|
|||
Принципы законодательного процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 2. Принципы законодательного процесса 3. Стадии законодательного процесса Стадиями законодательного процесса считаются разработка, принятие, издание и вступление в силу законов. При этом стадии законодательного процесса составляют совокупность процедур, то есть (относительно законченные этапы), содержание каждого из которых регламентировано так, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу. Поэтому необходима четкость и последовательность в определении стадий законодательного процесса, что не всегда удается добиться на практике. Правильно организованный законодательный процесс – необходимая гарантия должного законодательного регулирования общественных отношений в государстве. Важность законодательных решений, большая степень их воздействия на все значимые сферы государственной и общественной жизни обусловливает наличие особой процедуры, в рамках которой осуществляется работа по принятию законов, имеющей, по мнению многих авторов, свои отличительные особенности: · детальная регламентация; · обязательность; · формальная определенность (фиксированность в официальных документах). Существует замкнутый цикл стадий законодательного процесса: 1. инициирование проекта закона; 2. разработка проекта закона; 3. внесение проекта закона; 4. рассмотрение проекта закона; 5. подписание либо повторное рассмотрение закона; 6. опубликование закона; 7. внесение изменений в закон. То есть процедурой принятия закона и придания ему юридической силы роль парламента не заканчивается, она должна быть постоянно направлена на совершенствование (в случае необходимости) закона, заключающееся во внесении в него соответствующих изменений. У законодательного процесса, как и любого повторяемого явления, есть свои понятия, характеристики, принципы, стадии (этапы), субъекты или участники, а также то, что сопутствует этому процессу – контроль за законностью его осуществления, оценка эффективности или результатов этой деятельности. Попытки формулировать предложения по совершенствованию системы законодательства в стране строятся, в том числе на сравнительных анализах законодательства, построения системы органов власти других федеративных государств, а также через сравнение законодательных процессов регионального уровня в нашей стране с федеральным законодательным процессом. В отечественной юриспруденции понятие стадии широко используется, наиболее часто процессуальными отраслями права (стадии арбитражного, гражданского, уголовного судопроизводства, стадии судебного, третейского разбирательства, стадия предварительного расследования и т.д.), но не только, однако в основном его использование связано с процедурными вопросами (стадия ликвидации, размещения, производства, проектирования и т.д.). Деление законодательного процесса на части, признавая общеупотребительное их наименование «стадии», дает возможность определить их как нормативно определенные этапы деятельности, осуществляемой ее субъектами (участниками) по созданию законов и обретению ими юридической силы, характеризующиеся наличием собственной цели (задачи), определенностью вариантов действий (принимаемых решений), сроками и последствиями их принятия (непринятия). Предлагаемое определение соответствует логике законодательного процесса, представляющего собой, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Любой процесс, и законодательный не является исключением, построен в виде взаимосвязанных стадий, представляющих собой самостоятельные части деятельности его участников, которые, в пределах своей компетенции, осуществляют проведение определенных действий, принимают решения и оформляют их документально, что являются завершением каждой стадии. При этом каждая стадия имеет характерные особенности, выражающиеся в задачах, которые стоят перед конкретной стадией, участниках или субъектах, требованиях, обязательных для выполнения участниками данной стадии, а также документами или действиями, завершающими отдельную стадию. Учитывая указанное выше, можно сформулировать признаки стадии законодательного процесса: · цели и задачи, выполняемые на отдельной стадии; · субъекты (участники), характерные для данной стадии; · требования, установленные для субъектов (участников) соответствующей стадии; · документ или действие, завершающие отдельную стадию. Эти стадии могут существовать как в активной, так и в пассивной формах (примером пассивной формы может выступать одна из стадий законодательного процесса федерального уровня, когда одобрение закона Советом Федерации может быть выражено путем нерассмотрения его в течение четырнадцати дней с момента передачи из Государственной Думы). Исходя из предложенного определения стадии законодательного процесса, ее признаков, можно выделить следующие стадии законодательного процесса в субъектах Российской Федерации: 1. законодательная инициатива; 2. принятие закона; 3. обнародование закона. Раскрытие понятия «стадия законодательного процесса» действующим российским законодательством не производится, а внимание при изучении вопросов, связанных с законодательным процессом, уделяется, в основном, определению конкретных стадий с описанием их содержания. Так, описывая стадии законодательного процесса, выделялась также стадия подготовки законопроекта и стадия официального возведения воли народа в закон. Впоследствии список приобрёл следующий вид: 1. законодательная инициатива; 2. принятие подготовленного законопроекта в законодательном органе к рассмотрению и обсуждению; 3. принятие законопроекта; 4. официальное опубликование закона. Иногда выделяют шесть стадий: 1. прогнозирование и планирование; 2. внесение предложений о разработке законопроекта; 3. разработка концепции и подготовка законопроекта; 4. специальное и общественное обсуждение проекта; 5. рассмотрение и принятие; 6. опубликование закона и вступление его в силу. У некоторых учёных: 1. инициирование проекта закона; 2. разработка проекта закона; 3. внесение проекта закона; 4. рассмотрение проекта закона; 5. подписание либо повторное рассмотрение закона; 6. опубликование закона; 7. внесение изменений в закон. Применительно к федеральному уровню законодательного процесса выделяют следующие его стадии: а) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (как форма реализации права законодательной инициативы); б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и последующее принятие либо полное или частичное отклонение; в) одобрение Советом Федерации Федерального Собрания РФ принятого Государственной Думой закона либо его отклонение; г) подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ; д) опубликование закона. Кроме того, авторы выделяют несколько дополнительных стадий, связанных с отклонением Советом Федерации или Президентом принятого Государственной Думой закона: а) обсуждение Государственной Думой поправок Совета Федерации к принятому Государственной Думой закону, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок; б) обсуждение Государственной Думой поправок Президента в случае отклонения принятого Федеральным Собранием закона, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок; в) обсуждение Советом Федерации закона, который принят Государственной Думой способом, указанным в предыдущем пункте; его принятие, либо отклонение, либо отклонение вслед за Государственной Думой поправок Президента.
|
|||
|