Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема для самостоятельного изучения



Тема для самостоятельного изучения

Производственная логистика и материально-техническое обеспечение производства продукции

  В условиях рыночной экономики считается, что значительный экономический эффект можно получить, если оптимизировать транспортные затраты. Кроме того, чуть ли не самым главным для стабилизации экономики и создания новой экономической системы являются установление и оптимизация хозяйственных связей. Наука, которая занимается оптимизацией хозяйственных связей, называется логистикой (Крикавський, 1996).

 

  Подробности

  Ведущими в вопросах логистики (в особенности логистического менеджмента) считается японские фирмы. Например, на фирме “Мицубиси” время замены инструмента сократилось с 24 часов до 3 минут, на фирме “Тойота” запасы деталей на один производственный автомобиль составляют 77 долларов, тогда как аналогичные запасы в автомобильных фирмах США – приблизительно 500 долларов. На немецкой фирме Opel-Werk-Boscheem работает 7 тыс. рабочих, которые изготавливают 300 тыс. автомобилей ежегодно, однако репрезентативное внедрение японских методов менеджмента на новой фабрике Opel AY позволило двум тысячам работающих выпустить в 1994 году 150 тыс. автомобилей. Кроме того, время монтажа одного автомобиля составляет меньше 20 часов, тогда как в Европе – в среднем 36 часов, то есть почти в 2 раза больше.

 

  Именно логистика, новая научная дисциплина, способна дать предприятиям соответствующий инструментарий, который будет способствовать решению вопросов, возникающих на предприятии, с общепредпринемательской точки зрения. Теоретической предпосылкой для целостного логистичного рассмотрения является особенное свойство предприятия как логистичной системы – эмерджентность, по которому сумма результатов оптимизации структурных частей системы всегда меньше по сравнению с результатом одной целостной оптимизации. Иными словами, оказывается выгоднее оптимизировать всю систему в целом, чем по частям. На рис. 4.3 представлена общая схема логистики предприятия (Кальченко, 1999).

  Одним из направлений логистики является производственная логистика. Её основная цель – организация в соответствии с заказами непрерывного технологического процесса при одновременной минимизации наличия товаров в процессе изготовления и затрат на производство. Эту основную цель можно рассматривать как совокупность отдельных функциональных целей:

- оперативное планирование и управление производством для сокращения времени изготовления при сохранении оптимальных размеров партий в соответствии с полученными заказами;

   - безошибочное производство с целью предотвращения увеличения времени изготовления и затрат на исправление брака;

- повышение уровня квалификации рабочей силы для увеличения способности реагировать на заявки клиентов;

- интеграция внутрипроизводственных транспортных и подъемно-упаковочных процессов и средств производства в системе производственного планирования и управления;

- минимизация затрат на транспортно-складские и упаковочные процессы внутри производства;

- минимизация оборотных средств в незавершенной продукции;

- максимизация использования производственных мощностей;

- минимизация затрат ручного труда;

- минимизация длительности оборотного цикла;

- минимизация затрат заготовки готовых упакованных изделий для сферы сбыта.

Реализация отдельных логистичных целей может быть обеспечена системой отраслевых логистичных функций:

- планирование производственной программы;

- планирование производственного процесса;

- планирование использования мощности;

- планирование материального потока;

- внутрипроизводственные перевозки;

- производственный контроль;

- управление производством;

- экология производства;

- упаковка.

В стратегическом плане производственная логистика ставит целью путем реструктуризации производства реализовать новые производственные принципы. Эти принципы предусматривает система “Экономическое производство” (“Lean production”), которая содержит ряд ключевых элементов:

- одновременный инжениринг (Simultaneous Engineering) – параллельное обеспечение производства и снабжения;

- процесс совершенствования издержек (Cost Improvement Process) – гарантия непрерывного снижения затрат;

- экономное изготовление (Lean Manufacturing) – минимизация запасов за счет внедрения принципов Just-in-time (точно ко времени) и т.п.;

- системного управления качеством (Total Quality Managment) – бездефектная стратегия;

- непрерывное совершенствование (Continuous Improvement) – постоянное улучшение качетсова продукта и процесса;

- сегментация сбыта (Fertigungseegmentirung) – сегментация реализации готовой продукции (Крикавський, 1997).

Одним из важнейших вопросов в деятельности любого предприятия является проблема обеспечения производственной программы материальными ресурсами в необходимых ассортименте, количестве и в требуемые сроки.

Материально-техническое обеспечение предприятияэто такое управление и обеспечение материалами, ресурсами, полуфабрикатами, которые обеспечивает бесперебойный производственный процесс и высокое использование производственной мощности при минимуме оборотных фондов и авансируемого капитала.

Существующая система материально-технического обеспечения предприятия содержит такие формы:

1. Система индивидуальных хозяйственных прямых связей.

2. Приобретение ресурсов в порядке оптовой торговли.

3. Закупка ресурсов на товарных биржах.

4. Приобретение ресурсов на ярмарках, выставках-продажах, аукционах.

5. Аренда оборудования (лизинг).

6. Использование вторичного рынка средств производства для закупки ресурсов.

7. Бартерные соглашения.

Некоторые комментарии по поводу перечисленных форм.

Оптовая торговля формирует сбытовую сферу, включающую специализированные торговые предприятия, а также филиалы и отделы промышленных фирм. Эта сфера является связующим звеном между производителями и широкой сетью розничной торговли. В функции данного комплекса входят закупка крупными партиями ресурсов, хранение товаров, поставка мелкими партиями по мере поступления заявок потребителя, доставка товаров потребителям, сортировка, стандартизация, расфасовка и другие виды деятельности.

С развитием рыночной инфраструктуры появилась возможность обеспечения предприятий материально-техническими ресурсами путем приобретения их на товарных рынках.

  Закупка ресурсов возможна также на ярмарках, выставках-продажах, аукционах и в промышленных центрах всех стран.

Использование лизинга как аренды оборудования дает определенные преимущества, поскольку при этой форме обеспечения материально-техническими ресурсами предприятия, которое стремится (или только создается) к перестройке производства на базе современной технологии и выпуска продукции, соответствующей строгим требованиям международного рынка, не требуется первоначального выделения крупных финансовых средств в иностранной валюте. Все затраты на первом этапе оплачивает лизинговая компания.

Одним из возможных вариантов приобретения ресурсов является также заключение бартерных соглашений. Бартерное соглашение – это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). Оценка товаров проводиться с целью создания для эквивалентного обмена, а также таможенного учета, определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций. Условием эквивалентности товарооборота является обмен товаров по договорным ценам, о основе которых заложены мировые цены. Рассчитываются по взаимным претензиям (штрафы, уценки) при бартерных операциях обычно дополнительными поставками или уменьшением поставок товаров. В последнее время количество бартерных сделок значительно снизилось, но тем не менее они имеют место.

Одной из важнейших задач материально-технического снабжения является определение оптимальной потребности в средствах, т.е. поддержание товарно-материальных запасов на таком уровне, который позволяет при минимуме затрат обеспечить бесперебойное выполнение производственной программы.

Оптимальный объем заказов (ООЗ)– это количество товара, которое при регулярном заказе и бесперебойной работе предприятия обеспечивает минимальные затраты на организацию заказов и на хранение заказов.

Затраты на заказ включают заработную плату работников отдела поставок, затраты на компьютерную обработку информации и т.п.

На рис. 4.4 показана общая зависимость между величиной заявок (количество единиц в каждом заказе) и затратами на организацию заказов.

Затраты на хранение запасов содержат различные издержки, связанные с работой и складированием запасов. Когда возрастает количество единиц в каждом заказе, возрастают складские затраты. Таким образом, затраты на складирование и хранение запасов будут максимальными тогда, когда годовые потребности

Удовлетворяются сразу за один заказ. Если же ресурсы заказываются меньшими партиями, то затраты на хранение уменьшаются. Зависимость между затратами на хранение запасов и заказами показана на рис. 4.5.

Оптимальный объем заказов можно определить, если наложить один на один графики, изображенные на рисунках 4.4 и 4.5 (см. рис. 4.6).

Оптимальный объем запасов определяется по следующей формуле:

,

Где n – требуемое количество единиц товара в каждый период;  - затраты на организацию одного заказа;  - затраты на хранение и складирование запасов.

 

     Пример 10.Расчет оптимального объема заказа.

     Годовая потребность в одном виде товара составляет 8000 единиц. Затраты на организацию одного заказа составляют 110 грн., затраты на хранение и складирование – 3 грн. за одну единицу товара.

     Определим ООЗ на основе приведенных данных:

     =  единицы.

     Таким образом, общие затраты предприятия на организацию заказа и хранения запасов будут оптимальным, если оно будет заказывать 766 единицы. Исходя из того что годовая потребность составляет 8000 единиц, предприятие может сделать 11 заказов за год, каждый по 766 единицы.

    

Приобрести или заказать материально-технические ресурсы можно в счет собственных денежных средств, кредитов банка или отсрочки платы за ресурсы поставщикам (кредиторская задолженность поставщиков).

Кредиторскую задолженность поставщикам можно рассматривать как бесплатный заем поставщиков. Однако, когда предприятие сразу оплачивает счета, ему предоставляются значительные скидки поставщиками.

В этом случае важно решить, воспользоваться ли скидкой и оплатить счета сразу или покупать в кредит и держать кредиторскую задолженность на балансе. Если воспользоваться скидкой, то предприятие выиграет сумму самом скидки, но проиграет на процентах, которые необходимо платить банку за заем для расчетов с поставщиками, а также теряет возможность получить бесплатный кредит.

Пользоваться скидкой выгодно тогда, когда выигрыш превышает затраты.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.