Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема:  «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». 



Тема:  «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». 

Цель: Способствовать формированию у родителей представлений об этапах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

· Повышать педагогическую компетентность родителей в области развития речевых способностей детей.

· Познакомить родителей с игровыми способами валеологического взаимодействия с детьми.

· Предоставить родителям подборку игр и упражнений на развитие звукопроизношения, фонематического слуха, связной речи.

 

Форма: семинар - практикум для родителей и детей.

Участники: родители и дети дошкольных групп, учителя – логопеды дошкольной и школьной ступени, социальный педагог.

Предварительная работа: подбор игровых упражнений; разработка памятки для родителей; информирование родителей о встрече через объявления и индивидуальные приглашения.

Оборудование: оформление на магнитную доску «кирпичики», ёмкости для воды, мелкие плавающие игрушки, «султанчики», зеркала, вата, соломинки для коктейля диск с записью звуков природы, ширма.

Ход встречи:

Мини – лекция.

Об исключительной роли речи в жизни человека нам взрослым известно. С ее помощью выражают мысли, желания, согласовывают свои действия. Речь - основное средство общения, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие человека. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» - гласит русская пословица. Словом можно приободрить и обидеть, приласкать, настроить, убедить. А это наши эмоции, психика, поведение. Можно сказать, что речь - это визитная карточка человека. Она отражает социальную среду, в которой формируется человек.

Речь ребенка развивается с самого рождения. Правильность, красота, четкость речи складывается из многих факторов. Попросим наших деток построить из кирпичиков дом (дети выстраивают на магнитной доске дом). Обратите внимание: крыша дома - наша речь, кирпичики: ­звукопроизношение, фонематическое развитие, словарь, грамматический строй и связная речь. Чтобы дом был красивый, не кривой и кособокий, важен каждый кирпичик. Так и все разделы речи взаимосвязаны между собой и важны.

Сегодня мы предлагаем заботливым родителям игры и упражнения, которые помогут правильно развивать речь ребенка.

Практикум.

1. «Звукопроизношение».

-Начнем с первого кирпичика - «звукопроизношение» - правильное произношение звуков родного языка. Чтобы вам было удобно отслеживать своевременное появление в речи ребёнка звуков, предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков. К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то это уже не возрастное косноязычие, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы, а нарушение речевого развития. В таком случае необходимо обращаться к логопеду.

От чего зависит правильность и чёткость звукопроизношения нам покажут наши дети.                                                                                                                                Детям предлагают работу с зеркалами.

Упражнения для тренировки речевого аппарата.

 Губки растягиваем, вытягиваем - «улыбка», «поцелуйчик». Зубки сделали «заборчик». Язык - «выглянул из домика», «поглядел вправо-влево, вверх-вниз». Носик - правильно дышит «вдох носом, не поднимая плечи, выдох через рот».

Рекомендации для родителей.

-Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, губ, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, носоглотки, состоянием прикуса, уздечки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный или образует желоб, сужен и касается верхних резцов и т.д.) зависит произношение большинства звуков русского языка.

-Тренировать подвижность артикуляционного аппарата поможет общий комплекс артикуляционных упражнений. Возьмем зеркала и выполним некоторые из них. Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений.

Игры на тренировку артикуляционного аппарата.

Ø Мы превращаемся в веселых мартышек. Что любят делать мартышки?

Правильно, дразниться, строить рожицы. Некоторые дети тоже любят это делать. Оказывается, это полезно.

Мартышки дразнят лягушку и слоненка - губы растянуты в улыбку, вытянуты вперед «хоботком».

Ø  «Толстячки» и «худышки» - надуть щеки, втянуть щеки.

Ø «Поймай мышку за хвост» - рот широко открыть, выдвинуть язычок, прикусить кончик языка.

Ø «Лошадка фыркает» - выдыхать воздух через coмкнутыe губы, вибрация губ.

Ø «Лошадка скачет» - рот широко открыт, щелканье языком.

Ø «Лошадка цокает копытами» - рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов.

Ø «Вкусное варенье» - облизываание губ языком.

-Для исправления конкретных звуков существуют определенные упражнения, их вам порекомендует логопед на индивидуальной консультации.

-Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Для образования большинства звуков необходимо, чтобы воздушная струя была направлена на середину языка, а не уходила в щёки. Силу, длительность и направленность выдоха помогут развить следующие упражнения:

Ø «Футбол» - понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуваем ватку - мяч в ворота.

Ø «Фокус» - эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа.

Ø «Подуй в трубочку» - язык сворачиваем в трубочку, дуем.

Ø «Шторм в стакане» - дуть в воду через соломинку для коктейля.

Дети выполняют упражнения совместно с родителями.

-Также можно использовать различные игрушки, кораблики, султанчики и т.п.

2. Второй кирпичик - «фонематическое развитие».

-Чтобы научиться произносить звуки ребёнок должен их слышать. Речевое развитие зависит от состояния физического слуха. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка (фонема - звук). Различать близкие по звучанию слова - мал-мял, рак-лак, мишка-миска и т.п.

-Фонематическое восприятие ­большая, сложная и взаимосвязанная работа головного мозга и речевого аппарата. Нарушения в этой работе являются причиной искажения правильного произношения звуков. Предлагаем вам поиграть в игры, развивающие фонематический слух.

Игры на развитие фонематического слуха.

Ø «Отгадай, что я делаю» - на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков. Педагог располагается за ширмой. «Слушая звуки, догадайтесь, что я делаю: рву бумагу, переливаю воду, насыпаю крупу, режу ножницами бумагу и т.п».

Ø «Веселый попугайчик» - формирование чувства ритма.

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде взрослого ребенок повторяет и отхлопывает - па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т.д.

Ø «Поймай звук» - я буду произносить разные звуки, а ты, когда услышишь звук «З», хлопни в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук.

Ø «Собери словечко» - м - а - к «мак» и т.п.

3. Следующий кирпичик нашего домика - «Словарь».

-Это тот словарный запас, которым владеет ребенок, его багаж. Словарь не только существительных (предметов), но и глаголов (действий), прилагательных (признаков) и т.д.

В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы.

Ø Игра «Назови одним словом» (картинки: посуда, мебель, одежда, обувь и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор.

Ø Игра «Третий лишний», «четвертый лишний». Учит подбирать слова-антонимы.

На доске три иллюстрации одной смысловой серии (например, транспорт) и одна лишняя (например, игрушка).

-Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванной.

Например, купаясь в ванной рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое - гладкое, большое ­маленькое, длинное - короткое, широкое - узкое и т. д.). Расскажите, как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея - сшила, водитель - привез в магазин, продавец - продал, мы - купили). Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат и т.п.).

Ø Игра «Кто больше скажет слов» - возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные) Что умеет делать? (подбираем глаголы).

4. Рассмотрим следующий раздел - «Грамматический строй речи».

Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова.

Ø Игра «Краски» - учит согласовывать существительные и прилагательные. Например: Я ­красный помидор, красное яблоко, красная ягодка.

Ø «Хвастунишки» - образуем множественное число существительных. У меня - один предмет, а у тебя - несколько. (стол - столы, стул - стулья, яйцо - яйца и т.п.)

Ø «Что из чего?» - образование прилагательных от существительных (стеклянный, шерстяной и т.п.)

-Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить.

5. «Связная речь».

Как известно, речь развивается по подражанию. Следовательно, речь взрослых является для детей образцом. Следите за правильностью своей речи. Очень важно научить ребенка рассказывать сказки, пересказывать. Читая перед сном ребенку сказку, не спешите начинать новую главу. Предложите ребенку вспомнить, на чем вы остановились. Попросите рассказать содержание мультфильма, компьютерной игры и т.д., помогая правильно строить предложения. Придумывание сказок не только развивает речь, но и творчество, и фантазию детей.

Подведение итогов.

Надеемся, что наша встреча была полезна для Вас. Предлагаем Вам памятки, по которым вы сможете организовать развивающую речевую работу с ребёнком самостоятельно.

Социальный педагог: Свешникова И.Б.,                                                                             

учителя – логопеды: Шпак З.В., Шкитина Н.В.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.