Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника правой руки. Звукоизвлечение



Техника правой руки

Звук – важнейшее выразительное средство струнно-смычкового исполнительства, материальная основа воплощения художественного образа. Певучесть исполнения – одна из лучших традиций русского инструментального искусства. Воспитание критерия качественного звучания: частота, отсутствие призвуков, интенсивность при игре в различных нюансах, полетность, красочность. Необходимость высококачественного звучания не только в кантилене, но, и в виртуозных пассажах, при исполнении этюдов и гамм и т.д. Совершенствование звука в процессе изучения музыкальных произведений различного характера и стиля.

Звукоизвлечение

Многообразие приемов звукоизвлечения, связанное с конкретными художественными задачами. Необходимость тщательного изучения основных закономерностей звукоизвлечения. Факторы, определяющие характер звукоизвлечения на смычковых инструментах:

- скорость движения смычка;

- плотность прилежания его к струне;

- угол ведения смычка по отношению к струне;

- выбор участка струны для звукоизвлечения;

- наклон трости.

Многообразные способы сочетания этих факторов для получения широкого спектра звучания. Особые звуковые эффекты: игра на грифе, у подставки. Плавное и активное начало (атака) звука.

Взаимодействия рук в образовании звука.

Неразрывная связь музыкально-художественного представления со слуховым контролем, ее непрерывность в процессе игры – основа работы над звучанием.

Качественное звукоизвлечение при игре, как результат координации музыкально-слуховой сферы и целесообразной работы правой руки. Роль постановки и основных движений руки в этом процессе.

Игровые движения плеча, предплечья, кисти и пальцев при использовании различных отрезков и целого смычка. Задача прямолинейного ведения смычка и способы коррекции его отклонений.

Функции пальцев в процессе ведения смычка и звукоизвлечения. Типовые разновидности расположения пальцев на трости смычка. Неравномерная плотность прилегания смычка к струне с целью извлечения ровного звука.

Значение правильного распределения смычка для выразительной фразировки. Смена движений смычка. Способы сохранения непрерывности звучания при перемене направления движения смычка. Перевод смычка с одной струны на другую; сочетание движений плеча, предплечья кисти и пальцев при переводе смычка в различных игровых условиях.

Сосредоточенность учащегося на двигательных ощущениях с целью контроля свободы мышечных ощущений, плотности прилегания, скорости, направления движения и распределения смычка.

Использование специальных упражнений, этюдов и гамм в работе над звуком.

Штрихи как важнейшее средство выразительности. Ясность и яркость звучания штрихов – основной показатель их качеств. Необходимость овладения основными штрихами. Некоторое изменение характера штрихов в зависимости от стиля и характера произведения. Изучение штрихов в зависимости от стиля и характера произведения. Изучение штрихов в различных частях смычка, разных нюансах и регистрах.

Основные штрихи – деташе и легато, их связь с мелодической природой инструмента. Сходные и различные элементы звучания. Приемы исполнения и методы изучения этих штрихов. Координация действий левой и правой руки.

Отрывистые штрихи – мартле, штрих Виотти, пунктирный штрих, стаккато; их выразительное значение. Характерные особенности этих штрихов: твердость атаки звука, ритмическая определенность его окончания, наличие пауз. Роль штриха мартле как основы изучения этой группы штрихов; приемы его исполнения. Характеристика звучания и приемов исполнения штриха Виотти и пунктирного штриха, их значение в развитии техники правой руки. Особенности аппликатуры при исполнении отрывистого пунктирного штриха. Штрих стаккато, характер звучания, приемы исполнения в среднем, быстром и очень быстром темпе. «Природное» и «выработанное» стаккато. Способы изучения стаккато; значение правильного распределения смычка и периодических акцентов.

Прыгающие штрихи – сотийе, спиккато, «летучее» стаккато, рикошет (штрих от броска), арпеджио прыгающим штрихом, их выразительность. Сходные и различные черты звучания спиккато и сотийе; различия в приемах их исполнения. Правильный выбор участка смычка для выполнения сотийе и спиккато. Значение четкой ритмической организации действий левой руки (особенно в сотийе). Особенности штриха «летучее» стаккато. Штрих рикошет и арпеджио прыгающим штрихом.

Приемы исполнения и способы изучения каждого из прыгающих штрихов.

Акценты и их разнообразие. Типы акцентов. Техника исполнения акцентов.

Аккорды, их выразительное значение при игре на скрипке. Трехголосные и четырехголосные аккорды, техника их исполнения.

Необходимость систематической работы над штрихами (даже при минимальном расходовании времени). Постоянное изучение новых и совершенствование выработанных штрихов в процессе обучение скрипача. Работа над соединением различных штрихов. Тщательное изучение разнообразных сочетаний деташе и легато (в симметричных и несимметричных группировках) как важный фактор в развитии техники смычка. Использование вспомогательных упражнений и этюдов для совершенствования штрихов в процессе изучения художественного материала.

Пиццикато как особый прием игры на смычковых инструментах. Способы извлечения пиццикато правой рукой. Динамика и тембр звука при игре пиццикато. Исполнение двойных нот и аккордов пиццикато.

Динамика и фразировка.Динамика как один из основных элементов музыкальной выразительности. Воспитание дифференцированного восприятия различных градаций звучания. Понятие об основных динамических оттенках. Динамические контрасты. Динамика звука и техника звукоизвлечения. Изучение динамических оттенков на длинных нотах и различных штрихах.

Динамика звука и тембр. Роль тембра в создании звуковой характеристики музыкального образа. Изменение тембра при передвижении смычка между подставкой и грифом. Сопоставление звуков различной окраски: изучение тембров инструмента во всех регистрах.

Взаимосвязь динамики и тембра с фразировкой. Фразировка как умение выразительно «говорить» посредством музыкальных звуков. Основные принципы работы над мелодией. Важная роль понимания учеником структуры музыкальной фразы для ее выразительного исполнения.

Выразительность исполнения при обязательном соблюдении авторских указаний в нотном тексте как одна из непреложных основ искусства интерпретации.

Понятие об артикуляции как о способе слитного или раздельного произнесения звуков, составляющих музыкальную фразу. Артикуляция и штриховые обозначения.

Агогика– небольшие отклонения от темпа и метра – как средство фразировки. Агогика и кульминационные нарастания и спады. Агогические обозначения в авторском нотном тексте и исполнительских редакциях.

Использование вибрато как средства усиления выразительности и певучести тона.

Работа над фразировкой: объединение мелодических линий с помощью динамических устремлений; интонационная выразительность фразы, внутреннее тяготение звуков (аналогия со смысловыми ударениями в словесной речи). Различные окончание фраз, разделение построений посредством цезур («дыхание»). Характерные музыкальные примеры. Развитие активности и творческой инициативы учащегося (проблемный подход) в поиске художественно оправданной фразировки.

Постановка левой руки.Горизонтальное держание скрипки в разной мере необходимо для свободы постановки как правой, так и левой руки. В правой руке оно обеспечивает естественное использование веса смычка и руки, а в левой – свободу движений плечевой части руки при смене позиций.

Важную роль играет легкий контакт скрипки с ключицей и подбородком. Он содействует преодолению некоторой статичности позы скрипача. Возможность немного менять положение подбородка вовсе не означает подвижность скрипки во время игры. Постоянный контакт с ключицей делает положение инструмента устойчивым.

Поддерживание скрипки большим пальцем и основанием указательного должно быть легким, так же как и касание ладони к корпусу скрипки в высоких позициях. Это абсолютно необходимая предпосылка для развития как свободы падения и снятия пальцев, так и мобильности передвижения руки вдоль грифа во время смены позиций. Поэтому надо решительно бороться против привычки крепко сжимать рукой шейку скрипки и напряженно держать большой палец. Сжимание шейки отрицательно сказывается и на вибрации.

Свободные движения пальцев на грифе обеспечиваются ощущением покоя в плечевом, локтевом и кистевом суставах и отсутствием в них побочных лишних движений. Особенно важно свободное состояние кисти (которая должна находиться главным образом в среднем положении) и сохранение в ней единого неменяющегося положения во время падения и снятия всех пальцев, в частности при соединении движений первого и четвертого пальцев.

Важной предпосылкой воспитания пальцевой техники является закругленное положение пальцев над струной. Лишь при этом условии может быть достигнута подвижность в исполнении пассажей и арпеджио. Закругленное положение пальцев на струне необходимо и для свободы скольжения во время перехода в позиции, а также для овладения вибрацией.

Необходимо создать благоприятные условия для удобных движений закругленного мизинца– самого короткого и самого слабого пальца.

Важнейшая роль в развитии техники игры в одной позиции принадлежит свободным пальцевым движениям. Достижение быстроты и точности падения и снятия пальцев возможно лишь при условии легкого прижимания струны к грифу. «Выстукивание» пальцами и «вдавливание» их в гриф крайне нежелательно. Однако, добиваясь легкого нажима, необходимо позаботиться о том, чтобы падение пальца на струну было не вялым, а активным и энергичным. Еще активнее должно быть снятие пальца, его мгновенное отскакивание от струны.

Минимальный нажим на струну нужен не только для пальцевой беглости, но и для смены позиции и вибрации. При сильном нажатии пальцев возможность легко передвигать руку вдоль грифа значительно снижается. Надо обращать внимание на то, чтобы при glissando контакт пальца со струной был более легким по сравнению с игрой в одной позиции. Подвижность пальца, кисти и предплечья также и при вибрации увеличивается, если нажим на струну становится меньшим, чем во время игры без вибрации.

Для развития техники смен позиций и вибрации необходимо слегка наклонное положение концов пальцев на струне. При слишком перпендикулярном положении сильнее напрягаются мышцы, лишая пальцевые суставы гибкости и подвижности. Наклонным пальцем значительно легче скользить по струне. В перпендикулярном положении ограничивается и вибрация, так как при этом уменьшается диапазон колебания ногтевой фаланги.

Нужно систематически работать над выработкой хорошей артикуляции пальцевых движений. Ритм каждого пассажа legato станет доступней для восприятия, если метрические группы будут подчеркнуты четким падением или активным снятием пальцев. На каждую сильную или относительно сильную долю при направлении мелодического рисунка вверх палец должен более активно падать, а при направлении вниз – более активно подниматься со струны. Важно не допускать неорганизованных ложных акцентов более сильными от природы пальцами. Часто встречается ненужное «хлопанье» пальца по грифу после перехода в позицию, особенно с низкой в высокую. Движение пальцев – важный фактор организации исполнительского метроритма и им нудно осознано управлять.

Техника левой руки.Функции левой руки при игре на струнно-смычковых инструментах. Основные виды игровых движений левой руки.

Пальцевая техника.Роль пальцев как опоры и их активная деятельность, организуемая на базе свободных мышц рук; независимость движений, смежных пальцев. Форма постановки пальцев и основные виды их движений на грифе: падающее, скользящее (хроматическое), перенос пальцев на другие струны. Выработка активного падения пальцев и их отскока от струны; ось движения пальца при отскоке и падении. Подготовка и оставление пальцев на грифе для достижения плавности при переходе с одной струны на другую, для выравнивания интонации и развития беглости; оставление пальцев в двойных нотах и в аккордовой технике. Степень нажима пальцев на струны. Независимость большого пальца.

Расширенное и суженное расположение пальцев. Значение сохранения соотношение между первым, четвертым и большим пальцами у скрипачей и альтистов. Изменение положение руки и пальцев при игре с вибрацией и без нее.

Позиция и их смены. Подготовительные упражнения на перемещения руки вдоль грифа. Слуховая ориентировка на грифе; изучение позиций методом транспонирования. Классификация приемов смены позиций в зависимости от техники их исполнения. Типы переходов. Последовательность их изучения. Функция связующего пальца при исполнении переходов. Сочетание движений кисти, предплечья и плеча при переходах из позиции в позицию; опережающие движения частей руки. Сближение пальцев при переходах. Техника переходов в них. Изучение переходов в верхних позициях.

Два способа перехода из позиции в позицию: неслышимая смена позиций; намеренно слышимая (портаменто). Художественно-выразительные особенности этих приемов. Общие предпосылки и условия правильного развития приемов незаметной смены позиций: ясное слуховое представление звука и интервала, «предслышание» и «предощущение» его, «настройка» на требуемую ноту, уверенность и точность движений, изменение степени нажима скользящего пальца на струну, достаточно свободное состояние руки. Естественное падение пальцев на струны в различных частях грифа. Координация переходов с движениями смычка.

Последовательность в изучении позиций. Важность изучения четных позиций. Упражнения для достижения легкости и непринужденности переходов.

Вибрато как художественный элемент игры и технический навык. Влияние вибрато на качество звука. Связь вибрато с эмоциональной стороной исполнения. Вибрато и современная исполнительская практика.

Связь вибрато со стилем и характером исполняемой музыки. Необходимость овладения разнообразным вибрато.

Участие в вибрато пальца, кисти и предплечья. Необходимые предпосылки для начала работы над вибрато: эстетическая потребность ученика в вибрато; отсутствие напряжения в кистевом суставе, гибкость пальцевых суставов (особенно сустава, соединяющего ногтевую фалангу со средней); легкие, эластичные переходы из одной позиции в другую; свободное состояние левой руки в целом.

Различные виды вибрато (кистевое, локтевое, смешанное); их характеристика. Умение использовать в процессе вибрирования различные части руки – условие развития разнообразного вибрато.

Изменение точки опоры инструмента и положения пальцев при вибрато.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.