Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос II. Личность и общество.



Вопрос II. Личность и общество.

Человек становится личностью в обществе и благодаря обществу. Установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями среды, так и ее индивидуальностью, особенностями мировосприятия, духовного мира. Они реализуются в социальной деятельности, где каждая личность выполняет определенные социальные функции: для студента и школьника это учеба, для солдата – служба, для профессора – преподавание и т. д.

Взаимодействие личности и общества регулируется статусно-ролевой структурой, в которой каждый человек занимает определенное положение. Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют ее социальный статус. Статусэто соотносительное положение человека или группы в общественной структуре, связанное с определенными правами и обязанностями. Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оценку деятельности личности со стороны общества [3]. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях: авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, звание и т.п.

Каждый статус связан с другими социальными позициями через систему прав и обязанностей, поэтому-то он и является соотносительным. Ведь статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид. При этом учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но между собой они не взаимодействуют. Взаимодействуют между собой только люди – обладатели определенных статусов. Иначе говоря, социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. Статус фиксирует определенный набор конкретных типовых действий, которые должен выполнить человек в данном социальном институте, а также тех условий и прав, которые предоставляются человеку для осуществления его деятельности. Таким образом, социальный статус включает в себя определенные функции, функциональные обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия. Благодаря этому социальный статус организует и программирует социальные отношения между людьми, придает им упорядоченность и стабильность.

Типология социальных статусов:

Ø предписанные – это статусы, приобретаемые индивидом от рождения. Они присваиваются обществом вне зависимости от личных усилий и заслуг. К числу таких статусов относятся:

ü национальность;

ü место рождения и

ü социальное происхождение;

Ø приобретенные – это статус, который определяется и достигается личными усилиями самого человека (учитель, врач, футболист, директор, жена и т.п.);

Ø естественные – это статусы, которые определяются относительно устойчивыми биолого-демографическими признаками (мужчина – женщина, детство – юность – зрелость – старость);

Ø профессионально-должностные – это социальные статусы, которые фиксируют социально-экономическое и производственное положение человека в соответствие с его функциями в системе общественного разделения труда. В современном обществе именно этот статус является главным, базисным статусом личности (врач, инженер, преподаватель, банкир, ректор). Сюда же относится и семейное положение;

Ø личный статус – это положение индивида в малой группе, которое полностью зависит от того, как его воспринимают и оценивают другие в этой группе (в соответствии с его личными качествами и групповыми нормами). Индивид может лидером или аутсайдером, занимать определенное положение в структуре межличностных отношений;

Ø социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии и т.п.);

Ø формализованный статус – это положение человека, которое фиксируется и определяется какими-либо документами, инструкциями, официальными предписаниями, уставами;

Ø неформализованный статус – это положение индивида в малой группе, которое, определяется не официальными документами, а межличностными отношениями, привязанностями и групповыми нормами, а также

Ø генеральный статус – общий для всех людей – это статус человека, статус гражданина.

Кроме основных статусов существует еще множество эпизодических, не основных статусов, например, статусы пешехода, прохожего, читателя, слушателя, телезрителя, обедающего в столовой и т.п. Как правило, это все временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются и не оформляются. Они вообще трудно определимы (у прохожих). Но они есть. Они (на подсознательном уровне) влияют на детали поведения, мышления и восприятия.

В любой момент времени ни один человек не может существовать вне статуса (ов). Если он покинул одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. При этом вовсе не обязательно, что в данный момент времени у этого человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много. Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп. Каждый человек включен не в, одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида. Поэтому в социологии вводится специальное понятие – статусный набор. Каждого человека можно охарактеризовать определенным «статусным набором». Статусный набор – это совокупность всех статусов, занимаемых одним конкретным человеком. Это понятие было введено американским социологом Р. Мертоном.

Человек может иметь ряд статусов, но лишь главный из них определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Часто главный статус человека определен его работой, профессией. Именно профессия служит наиболее используемым, интегративным показателем статусной позиции: зачастую вид работы определяет такие статусные ресурсы человека, как авторитет, престиж, власть.

Статусы неравны. В общественном мнении вырабатывается и изустно передается (хотя ни в каких официальных документах не регистрируемая) определенная иерархия статусов, где одни статусы ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой, но действенной иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. В свою очередь, ранг определяется на основе престижа. Престиж – это иерархически ранжированная оценка статуса в общественном сознании. Престиж может быть личным, но чаще он определяется принадлежностью к определенной социальной группе. Если человек собственными усилиями добивается определенного статуса или общественного признания (престижа), то говорят о «достигаемом» статусе. Но если человек приобрел статус (или престиж) не своими усилиями, но криминальными или безнравственными с точки зрения общества способами, то такой статус называется аскриптивный. Именно престиж определяет привлекательность данного статуса для человека, отношение индивида к своему положению в обществе, к самому себе.

Престиж статуса определяется несколькими основными факторами:

1) реальное значение для общества данного вида деятельности, данного положения;

2) сложность и длительность подготовки и обучения специалистов данного профиля;

3) наличие кадров для данного вида деятельности, их дефицитность;

4) система ценностей в обществе, установившаяся шкала предпочтений [4].

Таким образом, социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому и обязывает. С помощью статусов упорядочиваются и регламентируются отношения между людьми. Статусы определяют сознание и поведение индивидов. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике (в одежде, жаргоне, манерах), так и во внутренней позиции личности, в ее установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него определенного типового набора действий и типового набора свойств и качеств, которые соответствуют данному статусу и которые необходимы для исполнения этих функций. Иначе говоря, с каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Например, студент — это, вероятно, достаточно образованный, обладающий необходимой культурой и кругозором человек. Его отличает социальная активность и тяга к знаниям, к приобретению и развитию профессиональных навыков и умений. Этим и определяется соответствующий тип взаимоотношений с преподавателями, сокурсниками, в быту.

Таким образом, совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образуют содержание социальной роли. Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Для комфортного взаимодействия с другими людьми каждый человек берет на себя определенные социальные роли и старается их выполнять.

Социальная роль – это стандартизированная модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. Социальная роль это, попросту говоря, набор типичных действий и процедур, которые должен выполнить человек с данным конкретным статусом. Роль – это ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Для любого статуса в обществе закрепляются и утверждаются определенные (неиндивидуальные) образцы поведения. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером-технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д.

Роль представляет собой динамическую сторону социального статуса. Сами слова «динамическая» и «поведение» указывают на то, что мы имеем дело не просто с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. С другой стороны, социальная роль – это явно не свойство отдельного индивида, и очень редко – общества в целом. Это всегда система поведения, принятая в определенной социальной группе. Следовательно, социальная роль – это элемент определенной социальной группы, ее системы взаимодействий, поэтому она должна рассматриваться в контексте группы.

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 году [5]. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль представляет собой совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Американский социолог Т. Парсонс определил, что любая роль может быть описана при помощи пяти основных характеристик:

1. Масштаб. Некоторые роли ограничены четко определенными аспектами взаимодействия (роль милиционера, врача, преподавателя) – это роли мелкого масштаба. Другие роли имеют несколько аспектов взаимодействия, например, роль матери.

2. Эмоциональность. Степень эмоциональной включенности в роль. Например, роль актера предполагает высокий уровень эмоциональности, а роль милиционера – низкий уровень эмоциональности.

3. Способ получения. Один человек предпринял какие то усилия, чтобы достигнуть определенной роли (например, роль преподавателя высшего учебного заведения); роль другого человека обусловлена предписанным статусом (например, роль ребенка, юноши).

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействия с людьми в соответствии с установленными правилами. Отдел кадров обязан выдать вам студенческий билет на определенный срок и потребовать вернуть его после окончания вуза. Если вы его не вернете, заплатите штраф, – это формальные или предписанные отношения. А если начальник отдела кадров ваша соседка, она не возьмет с вас штрафа, – это неформальные, или выходящие за рамки предписанных, отношения.

5. Мотивация. Наличие интереса, который толкает человека к добросовестному исполнению своей роли.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — структура. Структура социальной роли включает в себя:

1) экспектации – ожидания людей. Эти экспектации включает представление образца, типа поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли. Эти образцы, шаблоны поведения могут быть официально оформлены в виде должностных инструкций, моральных кодексов, воинских уставов и других документов, а могут существовать в форме сложившихся в общественном сознании представлений, стереотипов о «хорошей матери», «настоящем отце», «верном друге» и т. п.;

2) социальные нормы – четко сформулированные и зафиксированные ожидания и требования людей к человеку с данным статусом. Суть норм в целом проста: это требование вести себя в соответствии с ролью (например, для врача – белый халат);

3) оценка людьми выполнения данным человеком норм и предписаний роли;

4) санкции – социальные последствия выполнения норм роли. Выделяют различные виды:

ü моральные – реакция группы на выполнение индивидом предписаний роли: восхищение, уважение, презрение;

ü административные – взыскание, выговор, поощрение, грамоты;

ü юридические (срок за халатность);

ü экономические – премии и штрафы;

ü политические и др.

Как видим, диапазон социальных санкций весьма велик. Позитивный, поощрительный спектр включает такие меры, как одобрение, благодарность, денежные вознаграждения и продвижение по службе, государственные награды и международные премии. Негативные санкции тоже многообразны: упрек коллеги, критика руководителя, штраф, снятие с должности, лишение свободы, смертная казнь и т. п.

Роль всегда уже статуса, к которому она привязана. Точнее говоря, каждый статус обычно включает целый ряд ролей. Например, врач – в одной роли перед коллегами, в другой – перед пациентами, в третьей – перед младшим и средним медперсоналом, в четвертой – с начальством, в пятой – в семье, в обществе филателистов или садоводов-любителей. Везде он остается врачом, это его главный статус. Но в каждой роли этого статуса он выступает в ином ракурсе.

Ролевой набор – это целостная совокупность социальных ролей, связанных с каким-либо статусом. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Соответственно, у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Þ Ролевой набор формирует набор социальных отношений личности.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения, и люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди своевременно овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям, работника, семьянина, гражданина... В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Ведь социальные роли являются формами проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями, в жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что же касается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Как справедливо отмечает В. Харчева [6], процесс реализации социальных ролей зависит в первую очередь от:

ü биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;

ü личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

ü характера роли, принятой, в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

ü структуры социальной группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с группой.

Социологические исследования ролевых структур разнообразных социальных групп позволили сделать следующие выводы:

ü социальная роль автономна по отношению к индивиду: индивид может уйти, а роль останется, данный человек может не соответствовать требованиям роли, но вынужден ее исполнять;

ü человек может последовательно играть несколько ролей в одной и той же группе;

ü к конкретному индивиду могут одновременно предъявляться ролевые ожидания, относящиеся к разным, часто даже противоречащим друг другу ролям;

ü человек может одновременно играть социальные роли в нескольких группах, и эти роли могут как сочетаться, так и противоречить друг другу.

В жизни мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью. Например, иной столоначальник – чиновник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотипы поведения с одной своей роли на другие, даже не задумываясь. Почему же они ведут себя столь автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью, срослись с нею. ÞРолевая идентификация – максимальное слияние с ролью. Ролевое дистанцирование – это минимальное слияние человека со своей социальной ролью.

Не со всеми своими ролями человек идентифицирует себя одинаково. С личностно значимыми, главными – больше, вплоть до полной ролевой идентификации. А с второстепенными, личностно незначимыми ролями – меньше, дистанцируясь от роли. Тут проявляется интересная закономерность: чем выше общество ценит какой-либо статус, тем сильнее человек стремится идентифицировать себя с ним.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.