Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древний Китай



4. Древний Китай

Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период «Борющихся царств».

К этому времени относится возникновение конфуцианства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфуций (ок. 551–479 гг. до н. э.) обратился к стариннымтрадициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность в трактовке философа включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения являлось подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейное соподчинение проецировалось на социально-политическую иерархию.

Всадник на верблюде. Китай

В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство, основателем которого стал император Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н. э.).

При следующей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) («хань» стало самоназванием китайцев) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии. Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэныпи (кит. – учёные мужи), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности.

С упрочением положения шэныпи в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

Культура Древнего Китая сформировалась в III тыс. до н.э. и развивается почти непрерывно в течение 5 тысяч лет. Китайский этнос создал особый тип культуры, который отличается от культуры других народов.

Социальная этика и административная практика здесь всегда играла большую роль, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Крупнейшими, общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно в соответствии с принятыми нормами. Жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия, как таковая, а, прежде всего, ритуализированная этика формировала лицо традиционной китайской культуры.

Важной чертой древней китайской культуры было, в отличие от европейской, не достижение практических целей, а личное самосовершенствование человека.

Характерными особенностями китайской культуры выступают: традиционализм – ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида социальному порядку; религиозно-поэтическое отношение к природе, которая была предметом поклонения; китайская церемония – наличие фиксированных норм поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности, и которые были положены в основу нового типа городской рациональной культуры: "растворение" религиозного начала в социальном, что нашло яркое отражение и выражение в конфуцианстве.

Основными видами искусства в Китае выступают архитектура, литература, музыка, живопись, прикладное искусство.

Уже в XV веке до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая около двух тысяч иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II веке число иероглифов составляло более 10 тыс., в III веке – более 18 тыс. Создание иероглифической письменности дало возможность легко общаться носителям многочисленных языковых диалектов, не понимающих устной речи, в письменной форме. При императорских дворах создаются большие библиотеки. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы: «Книга песен», содержащая около 300 песен и стихов, и «Книга перемен».

Широко известны древние китайские монументальные сооружения:  Большой канал, который строился на протяжении многих веков; Великая китайская стена, строительство которой осуществлялось в период объединения страны в единое централизованное государство (221-207гг. до н.э.) и которая должна была защитить Китай от внешних врагов.

В культурной жизни Китая важны буддийские монастыри, которые были украшены скульптурными изображениями Будды и буддийских божеств, императорские дворцы (в III веке до н.э. их было построено более 7000). В

 VII-XVIII веках основное место среди других видов искусства заняла живопись, которая отразила преклонение людей перед красотами Вселенной, природы. Самостоятельными жанрами были "люди", "цветы-птицы", "горы- воды" ставшие традиционными на многие века.

Древним китайцам принадлежат многие технических изобретения: магнитный прибор - прародитель компаса, водяная мельница, первый в мире сейсмограф, спидометр.

Кроме того им принадлежит изобретение бумаги, книгопечатания, пороха, фарфора и т.д. Из наук бурно развивалась астрономия, математика и медицина.

Так, впервые в истории человечества, здесь был создан небесный глобус, который воспроизводил движение небесных тел; составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней; впервые китайцы ввели понятие отрицательных чисел. Культура Древнего Китая сохранила собственную самобытность на протяжении тысяч лет, поэтому её можно по праву отнести к "вечным цивилизациям".

Домашнее задание:Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию. Просмотреть видеоролики на сайте youtube:

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Видеоурок "Финикийские мореплаватели" https://www.youtube.com/watch?v=M0rMSIQs9Kc
2. Древние евреи (рус.) История древнего мира. https://www.youtube.com/watch?v=rUyansqe31M
3. Древняя Индия | Всемирная история 5 класс #14 | Инфоурок https://www.youtube.com/watch?v=_wvluufRC0U
4. Древний Китай | Всемирная история 5 класс #15 | Инфоурок https://www.youtube.com/watch?v=t7W8gHMLCJQ

Просмотреть материалы на сайте «Российская электронная школа»:

1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/426/

2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5508/conspect/

3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/430/

4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5830/conspect/

5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/

6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/57/

7.https://docs.google.com/presentation/d/1FIaseX8PxZ0T5_BmGLTUkBOtrqMIEqiMjzze4B0hMz4/htmlpresent


По всем возникающим вопросам обращаться:

А. По номерам мобильного телефона:

1. Лугаком - +380721668935;

2. MTC - +380952275771 (также на этот номер установлены WhatsApp, Viber, Telegram, Imo, Skype (ник - manonoka) );

Б. В социальных сетях:

1. "Вконтакте" - https://vk.com/svetlana_zimovets ;

2. "Одноклассники" - https://ok.ru/svetlana.gaponova ;

3. Мой мир (электронная почта/почтовый ящик) - https://my.mail.ru/mail/gaponova.svetlan/ ;

4. Facebook - https://www.facebook.com/gaponova.svetlan ;

5. Instagram - https://www.instagram.com/_svetlana_zimovets_/ ;

6. Twitter - https://twitter.com/SvetaZimovets .


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.