарактеризуйте индивидуальные особенности каждой репризы (1 вариант-тема только в 1 голосе, повторяется дважды. 2 вариант - реприза проходит в 1, 2,4 голосах; в первом голосе

• повторяется дважды).

Задание. Контрапункты

- Ребята, мы говорили о том, что тема в полифонической музыке контрапунктическому развитию.

Что же такое контрапункт? (контрапункт - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов; в переводе с латинского «punctum contra punctum» - «голос против голоса)

 

контрапунктах.

Какие виды преобразующего контрапункта вы знаете? (1) Ракоходный (возвратный) - все звуки мелодии наоборот. 2) Зеркальный - от первого звука мелодия идет зеркально. 3) Контрапункт в увеличении - укрупнение ритмической длительности. 4) Контрапункт в уменьшении - уменьшение (дробление) ритмической длительности).

-      А теперь я предлагаю игру. Я заколдовала 4 известные мелодии из песенной литературы. Для того, чтобы расколдовать мелодию, нужно применить различные контрапунктические техники (вызвать 4 человека поочередно, после каждого разгаданного контрапункта).

Предлагаю начать с ракоходного контрапункта (затем зеркальный, в уменьшении, в увелчении).

Домашнее задание

-      Сегодня у нас был очень насыщенный урок. Но для того, чтобы закрепить изученный материал, необходимо повторить его дома. Предлагаю вам интересное задание. Я раздам листочки с кроссвордом- наоборот. В нем уже вписаны слова - это жанры произведений, в которых работал И.С. Бах. Ваша задача: написать определения к словам, имеющимся в кроссворде и кратко охарактеризовать каждый жанр. Определения напишите на это стороне листочка, под кроссвордом, а характеристики жанров - на другой, оборотной. Главное, не забудьте подписать свои работы!

Завершение урока

-Ну вот и подходит к концу наш урок. Спасибо, что внимательно слушали меня, активно участвовали в ходе нашего урока. Спасибо, что высказали столько интересных идей! Мне было очень приятно работать с

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.