|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формальный языкСтр 1 из 2Следующая ⇒ §1.1. Формальный язык Для формализации математических текстов введём так называемые логические связки:
Вообще говоря, эти связки имеют больший смысл, чем просто сокращение слов разговорного языка. Интересующегося читателя мы обращаем к изучению математической логики и булевой алгебры — см. [1]–[5]. Все приведённые выше логические связки, за исключением одной, — «бинарные». Это означает, что они связывают два высказывания. Пример 1.1.1. Запись означает, что делится на (к примеру, ). Тогда имеет место теорема, которую на формальном математическом языке можно выразить так: В переводе на русский: «если число делится на ноль, то это число само есть ноль»[1]. «Унарной» является связка , она применяется к одному высказыванию. Пример 1.1.2. Запись означает . Помимо логических связок нам также понадобятся так называемые кванторы:
Слово квантор происходит от англ. quantity (количество); символ — от англ. any (любой); символ — от англ. exists (существует). Используются разные синтаксические нормы, но мы будем окаймлять скобками кванторы вместе с переменными, которые они «связывают», а также следующие за ними высказывания. Если — некоторое свойство, то означает, что свойство выполнено для всех объектов (обычно ещё указывают, откуда эти объекты берутся); означает, что хотя бы для одного объекта выполнено свойство . Пример 1.1.3. Запись можно прочесть так: «для любых элементов , и из множества справедливо равенство ». Кванторы могут также употребляться один за другим. Запись читается так: «во множестве существует такой элемент , что для любого элемента множества справедливо равенство »[4]. Очень важно понимать, что нельзя менять в порядке различные кванторы: означает принципиально иное, нежели . Польза записи математических текстов на формальном языке проявляется не только в компактности, но и в простоте международных коммуникаций. Замечу, опираясь на собственный опыт, что овладение таким формальным языком пригождается не только в математике, но и в других дисциплинах, когда нужно поспевать конспектировать лекции быстро читающих преподавателей. Как и в примере 1.1.2 слово означает мы впредь будем заменять символом . Символ означает «равно по определению». Пример 1.1.4. Число есть отношение длины окружности к её диаметру : Установим некоторые соотношения, необходимые нам для дальнейшей работы. Их доказательство требует более детального обсуждения формальной теории, которая выходит далеко за рамки курса математического анализа, поэтому мы вынесли его в упражнения. Важно помнить, что это всё-таки — теорема 1.1.1:
Заметим, что после установления коммутативности произвольной операции , из её дистрибутивности относительно другой операции слева (или справа) следует её дистрибутивность относительно справа (соответственно, слева). В курсе алгебры доказывается так называемое свойство обобщённой ассоциативности, согласно которому в выражении , если операция ассоциативна, расстановка скобок не играет роли, а потому все скобки можно опустить[5]. А если операция ещё и коммутативна, то не играет роли также порядок операндов. Примем это во внимание и для операций и , коль скоро они и ассоциативны, и коммутативны. Таким образом, можно положить следующие определения:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|