|
|||
Конспект урока на тему: «Скульптура Древнего Рима» 5 класс.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Чадова Дарья 3 курс гр. 320971 Конспект урока на тему: «Скульптура Древнего Рима» 5 класс. Цель:познакомить учащихся с отличительными особенностями римской скульптуры, наиболее известными скульпторами. Задачи: Знакомство с историей возникновения римского скульптурного портрета и особенностями портретных изображений. Воспитание критического отношения к личным качествам изображаемых персонажей. Развитие навыков первичного анализа произведений скульптуры на основе изобразительных особенностей данного вида искусства. Форма работы: групповая (учащиеся класса делятся на 4 группы; каждая группа выбирает 1 представителя, который будет делать выводы в конце урока). Оборудование: слайдовая презентация, 4 распечатанных портрета на бумаге без названий: портрет старика, портрет Веспасиана, бюст Агриппы, портрет Юлия Цезаря. Ход урока На доске – зрительный ряд произведений скульптуры Древней Греции, Древнего Египта и Древнего Рима: 1 – статуя Рахотепа и Нофрет, 2 – портик кариатид, 3 – Август, 4 – Нефертити, 5 – ушебти, 6 – статуя Траяна, 7 – портрет Цецилия Юкунда, 8 – Колосс Родосский, 9 – Брут, 10 – зодчий Хесира, 11 – статуя Клавдия в образе Юпитера, 12 – Дискобол. Учитель: Ребята, о каком искусстве сегодня пойдет речь? (О скульптуре) – В чем особенность этого вида искусства, и на какие типы она делится? (главное средство выражения – объем, скульптура делится на рельеф и круглую). – Кого чаще всего изображают в скульптуре? (человека или животного). – Распределите все увиденные сейчас скульптуры на две группы: 1 – греческая и египетская, 2 – римская (или вам неизвестная). Проверяем: к первой группе относятся изображения под номерами: 1, 2, 4, 5, 8, 10, 12; ко второй – 3, 6, 7, 9, 11. Нас интересует сегодня вторая группа. Тема сегодняшнего урока: «Римский скульптурный портрет». Вы, вероятно, заметили какие-то отличия между первой и второй группами изображений. Римский скульптурный портрет – явление замечательное. Он не похож ни на египетский, ни на греческий. Характерно, что римляне портретом начинают считать изображение одной лишь головы, тогда как у греков это все тело – портретная статуя. Каждой группе предлагается рассмотреть изображение. Попробуйте дать характеристику этому человеку: возраст, социальное положение, настроение, характер, род занятий. Группа 1. Рисунок 1 Голова старика. (Изображение проецируется на доску. Описание детей). Это суровый, утомленный прожитыми годами человек с высоким морщинистым лбом, нависшими над глазами бровями, большим крючковатым носом и презрительно оттопыренной нижней губой. На старческих щеках – глубокие складки. Вероятно, он не относится к знатному роду, и испытал за свою жизнь много тягот и лишений.
Группа 2. Рисунок 2 Портрет Юлия Цезаря. Плутарх написал о нем: “… он сам добровольно бросался навстречу любой опасности, и не отказывался переносить какие угодно трудности. Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лишения, которые, казалось, превосходили его физические силы …”. Сохраняется налет грусти в затененных глазах, но его подавляет выражение мудрого спокойствия и силы. Группа 3. Рисунок 3 Бюст Агриппы. Агриппа, выдающийся полководец, ближайший помощник Августа. Правдиво, без идеализации переданы грубоватые черты лица: мясистый нос, тяжелые дуги бровей, глубоко посаженные глаза, энергичный подбородок. Группа 4. Рисунок 4 Портрет Веспасиана. Император Веспасиан представлен человеком с сильной волей, любящим жизнь, не склонным к сомнениям и колебаниям. Он обладал большим чувством юмора. По исследованию историков, он с первого дня показал себя скромным и снисходительным, причем не только не скрывал своего скромного положения в прежние годы, но постарался напоминать о нем. В нем есть нечто простонародное. Тщательно переданы черты старческого лица: обострившиеся черты лица, морщины, набухшие веки. Но взгляд сохраняет остроту и насмешливый блеск, а линия рта – прямизну и твердость. Старик с таким лицом мог, умирая, шутить: “Увы, я, кажется, становлюсь богом”. Вами дана очень точная характеристика. Что помогло так точно понять характер этих людей? (Детальная проработка всех мелочей). Вспомните, а как создавали скульптуры древние греки? В чем особенность их изображений? (Скульптурный образ древних греков был собирательным, т.к. в искусстве создавался определенный идеал, пример для подражания). Римские портреты настолько характерны и «натуральны», что кажется, будто мы где-то встречали этого человека. Детали лиц показаны как - будто при ярком и безжалостном свете. Ничего не укрылось: отвисшие жировые складки, мешки под глазами, асимметрия лица. Что было причиной столь точного и безжалостного воспроизведения их? Вероятно, причину следует искать в рационализме жизни древних римлян. Римляне смотрели на мир конкретно и практично. Вся культура Древнего Рима пронизана стремлением к индивидуализму. В литературе, философии, театре отмечаются те же черты: интерес к личности отдельного человека с его хорошими или дурными, но обязательно лишь ему свойственными особенностями, сочетающихся с беспощадным реализмом их передачи. Римский портрет был призван изображать конкретного гражданина Римского государства как конкретной личности. Своими корнями римская скульптура уходит в культуру этрусков. В их религии культ мертвых играл чрезвычайно важную роль. Вместилище праха умершего – урна, снабжалась изображением человеческого лица. Бронзовые маски прикреплялись к уронам с помощью специальных отверстий. Урны с масками существовали недолго. В VII веке до н.э. их сменяют канопы – урны, крышки которых выполнены в виде человеческой головы. Сами канопы воспринимались как тела умерших. Ручки сосуда часто имели форму рук. Начиная с IV века до н.э. в Этрурии были широко распространены саркофаги – пеплохранилища, на крышках которых изображались возлежащие усопшие.
|
|||
|