|
|||||||||||||||||
Древний Китай ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 4. Древний Китай Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной. В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период «Борющихся царств». К этому времени относится возникновение конфуцианства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфуций (ок. 551–479 гг. до н. э.) обратился к стариннымтрадициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность в трактовке философа включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям. Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения являлось подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейное соподчинение проецировалось на социально-политическую иерархию. Всадник на верблюде. Китай В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство, основателем которого стал император Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н. э.). При следующей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) («хань» стало самоназванием китайцев) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии. Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэныпи (кит. – учёные мужи), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэныпи в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм. Культура Древнего Китая сформировалась в III тыс. до н.э. и развивается почти непрерывно в течение 5 тысяч лет. Китайский этнос создал особый тип культуры, который отличается от культуры других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играла большую роль, чем мистика и индивидуалистические поиски спасения. Крупнейшими, общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно в соответствии с принятыми нормами. Жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия, как таковая, а, прежде всего, ритуализированная этика формировала лицо традиционной китайской культуры. Важной чертой древней китайской культуры было, в отличие от европейской, не достижение практических целей, а личное самосовершенствование человека. Характерными особенностями китайской культуры выступают: традиционализм – ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида социальному порядку; религиозно-поэтическое отношение к природе, которая была предметом поклонения; китайская церемония – наличие фиксированных норм поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности, и которые были положены в основу нового типа городской рациональной культуры: "растворение" религиозного начала в социальном, что нашло яркое отражение и выражение в конфуцианстве. Основными видами искусства в Китае выступают архитектура, литература, музыка, живопись, прикладное искусство. Уже в XV веке до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая около двух тысяч иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II веке число иероглифов составляло более 10 тыс., в III веке – более 18 тыс. Создание иероглифической письменности дало возможность легко общаться носителям многочисленных языковых диалектов, не понимающих устной речи, в письменной форме. При императорских дворах создаются большие библиотеки. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы: «Книга песен», содержащая около 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Широко известны древние китайские монументальные сооружения: Большой канал, который строился на протяжении многих веков; Великая китайская стена, строительство которой осуществлялось в период объединения страны в единое централизованное государство (221-207гг. до н.э.) и которая должна была защитить Китай от внешних врагов. В культурной жизни Китая важны буддийские монастыри, которые были украшены скульптурными изображениями Будды и буддийских божеств, императорские дворцы (в III веке до н.э. их было построено более 7000). В VII-XVIII веках основное место среди других видов искусства заняла живопись, которая отразила преклонение людей перед красотами Вселенной, природы. Самостоятельными жанрами были "люди", "цветы-птицы", "горы- воды" ставшие традиционными на многие века. Древним китайцам принадлежат многие технических изобретения: магнитный прибор - прародитель компаса, водяная мельница, первый в мире сейсмограф, спидометр. Кроме того им принадлежит изобретение бумаги, книгопечатания, пороха, фарфора и т.д. Из наук бурно развивалась астрономия, математика и медицина. Так, впервые в истории человечества, здесь был создан небесный глобус, который воспроизводил движение небесных тел; составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней; впервые китайцы ввели понятие отрицательных чисел. Культура Древнего Китая сохранила собственную самобытность на протяжении тысяч лет, поэтому её можно по праву отнести к "вечным цивилизациям". Домашнее задание:Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию. Просмотреть видеоролики на сайте youtube:
Просмотреть материалы на сайте «Российская электронная школа»: 1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/426/ 2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5508/conspect/ 3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/430/ 4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5830/conspect/ 5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/ 6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/57/ 7.https://docs.google.com/presentation/d/1FIaseX8PxZ0T5_BmGLTUkBOtrqMIEqiMjzze4B0hMz4/htmlpresent По всем возникающим вопросам обращаться: А. По номерам мобильного телефона: 1. Лугаком - +380721668935; 2. MTC - +380952275771 (также на этот номер установлены WhatsApp, Viber, Telegram, Imo, Skype (ник - manonoka) ); Б. В социальных сетях: 1. "Вконтакте" - https://vk.com/svetlana_zimovets ; 2. "Одноклассники" - https://ok.ru/svetlana.gaponova ; 3. Мой мир (электронная почта/почтовый ящик) - https://my.mail.ru/mail/gaponova.svetlan/ ; 4. Facebook - https://www.facebook.com/gaponova.svetlan ; 5. Instagram - https://www.instagram.com/_svetlana_zimovets_/ ; 6. Twitter - https://twitter.com/SvetaZimovets .
|
|||||||||||||||||
|