|
|||
Таблица 22. Система форм педагогического проектирования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Таблица 22. Система форм педагогического проектирования
Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем. Концепции процесса значительно проще. Они включают в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание предполагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Концепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается. Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной форме (мечты, стремления, представления). Выход из наиболее острых ситуаций педагог может проектировать в личном дневнике. Кратко остановимся на особой форме проектирования — мечте. Мечта — это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта — это и инструмент познания. Мечта —это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высокими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. "Надо мечтать!" — не приглашение к приятному времяпрепровождению в сладких грезах, а призыв мобилизовать данную только человеку способность предвосхищающего проектирования будущего" (Семенова С.. Федоров Н. Творчество жизни. М., 1990. С. 179.). Мечта — это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза. План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Поурочно-тематический план составляется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План урока — это определение задач урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала. Если поурочно-тематический план является проектом педагогического процесса, то план урока — его конструктом. На этих примерах мы показали, что любую деятельность учащихся и педагогов предваряет документированное проектирование. Знание форм документированного проектирования позволяет педагогу пользоваться ими профессионально, совершенствовать их или разрабатывать новые. В настоящее время все чаще говорят о педагогической технологии. Педагогическая технология создается всей системой проектирования в единстве всех трех его этапов. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практики. Этапы проектирования педагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения. В ходе проектирования целевые идеи могут так значительно перерабатываться, приближаясь к конкретным условиям, что конечные конструкты начинают сильно отличаться от первоначальной модели. Между краской на палитре художника и законченным художественным произведением Пикассо, думается, существует такая же разница, как между нашими педагогическими теориями и концепциями и их реальным воплощением, но, к сожалению, чаще с обратным значением. Между тем, все должно быть совсем наоборот, ведь жизнь богаче всяких теорий. Источник: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. -- Екатеринбург : Деловая книга, 1999
|
|||
|