|
|||
ГОСУДАРСТВО В ФИЛОСОФИИ Г. ГЕГЕЛЯ47. ГОСУДАРСТВО В ФИЛОСОФИИ Г. ГЕГЕЛЯ Государствопредставляет собой, по Г.В.Ф. Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «Государство – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Г.В.Ф. Гегель признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но недействительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, оно остается вне рамок его философии права, которая исходит из идеи действительного разумного государства. Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достижение такой ситуации правового государства. Государственное как нравственное целоев трактовке Г.В.Ф. Гегеля – живой организм. Гегель говорит об органически целостной свободе– свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Различные трактовки государства– государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» и т.д. – взаимосвязанные аспекты единой идеи государства. У Г.В.Ф. Гегеля античная мысль о полисном правлении(о полисе-государстве как высшей и совершенной форме общения) соединяется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Идея государства проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; в отношениях между государствами как внешнее государственное право; во всемирной истории. Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, являются законодательная власть, правительственная (исполнительная) власть и власть государя (главы государства). Самой разумной формой государстваГ.В.Ф. Гегель считал конституционную монархию. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Высший момент идеи государства, по Г.В.Ф. Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. В межгосударственных отношениях государ ства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности, т.е. оказываются в отношениях между собой как бы в естественном состоянии. Сконструированное Г.В.Ф. Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, компромиссом с существующим сословным строем, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т.е. правовое государство.
|
|||
|