Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 1. Введение. Содержание дисциплины и ее задачи.



Лекция 1. Введение

  1. Содержание дисциплины и ее задачи
  2. Сущность качества
  3. Характеристика требований к качеству продукции.

 

1. Содержание дисциплины и ее задачи.

«Основы стандартизации, метрологии, сертификации» - одна из тех дисциплин, которые необходимы для профессиональной подготовки специалистов по ряду специ­альностей электротехнического профиля в образовательных учреждениях среднего специального образования.

Стандартизация сегодня распространяется на технику и экономику, медицину и биологию, физику и управление производством. Эта дисциплина формирует знания в области управления качеством. Техник - электрик должен уметь пользоваться стан­дартами, производить определённые измерения, метрологические расчёты, знать осо­бенности сертификации продукции и услуг. На стандартизации, метрологии, серти­фикации базируется качество товаров, а это в условиях рынка основной фактор соз­дания конкурентоспособности продукции, а значит коммерческого успеха.

Дисциплина «Основы стандартизации, метрологии, сертификации» связана с изу­чаемыми математикой, электрическими измерениями и инженерной графикой.
Стандартизация, метрология и сертификация являются ин­струментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

За рубежом уже в начале 80-х гг. пришли к выводу, что успех бизнеса определяется прежде всего качеством продукции и услуг. 80% опрошенных при обследовании 200 крупных фирм США от­ветили, что качество является основным фактором реализации то­вара по выгодной цене. Отсюда вывод: овладение методами обес­печения качества, базирующимися на триаде — стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит, и коммерческого успеха.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в разбитых и раздавленных во второй мировой войне Японии и Германии умелое применение методов стандартизации и мет­рологии позволило обеспечить качество продукции и тем са­мым дать старт обновлению экономики этих стран. Сейчас час­то вспоминают высказывание русского философа и политичес­кого мыслителя И.А. Ильина (1883—1954): «...русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к каче­ству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выст­раданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца».

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремя­щиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конку­рентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требова­ний стандарта. В этом смысле стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и за­дачи охватывают все сферы общественной жизни. Так, стандар­ты на процессы и документы (управленческие, товаросопрово­дительные, технические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требо­ваниям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или каче­ства. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызы­вает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре про­цессов производства продукции и предоставления услуг.

В перспективе по ряду товаров и услуг подтверждение соот­ветствия установленным требованиям будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги, т.е. первой стороной. В этих условиях возрастают роль и ответственность руководите­лей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации.

Соблюдение правил метрологии в различных сферах ком­мерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от не­достоверных результатов измерений.

Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с между­народными правилами, поскольку это является важным усло­вием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой орга­низации.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителя заставит специ­алистов коммерции шире использовать методы и правила стан­дартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, ра­бот и услуг.

Целью изучения дисциплины «Стандартизация, метрология и сертификация» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных областях деятельности для обес­печения эффективности коммерческой деятельности.
Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации

Изложение преследует три цели: объяснение сущности каче­ства; обоснование необходимости применения работ по стандар­тизации, метрологии и сертификации для обеспечения качества (рис. 1); пояснение сущности ряда «сквозных» (ключевых) тер­минов (качество, показатель качества, контроль качества, испы­тание, система качества), применяемых во всех главах учебника и обобщенных в нормативных документах (1—5)*.

 

Рис. 1. Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества


Хотя в наименовании учебной дисциплины третьей составляющей является «сертификация», на рис. 1 эта составляющая именуется «оценкой соответствия». Послед­ний термин является более точным и универсальным, посколь­ку сертификация как процедура подтверждения соответствия «третьей стороной» перестала быть основной формой этой дея­тельности. Оценка соответствия может осуществляться в дру­гих формах: декларирование соответствия (подтверждение со­ответствия первой стороной — поставщиком); аккредитация (признание компетентности органа или лаборатории); государ­ственная регистрация (подтверждение безопасности новых пи­щевых продуктов, биологически активных добавок и др.); госу­дарственный надзор (проверка соответствия товаров, услуг, процессов органами Госсанэпиднадзора, ветеринарного надзо­ра и пр.).

Термин «оценка соответствия» (вместо термина «сертифика­ция») применяется в Законе РФ «О защите прав потребителей» (последняя редакция), Федеральном законе «О качестве и безо­пасности пищевых продуктов» и других законодательных ак­тах, принятых в последние годы.

В свете изложенного можно предположить, что в новом по­колении государственных образовательных стандартов будет осуществлена коррекция наименования учебной дисциплины и она будет называться «Стандартизация, метрология и оценка соответствия».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.