Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сущность качества



2. Сущность качества

 

Деятельность в области стандартизации, метрологии и сер­тификации направлена на обеспечение качества процессов и продукции как результата процесса.
Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям (1). Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).
Объектом качества могут быть продукция, процесс, органи­зация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Примером подобной комбинации является такое всеобъемлю­щее свойство, как «качество жизни». За рубежом, а в последнее время и в нашей стране все чаще проблему защиты интересов и прав потребителей стали рассматривать именно с позиции «ка­чества жизни». Это понятие включает целый ряд аспектов про­цесса удовлетворения человеческих потребностей: качество то­варов и услуг, охрана среды обитания, обеспечение физическо­го и морального здоровья, качество образования и пр.

В дальнейшем качество будет рассматриваться применитель­но к такой сфере деятельности, как коммерция, и к основным ее объектам — товарам и услугам.
Товар — любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Товар — это все, что может удовлетворять потребность или нужды и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Услуга — результат непосредственного взаимодействия ис­полнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя .

Рассмотрим второй элемент качества — характеристики. Товары и услуги обладают совокупностью отличительных свойств — характеристик. Характеристики могут быть каче­ственными (например скорость и бесперебойность интернета, запах и вкус пищевого продукта, вежли­вость и профессионализм продавца) и количественными (ско­рость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.).

Третий элемент — требования. Требования — это прежде всего потребности. Существует иерархия потребностей. В ее ос­новании лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке возрастания) — потребнос­ти в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эс­тетические, социальные потребности. Вершину пирамиды со­ставляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению).

Поставщики* должны обеспечивать удовлетворение пот­ребностей. Достижение высокой удовлетворенности потреби­телей — основа политики качества поставщика. Чтобы успеш­но конкурировать, необходимо своевременно предвидеть малейшие изменения в предпочтениях потребителей, т.е. надо знать предполагаемые, перспективные потребности. «Потреби­тель должен получить то, что хочет, когда он это хочет» — та­ков первый принцип обеспечения качества, сформулированный доктором Э. Демингом*.

Вышеизложенный материал позволяет понять определения терминов, сформулированные отечественными учеными.

Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции — количественная характе­ристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (3). На­пример, при оценке качества эмалевой краски для пола такое свойство, как жаростойкость, не будет приниматься в расчет, тогда как для краски, предназначенной для отделки кухонной плиты, это свойство следует считать важнейшим. Показатель качества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять те или иные потребности. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «сопротивление истиранию» и др.

Показатели качества могут выражаться в различных едини­цах и могут быть безразмерными. При рассмотрении показателя следует различать наименование показателя (разрывная нагруз­ка, ресурс) и значение показателя (соответственно 50 Н, 1000 ч).
* Поставщик — организация или лицо, предоставляющие продукцию (1). В качестве поставщика выступают производитель, оптовое и розничное предприя­тия, исполнитель услуги, поставщик информации.


Э. Деминг — крупнейший ученый в области теории и методологии комп­лексного управления качеством, автор «японского чуда».


3. Характеристика требований к качеству продукции

 

Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большин­ству товаров и услуг, являются требования: назначения, безо­пасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбе­режения, технологичности, эстетичности.

Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.), — функциональную пригодность; состав и структуру сырья и ма­териалов; совместимость* и взаимозаменяемость**.
Требования эргономики — это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организ­ма для обеспечения удобства пользования***.
Требования ресурсосбережения — это требования экономно­го использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудо­вых ресурсов.
Требования технологичности — приспособленность продук­ции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.
Эстетические требования — это требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, соци­ально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственную конфи­гурацию, качество отделки изделия или помещения).

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" требования, устанавлива­емые государственными стандартами для обеспечения безопас­ности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения совместимости и взаи­мозаменяемости продукции, являются обязательными для со­блюдения органами государственного управления, субъектами хозяйственной деятельности. К обязательным требованиям так­же относят методы контроля соответствия товара обязательным требованиям и требования к маркировке как способу информа­ции об опасности (безопасности) товара и о правилах обраще­ния с товаром.

* Совместимость — пригодность продукции (процессов и услуг) к совмест­ному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при за­данных условиях для выполнения установленных требований (2).

** Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия (процесса, услуги) для использования вместо другого изделия (процесса, услуги) в целях выполне­ния одних и тех же требований (2).

*** Эргономичность можно рассматривать так же, как проявление совмес­тимости в системе «человек — изделие», «человек — техника».

Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотв­ращение причинения вреда имуществу потребителя, подлежит обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям (обязательной сертификации, декларированию со­ответствия).

Таким образом, согласно двум упомянутым законам, обяза­тельными требованиями к качеству товаров являются безопас­ность, экологичность, совместимость и взаимозаменяемость.

При определении состава обязательных требований нужно иметь в виду два обстоятельства: 1) в соответствии с законода­тельством и стандартами перечень обязательных требований может расширяться, например, за счет требований функцио­нальной пригодности (эффективность действия дезинфицирую­щего средства, точность действия контрольно-кассовой маши­ны, показатели энергопотребления электро- и радиоприборов); 2) для некоторых товаров требования надежности являются од­новременно требованиями безопасности (сохраняемость пище­вого продукта, безотказность транспортного средства).

Положения стандарта, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называются нормами. Если нор­ма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».

Контрольные вопросы:

1. Какие знания формирует дисциплина?

2. С какими дисциплинами связана дисциплина «Основы стандартизации, метрологии, сертификации»?

3. Назовите основную цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации.

4. Поясните триаду методов и видов деятельности по обеспечению качества. 

 

Выводы:

Целью изучения дисциплины «Стандартизация, метрология и сертификация» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности для обес­печения эффективности коммерческой деятельности. Успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг и надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или каче­ства. Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.