Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рисунок 5



Рисунок 5

 

 Рисунок 6 «Портрет римлянина с бюстами предков»(I в. до н.э.) изображает главу семейства, который держит две восковые маски. Портрет четко передает индивидуальные черты как самого старика, так и его сородичей. Причем трактовка лица отличается необычайной жесткостью. Тщательно показан костяк, а все мягкие ткани как – будто высыхают, прилипая к черепу, чтобы как можно строже очертить голову. Выделяются все особенности лица, бородавки, морщины. Они несут в себе приметы личности и опыта прожитой жизни. В качестве идеала был выбран образ старика-патриция, волевого, но лишенного тонкости чувств и душевных движений.

На скульпторов римляне смотрели как на мастеровых-ремесленников. Однако они были настоящими мастерами. Работая над мрамором, скульпторы учились передавать как будто бы мягкую поверхность кожи. Они оживляли лицо раскраской, нанося глаза, брови и румянец. Слабые следы расцветки сохранились на некоторых портретах II–I веков до нашей эры. Но когда римские скульпторы овладели искусством обработки мрамора, когда твердый, вначале непослушный материал подчинился умелому резцу мастера, раскраска стала ненужной. Лицо оживлялось различными приемами обработки мрамора. Он начал дышать, жить, почти говорить. Скульпторов привлекал внутренний мир человека, а своей основной задачей они считали передать не только внешний, индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные черты его характера. Если приглядеться, то даже взгляд приобретает убедительность: художник создает “портрет души”. Пусть эта душа мрачна и полна тщеславия, портрет не идеализирует модель, но достоверно передает характер личности. В это время особенно распространяются портреты одного человека в разном возрасте; можно проследить даже историю формирования характера: как из одаренного мальчика вырос страшный, ненавидимый всеми тиран. Среди римских императоров были благородные личности, крупнейшие государственные деятели, были и честолюбцы, изверги, деспоты, обезумевшие от безграничной власти и осознания, что им все дозволено.

Рисунок 7 Каракалла – свирепый и подозрительный. Очень много о характере человека сумел без слов рассказать скульптор. Недоверчивость и подозрительность глубоко таятся в хмуром взгляде и резкой морщинке у переносицы, а выступающая губа сердито сжатого рта говорит о жестокости.

Умирая, отец Каракаллы завещал сыновьям жить дружно, обогащать солдат и не заботиться об остальном. Каракалла начал свое правление с того, что убил брата. Подозрительный и трусливый, он всегда старался угождать солдатам, понимая важность их поддержки, а для того, чтобы завоевать расположение граждан города Рима, построил им великолепные термы. Однако, всю свою жизнь он провел в смертельном страхе и казнил сенаторов по малейшему подозрению. «В своей утонченной жестокости дошел до того, что бывал особенно ласков с теми, кого он предназначал к смерти, так что больше боялись его ласки, а не гнева», – пишет о нем философ.

В дальнейшем портрет, самый сильный жанр изобразительного искусства древних римлян, проходит сложный путь. Пластический идеал должен был быть одобрен императором и приравнивался к небожителям: Август в виде республиканского полководца, который на самом деле был императором; Клавдий, подобный богу Юпитеру. В его жесте – открытый призыв к поклонению. Красиво уложены на плечах складки лент, тщательна отделка. Стремление сделать скульптурный портрет “живописным”, с богатой игрой рельефа лица, с мягким перетеканием объемов и поверхностей, заставило ваятелей уделить особое внимание прическам. У римлянок появляются удивительные прически в виде высоких корон, с массой локонов. Лицо человека получает обрамление и выглядит более сложным, интересным.

Когда видишь римские скульптурные портреты, как будто оживает история. В римском портрете раскрывается перед нами дух древнего Рима. Это как бы сама история, рассказанная в лицах. Герцен сказал о римских изображениях: “Вся история… выражена тут бровями, лбами, губами”.

В дальнейшем, римский портрет становится более орнаментальным, отвлеченным, человеческое лицо постепенно теряет свои индивидуально-конкретные черты, а с ними и свое значение портрета, и становится отвлеченным образом – иконой. Эти памятники подготовили иконописные образы Византии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.