Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ



 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. БУРДЕНКО

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

текст лекции

 

доц. А. В. Смирнов

 

 

Воронеж – 2020

 

ПЛАН:

 

1. Понятие личности, ее определяющие свойства.

2. Личность и общество.

3. Структура и типология личности.

4. Социализация личности.

 

 

«Изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей».

Ч.Р. Миллс

 

 

Вопрос I. Понятие личности, ее определяющие свойства.

Проблема человеческой личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Ведь это понятие играет принципиально важную роль в системе социального знания, помогая лучше понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только и исключительно на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. Главным элементом любой социальной системы, обязательным субстратом социального всегда и везде выступает человек. По существу социальный мир представляет собой совокупность процессов и явлений, происходящих между индивидами, каждый из которых обладает биопсихологической организацией. Поэтому социология не может игнорировать базовые характеристики людей, влияющие на социальные взаимодействия. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться и раскрыться как личность. Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество – личность» выступает как базовое социологическое отношение. Социология личности как специальная социологическая теория сложилась на рубеже XIX и ХХ вв. В этой теории, как никакой другой, нашли свое отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении людей и влияние разнообразных социальных условий на жизнедеятельность каждого индивида.

  Личность является объектом изучения ряда наук, и, прежде всего философии и психологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества, психология – с точки зрения устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Социология же выделяет в личности социально-типические и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны — самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве автономного и активного социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентации и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеют по сути один источник — общественную жизнь человека. Поэтому человек с социологической точки зрения является и субъектом, и объектом общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди — таково и общество. Но не менее верно и то, что каково общество — таковы и люди, составляющие это общество.

В современной наукe существует два подхода к определению личности:

Ø формально-логический, по которому понятие личности определяется посредством подведения его под более широкое, родовое понятие — «человек», а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Вывод очевиден: личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами. Таким образом, личностью нельзя признать, к примеру, феральных людей («изолянтов» типа Маугли — персонажа книги Киплинга);

Ø диалектико-логический, где личность определяется посредством диалектики единичного и общего — как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с общество». Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное — личность.

Представляется, что второй подход целесообразнее и продуктивнее. Поэтому в дальнейшем будем руководствоваться именно этим подходом.

Любая проблема в социологии оказывается органично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно ответить на вопрос, что такое личность, следует выяснить смысловые различия в терминах. Личность, индивид, человек – это близкие, но не тождественные понятия, которые являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.

Человекэто понятие общее, родовое, ведущее происхождение с момента выделения homo sapiens. Это – характеристика общих признаков и свойств, присущих всем людям. Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д. И всеми этими возможностями человеческий младенец кардинально отличается от детенышей животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «человек». Понятие «человек» широко используется в философии, когда хотят подчеркнуть его двойственную, биосоциальную природу, и когда рассматривают человека в противопоставлении с природой.

Индивид понимается как конкретный человек со своими психофизиологическими особенностями, как единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его социальным и антропологическим особенностям, например, ребенок в роддоме, человек на улице, на стадионе, в армии.

Однако каждый индивид наделен только ему свойственными чертами внешности, свойствами психики; специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека, также определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все это фиксируется в понятии «индивидуальность». Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого в биологическом, т.е. психофизиологическом плане. Причем различия проводятся на самых разных уровнях:

¨ биохимическом (цвет кожи, глаз, структура волос);

¨ нейрофизиологическом (структура тела, фигура);

¨ психологическом (черты характера, уровень эмоциональности).

Социология чаще оперирует именно понятием «индивид». Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э. Дюркгейма. Однако еще М. Вебер заметил, что такой подход явно недостаточен. Но понимание личностного у М. Вебера ограничивалось лишь выделением специфических мотивов и основанных на них типах действий. Т. Парсонс сделал еще один шаг вперед — ввел в социологию понятия «ценности» и «культуры», которые рассматривал как атрибуты личностного в человеке.

Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Поэтому наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так: личность – это индивид, включенный в социальные связи и отношения.

Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность» можно проиллюстрировать следующей схемой:

 

Понятие «личность» вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида, т.е. того, что не детерминировано генетически и биологически. На то, что личность является «продуктом» взаимодействий, указывает тот факт, что личностью становятся, а не рождаются: мы никогда не говорим о личности новорожденного. Новорожденный – это всего лишь индивид, один из представителей человеческого рода, который пока еще не принял на себя социальные обязательства, не включился в систему социальных отношений.

Данное определение открыто и подвижно, оно включает меру усвоения социального опыта, глубину социальных связей и отношений. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни и в процессе взаимодействия с другими людьми. Личность можно представить как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Скорее, наоборот, «бунтарь» в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. Вместе с тем при исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

Таким образом, в социологии личность рассматривается как (относительно) автономный субъект социальных отношений. Личность это устойчивая система социально значимых свойств индивида, сформировавшихся в процессе общественного развития и включения индивидов в данную систему социальных отношений.

Личность как социально-типическая характеристика человека пережила эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью исключительно адаптивной, приспособительной, в то время как современный человек имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и обществе. Поэтому можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого». В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой общественной природы.

Характерные свойства и признаки личности:

ü самосознание;

ü включенность в систему общественных отношений;

ü усвоение норм и правил, ценностей и процедур, которые регулируют социальные отношения в данном обществе;

ü выработка человеком своего собственного отношения к этим общественным нормам и правилам, своего индивидуального стиля и способа реализации этих социальных правил в собственном поведении;

ü наличие мировоззрения собственного понимания проблем;

ü автономность, определенная степень независимости, дистанцированности от общества, группы. Личность – это именно субъект социальных отношений.

Личность – это любой человек, а не только выдающийся, талантливый, потому, что все люди включены в общественные отношения. Следовательно, любой человек обладает определенными социальными качествами.

Социальные качества личности это целостная совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимыми социальными качествами личности являются:

1. Самосознание выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки – регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит, она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков и поведения.

3. Активность способность личности производить самостоятельно и энергично, осознанно и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.

4. Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.

5. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.

6. Убеждения – личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением.

7. Установка – социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной, важной для ее сфере социальной действительности – в экономической, политической, научной и т.п.

8. Ценностная ориентация – это устойчивая совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения данного человека, группы.

9. Идентичность – социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации – процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной общностью (Я – русский, Я – студент, Я – москвич, Я – православный и т.п.).

Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социально-психологическую структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.

В системе социальных взаимодействий человек представлен как активное начало, поскольку наряду с отражением действительности в его сознании и поведении формируется и некоторое отношение к ней. Согласно теории известного отечественного психолога Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой целостное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, в силу чего протекающая на ее основе активность носит целесообразный характер. В установке отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания [1].

Взаимосвязь установок и ценностных ориентации проявляется в том, что каждый человек по-своему переживает значение социальных ценностей и вносит в целостный процесс социальной жизни свою уникальную лепту, а также в том, что индивидуальные и внутригрупповые установки неизбежно проявляют себя в личностной интерпретации ценностных ориентации, характерных для группы, общности, общества в целом.

Ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор и, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Иначе говоря, в этих ориентациях реализуется избирательность человеческого поведения, его непосредственная обусловленность представлениями индивида о смысле в ценностях человеческой жизни. При этом ценности выявляются в связи между субъектом, познающим и преобразующим мир, и объектом, на который направлено воздействие субъекта.

На установки и ценностные ориентации человека оказывают влияние как его природные задатки, так и социальная среда, в которой он живет. Социальное влияние порождает эффекты подражания, конформности, а также другие феномены и ориентации личности. Вследствие усложнения и дифференциации социальной среды социальное воздействие на личность приобретает все более сложный структурный характер. Выявлением процессов и закономерностей, воздействующих на формирование личности, ее типических свойств, а также изучением типов ориентации и установок и занимается социология личности.

П.А. Сорокин отмечал, что «индивид, взятый как некий соций или личность, является одним из самых сложных социальных явлений. Сказать, что соций есть конечная неделимая единица, все равно, что назвать букет цветов простейшей и конечной единицей структур растений» [2]. С позиций системного анализа можно констатировать, что социально явление «личность» есть целостный комплекс социальных взаимодействий, связей, отношений. По образному выражению философа Э.В. Ильенкова, личность – это опрокинутый во внутрь индивида социум, а общество есть совокупность и особая организация личностных форм бытия индивидов, социальных качеств людей, мир человека. Следовательно, личность – это единство индивидуальности и социальности. Одна сторона этих отношений представляет собой внешний аспект личности (объективное), другая – внутренний (субъективное).

Объективная сторона (система свойств) личности – это комплекс характеристик, присущих ей как члену социальных общностей – класса, семьи, нации, государства и т.д. Здесь личность получает определенное место в социальной структуре общества, развивает определенные навыки и умения. Внутренняя (субъективная) сторона личности – это комплекс свойств ее внутреннего мира, развития ее способностей и мировоззрения, специфика овладения культурой общества и отношения к себе и другим.

Система личности обладает определенными особенностями:

1. Целостность, т.е. интегрированность, взаимообусловленность, соподчиненность социальных свойств и качеств личности, составляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопоставлении с другими людьми, составляющими ее социальное окружение.

2. Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.

3. Динамически изменяющаяся система, находящаяся в непрерывном процессе изменений и развития, личностного роста.

4. Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.

5. Саморегулирующаяся система, которая сама себя организует, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собственный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, навыки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.

6. Саморазвивающаяся система – не только приспосабливающаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, умения и навыки, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно.

Итак, личность — наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров — биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.