Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политические и правовые взгляды А. Гамильтона и Т. Джефферсона.



41. Политические и правовые взгляды А. Гамильтона и Т. Джефферсона.

Томас Джефферсон, впоследствии государственный секретарь США (в администрации Дж. Вашингтона), вице-президент США, третий Президент США, основной автор Декларации независимости США, Закона штата Вирджиния об установлении религиозной свободы, произведения по истории и государственному устройству того же штата «Заметки о штате Вирджиния» – один из главных идеологов демократической формы политико-правового режима в США.

Лидером федералистов (с 1789 г.), выступавших за сильную централизованную власть федерального правительства США, был Александр Гамильтон (1757-1804), соавтор статей под общим названием «Федералист. К группе федералистов примыкает также Джон Адаме, второй Президент США, обосновавший в монографии «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки» необходимость разделения властей и оформления системы взаимных сдержек и противовесов на конституционном уровне.

 

42. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта).

 

Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в. Представители этой школы выс тупили с критикой школы естественного праваправа идеального, которое можно вывести из человеческого разу ма. Исторически сложившееся и применяемое каждым на родом право — результат опыта прошедших времен — они считали необходимым признать самоценностью независи мо от того, является это право разумным или нет. К числу наиболее известных теоретиковисторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Логическое основание политико-правовых учений представителей исторической школы права во многом сложилось под влиянием идей Ш.Л. Монтескье. Тезис Монтескье «законы должны быть настолько свойственны народу, дня которого они созданы, что следует считать ве личайшей случайностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой» позволил теоретикам ис торической школы права сделать вывод о том, что нет пра ва вообще, а естьисторически сложившееся право того или иного народа, которое правоведам и следует изучать.

Густав Гуго (1764—1844) — профессор права Геттин- генского университета, основатель историческойшколы права.
Основные работы. «Учебник по истории римского пра ва», «Учебник и хрестоматия классического пандектного
права», «Учебник естественного права, или философия по зитивного права», «Учебник по курсу цивилистики»


Содержание политико-правового учения Густава Гуго.

сточники права. Гуго различает:

право, самобытно развивающееся (обычное право, преторское право, земское право, городское право);

право, создаваемое законодателем.

Законодательство, созданное верховной властью, исто рически никогда не было единственным источником права. Так, в римском праве до Юстиниана отдельные институты права возникали независимо от законодательной власти.

Историческое развитие права. Право развивается по добно языку и общественным нравам: «Большая часть пра вовых норм, действующих у данного народа, возникли сти хийно, подобно тому как возникли язык и нравы этого народа, или скорее всего, являясь частью того и другого, возникли в результате привычки». Это право развивается само собой, вне приказов, но всегда сообразно с обстоя-тельствами.

Соотношение между самобытно развивающимся пра вом и законодательством. В массиве правовых норм, действующих у того или иного народа, самобытно развива-ющееся право занимает большую часть. Гуго отдает пред почтение формам самобытно развивающегося права и кри тически оценивает законы как источник права.

Формам самобытно развивающегося права в высшей степени присущи такие качества, как известность и опре деленность предписаний.
В отношении же законов, созданных верховной влас тью, всегда остается сомнение: насколько они будут приме няться в действительности? Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Геттингене пере именовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привычными названиями.

Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь корыстные цели законодателя, требовать особого по вода к принятию и большой работы по внесению в них по правок. Кроме того, многие граждане никогда не читают законов.

Критика концепции естественного права. Естественно го права нет, есть лишь право позитивное (самобытно раз-
вивающееся право и законодательство), считал Гуго. Это позитивное право само по себе несовершенно, но оно име ет существенную ценность: с его помощью можно добиться определенности в предписании запретов и обязанностей, без чего невозможно обеспечить общественный порядок. И потому Гуго оправдывает правовой институт рабства, хотя и признает его лишь временную правомерность. Если раб ство утверждено положительным правом, то оно лучше, чем свобода, полагал Гуго.

Критика теории договорного происхождения государства:

миллионы людей не могут договориться о вечном под чинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повиновении еще не известным им правителям;
договорная теория происхождения государства не обеспечивает стабильности положению верховной власти и отрицает абсолютный характер этой власти, «против кото рой никто не может иметь юридических притязаний».

Положения исторического правоведения впоследствии были развиты Савиньи.

Фридрих Карл Савиньи (1779—1861) — профессор Берлинского университета. Был сторонником особого пути кодификации гражданского права в Германии.

Основные работы: «Право владения», «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению», «Ис-тория римского права в средние века», «Система современ ного римского права».

Содержание политико-правового учения. Источник развития права — «характер народа» или «народный дух» (Volksgeist). Право — это всегдаисторическое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого- либо произвола. Право — это органический продукт тай ных внутренних сил народа.

Этапы исторического развития права.

Первоначально право возникает в сознании народа как природное право. Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа. Явля ясь простым по своему содержанию, это право реализуется при помощи вполне наглядных символических действий, которые выступают основанием возникновения и прекра щения правоотношений.

С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появляется научное право. Юристы выступают не твор цами права, а лишь выразителями народного духа. Они вы рабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике.

Последний этап в развитии права — это стадия законо дательства. На этом этапе юристы подготавливают зако-нопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже про изведено народным духом.
Историческая школа и кодификация права. В 1814 г. профессор Гейдельбергского университета Ю. Тибо пред ложил создать единый Гражданский кодекс Германии, ко торый базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский гражданский кодекс 1804 г.

Савиньи в своей работе «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную. Он считал, что немцы «не доросли до создания свода законов». В раздроб ленной Германии Савиньи не видел единообразно подготов ленных юристов, подобных римским юристам времен Папи- ниана, которые смогли бы разработать этот кодекс.

Савиньи не отрицал возможность кодификации, но толь ко после создания в Германии единой «органично развива ющейся правовой науки».

Пухта Георг Фридрих (1798—1846) — профессор Бер линского университета, который внес значительный вклад в развитие исторической школы права.Пухта был учени ком Савиньи и развил его идею о праве как продукте исто рического развития народа.
Основные работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право», «Учеб ник пандектов».

Содержаниеполитико-правовогоучения. Источники права. Пухта различает: — > невидимые источники права: вначале — это Бог, за тем — народный дух. Понятие народного духа (Volksgeist) —
безличного и самобытного сознания народа стало ключе вым понятием в концепции правообразования Пухты;

— > видимые источники права — формы выражения на-родного духа (обычное право, законодательное право, на учное право).
Формы права. Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемости народом определенных действий, на против, обычное право — это общенародное убеждение.

Законодательное право — форма права, которая позво ляет сделать право ясным и единообразным. Однако это право не может иметь произвольного содержания: «Пред полагается, что законодатель действительно выражает об щее убеждение народа, под влиянием которого он должен находиться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже установившееся юридическое воззрение или, согласно истинному духу народа, содействует образованию его».

Научное право — форма права, с помощью которой можно выявить «юридические положения, сокрытые в духе национального права, не проявлявшиеся ни в непос редственных убеждениях членов народа и их действиях, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, ста новятся ясными только как продукт научной дедукции».
Будучи сторонником идеи органического развития пра ва, Пухта тем не менее признавал и субъективные факторы в процессе правообразования. Так, он высоко оценивал дея тельность правоведов, благодаря которой только и можно объяснить рецепцию римского права. Пухта говорил о рим ском праве как о всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влия нии правовых систем разных народов.

Традиции исторической школы права нашли свое отра жение в современных правовых системах (ФРГ, Швейца-рия), рассматривающих закон и обычай как два источника права одного порядка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.