Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практические задания



Практические задания

1.«Спать хочется»

Представьте себе, что вы — на берегу моря, отдыхаете в шезлонге. Сядьте поудобнее на стуле, откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела: шеи, рук, плеч.

Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало от отдыха. Постарайтесь «вздремнуть», спокойно и глубоко вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох. Действительно, как будто захотелось спать. Глаза открываются с трудом — тяжелые веки смыкаются снова. Знакомое состояние, не правда ли? Надо заставить себя открыть глаза, встать.

Волн спокойный мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но на солнце вредно спать.

Встать!

Не читайте эти строки бодро и весело! Вы дремлете. Тело и речевой аппарат расслаблены: язык, губы двигаются медленно, вы с трудом заставляете себя произносить каждую строчку стихотворения. Теперь попробуйте еще раз прочесть стихотворение и не давайте закрываться глазам, веки которых к концу строки почти смыкаются. Вы вновь их открываете и в этот момент начинаете читать следующую строку. Опять смыкаются... открываете, читая третью строку... И так до конца четверостишия. Попробуйте «бороться» со сном и одновременно проследить за тем, когда вы начинаете говорить: на вдохе или на выдохе? Одинаковы ли по времени вдох и вы­дох? Где возникает пауза — момент остановки дыхания? Внимание к тому, что делается с дыханием, установит, что речь началась после того, как сделан вдох.

Воздух вышел вместе со словами первого стиха:

Волн спокойный мерный шум...

Затем быстро вдохнули, на секунду остановились, оценивая, как клонит ко сну, и на выдохе произнесли следующую строку:

Усыпляет праздный ум...

Опять вдох, остановка и на выдохе:

Но на солнце вредно спать.

Мгновенный вдох, остановка, на выдохе:

Встать!

Упражнение показывает, что дыхание в процессе речи несколько отличается от дыхания в состоянии покоя: вдох становится явно короче, чем выдох, остановка в дыхании происходит теперь после вдоха, а не выдоха. Это и есть фонационное дыхание. Его нужно развивать, чтобы в легких был постоянный запас воздуха, которым вы могли бы распоряжаться по своему усмотрению, достигать легкого, свободного, полноценного звучания фразы, какой бы сложной и длинной она ни была, то есть воспитать глубокий короткий, автоматический вдох и более длительный выдох.

2.«Назойливый комар»

Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. На счет «раз» вместе с глубоким, бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, сводите руки, чтобы ладони встретились. Теперь соедините упражнение со звуком ззз-з. На счет «раз» — руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком з-з медленно соединяйте руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами: з-з. Желание поймать, не спугнуть «комара» замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха. Образуется естественная «опора дыхания». И только когда «убили» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

3.«Колыбельная»

Теперь представьте, что укачиваете ребенка. Он на руках у вас. Качайте его из стороны в сторону и тихо в такт движениям рук напевайте закрытым ртом знакомую колыбельную фразу:

(м)      (м)         (м)       (м)

\   /    \   /    \  /

  (м)         (м)         (м)

«Ребенок не засыпает». Уже выспался, улыбается. Губы ваши разомкнулись и весело вырвались гласные:

(а,у,о)     (а,у,о)        (а,у,о)         (а,у,о)          

\       /       \      /      \     /

(а,у,о)            (а,у,о)        (а,у,о)    

 

4.«Выразите чувства»

Оправдайте различные интонации звучания междометия О! — удивление, радость, недовольство, испуг и т.д. Нафантазируйте обстоятельства. Почему испугались, отчего недовольны, что вызвало радость, удивление? То же самое проделайте с междометием А! — А-а! — негодование, презрение, радость. С междометием Ах! — Ах! — радость, жалоба, восхищение, выражение жалости, выражение совета, желания и т. п. Произнесите четырежды слово «батюшки!», выражая то удивление, то восторг, то страх, то порицание. Оправдайте рождение интонаций. Почувствуйте повелительный характер междометий: Цсс! Чш! Цыц! Кыш-кыш! Брысь! Айда! Но-но! Но-но-но! и т. д. Ощутите «душу» каждого междометия, характер выражаемого им чувства или воли, обусловленных содержанием предложения. Подумайте, какие чувства и волевые проявления человеческой психики выражены в следующих текстах:

Ах, что за мед, душистый мед!

Похвалит всякий, кто возьмет.

Эй, рыбак, идущий в море!

Что ты ищешь на просторе!

(С. Маршак)

5.«Три миллиона»

Возьмите в руки какой-нибудь небольшой предмет, например, теннисный мячик. В паре с партнером перекидывайте предмет друг другу, проговаривая скороговорку «Три миллиона четыре тысячи шестьсот шестьдесят шесть» и дальше по счету. Важно сказать скороговорку без пауз, как бы ведя свою мысль к последнему слову. Параллельно с последним словом нужно перекинуть предмет партнеру. Можно усложнить задачу, вкладывая в бросок какую-то эмоцию, подтекст. Так даже веселее.

6. «Танец»

Попробуйте придумать несколько простых движений, все зависит от вашей фантазии. Главное, чтобы был отчетливый удар, потому что именно на это движение будет произноситься ударный слог сочетаний: «зждри-штри, зждрэ-штрэ, зждра-штра, зждро-штро, зждру-штру, зждры-штры»; «бди-пти, бдэ-птэ, бда-пта, бдо-пто, бду-пту, бды-пты». Ударный слог всегда первый. Как и в предыдущем упражнении, вкладывайте в свой танец и в сочетания смысл. Можно выполнять как одному, так и в паре, строя диалог из движений и звуков.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.