|
|||
Таблица 21. Этапы педагогического проектированияТаблица 21. Этапы педагогического проектирования Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Вы, вероятно, заметили, что термин "педагогическое проектирование" используется дважды в различных значениях. Один раз в названии третьей части книги — здесь педагогическое проектирование обозначает одну из важнейших функций педагога и соответственно деятельность по ее выполнению. Другой раз — для обозначения второго этапа (ступени) проектировочной деятельности. В данном случае термин употреблен в более узком значении. Избежать повторного употребления термина не удалось, и вот почему. Первоначально термин "проектирование" появился в технических науках, в них разрабатывались теория и методика проектировочной деятельности. Мы многое заимствовали оттуда, конечно, с учетом специфики педагогической деятельности. Желая сохранить сложившуюся структуру знания и терминологию, мы использовали в педагогике понятие "проектирование" в его втором значении. Параллельно с проектированием в технике проектирование разрабатывалось и в педагогике и получило соответствующее название. Таким образом, возникло двойное употребление термина "проектирование". Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер производственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мастер определяет некоторые теоретические основы формирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных действий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т. е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой модели влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс. С создания целевой идеи начинает формироваться индивидуальная педагогическая система педагога. В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог, будучи директором школы, убедился на своем опыте в том, что "самый лучший план, который можно было бы порекомендовать, останется мертвым листом бумаги, если коллектив не воодушевлен каким-то поиском, какой-то идеей.... Уверяю вас, — писал он, — если поставите этот вопрос на обсуждение педагогического совета, обсуждение будет очень интересным, родятся творческие замыслы. Инертность, которая в той или иной степени живет еще во многих коллективах, уступит место интересу к своему делу" (Сухомлинский ВА. Указ. соч. С. 424.). А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский были неистощимы на создание все новых и новых педагогических моделей. Создание таких моделей — начало творчества любого педагога; Совершение мысленных процедур возможно благодаря моделирующей способности Психики. Мозг — огромное моделирующее устройство, способное создавать самые разнообразные модели педагогических систем, процессов, ситуаций. В нашу память "заносятся" данные и способы оперирования ими. Всякая информация преобразует уже имеющуюся. Мозг постоянно строит и перестраивает модели. Зная это, педагог просто обязан в силу своей профессии развивать у себя способности к педагогическому моделированию, но при этом он должен помнить о возможности закрепления созданных моделей в сознании. Заготовленная однажды модель деятельности (действия) может многократно использоваться им и из динамичной, гибкой, постоянно перестраивающейся и развивающейся превращаться в статичную, неподвижную. Такие модели ведут к появлению стереотипов в работе педагога. К сожалению, целевые идеи-модели нередко возникают под влиянием административных требований извне, под влиянием и в рамках инструктивных предписаний. Как доказал опыт, это ведет к формализму в работе с учащимися, к нивелированию их особенностей, к принижению роли педагога в деятельности профтехучилища. Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Теоретически любой педагогический проект есть разновидность модели, хотя не всякая модель может доводиться до уровня проекта. Третий этап проектирования — это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности — это уже методическая задача. Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы (таблица 22), их число и даже они сами могут меняться. Известно, что многие педагоги некоторые формы проектирования относят к формальному бумаготворчеству, считают, что они избыточны. С одной стороны, такое отношение к проектированию есть следствие профессиональной неграмотности педагогов. С другой — результат разрыва слова и дела, девальвация слова, сложившаяся в нашем обществе вообще и в народном образовании в частности. В течение многих лет в школах и профтехучилищах ведется борьба с увеличением документации, сокращается число обязательных документов, упрощается их структура и т. д., но тенденция такова, что сократить формы проектирования не удается, напротив, число документов растет. Отсюда следует два важных вывода. Первый— без форм проектирования педагогу нельзя работать. Второй— нахождение оптимального набора форм проектирования все еще остается делом будущего. Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них. Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции— изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе. Концепция профессионально-технического образования включает изложение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.
|
|||
|