|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕНСтр 1 из 2Следующая ⇒
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт филологии и языковой коммуникации Кафедра теории германских языков и межкультурной коммуникации
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы теории межкультурной коммуникации»
ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Преподаватель 10.12.2020 Ю.И. Детинко
Студент ИЯ18-04Б 101836205 10.12.2020 Л.Е. Большанина
Студент ИЯ18-04Б 031619245 10.12.2020 Ф.Н. Калинин
Красноярск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Мы живем в довольно странное время – отношения между родителями и детьми претерпевают изменения вследствие множества причин. Именно этот факт определяет актуальность нашей работы. Изучение этих причин, а также опыта предыдущих поколений позволит нам качественно изменить уровень отношений между родителями и детьми, а также выявить тенденции и закономерности. Цель: изучить отношение детей к родителям и родителей к детям как культурный феномен. Задачи: 1) Дать определение понятию семья и определить ее функции и особенности; 2) Описать как ценности могут определяться культурой и как ценности могут определяться родительством; 3) Рассмотреть, как меняется отношение детей к родителям в подростковом возрасте; 4) Описать отношение родителей к детям и детей к родителям в китайской культуре; 5) Описать отношение родителей к детям и детей к родителям в России. 1. Определение семьи, ее роль в культуре
Прежде чем разбираться в отношениях между родителями и детьми стоит глубже рассмотреть понятие семьи, ее функции и особенности. Это поможет лучше понять характер отношений между детьми и родителями, особенности присущие той или иной семье, культурные различия и многое другое. Семья – это малая социальная группа, которая основана на браке, кровном родстве, или общем жилье и бюджете; члены семья связаны общим бытом, взаимопомощью, взаимной моральной ответственностью [Лопатин А. Р. Свешников С. Ю., 2009]. Хоть семья и является социальной группой, как ни странно, первая и главная ее функция совсем не носит социальный характер. В первую очередь семья нужна для продолжения потомства – это ее репродуктивная функция. И только за ней уже следуют воспитательная (воспитание детей, самореализация взрослых как родителей), хозяйственно-бытовая (удовлетворение материальных потребностей членов семьи) и так далее [Андреева Т. В., 2004]. Культура, в которой находится та или иная семья, определяет модель отношений между детьми и родителями, нормы социализации детей, ценности и цели в их воспитании. И если модели социализации детей определяет культура, то родительское воспитание обеспечивает условия интериоризации этих моделей и норм и усвоение их детьми. Вместе с этим большое количество разнообразных культур приводит к появлению различных практик и способов социализации детей. Родители выступают трансляторами культурных норм, ценностей, обычаев, которые сложились в обществе. Таким образом они сохраняют и передают культурный опыт общества, этно-культурной группы. Родители задают модели поведения, подкрепляя желаемые, признанные в обществе, они создают условия для усвоения ребенком тех компетенций, которые реализуются в определенном обществе. Это обеспечивает успешную социализацию детей [Карабанова О. А., 2017]. Из этого следует, что, несмотря на то, что первоочередной функцией семьи является репродуктивная, родители прививают детям определенные культурные нормы, ценности и являются незаменимым звеном в социализации ребенка.
2. Ценности, определяемые как родительством, так и культурой
Ценности, прививаемые детям, исходят, как и от родителей, которые таким образом развивают культуру, так и от культуры, которая модифицирует родительство. Первое реализуется через родителей и их взаимодействиями с детьми. Примером может служить различия в режиме сна у младенцев в США и Восточной Африке. Эти различия объясняются организацией жизни ребенка и его взаимодействиями с матерью. В США родители стараются увеличить время непрерывного ночного сна ребенка с 2–4 часов до 8 всего лишь за первые полгода жизни. Связано это с тем, что в американских семьях дети спят отдельно от родителей, зачастую даже в отдельных комнатах, из-за чего процесс ночного кормления создает значительные проблемы для матерей. Подкрепляя увеличение продолжительности сна, они создают для себя более комфортные условия. В Восточной Африке у матерей просто нет необходимости увеличивать продолжительность сна, так как дети спят вместе с родителями. Когда ребенок просыпается ночью, у него есть возможность моментально припасть к материнской груди, отчего у матери нет необходимости просыпаться, вставать и идти в другую комнату, как это происходит в США. Такой режим является вполне комфортным для матерей в Восточной Африке, поэтому они не стремятся изменить продолжительность сна ребенка. [Карабанова О. А., 2017]. Сущностный аспект культуры, определяемой родительством, складывается из изучения представлений об идеальной личности, которая формируется в процессе воспитания детей. Этот идеал личности являет собой центральное звено всей системы родительского воспитания и соотносится с пониманием итогового смысла воспитания детей, то есть с определением наиболее желаемого результата взаимодействия родителей и ребенка [Грицай Л. А., 2016]. Что же касается культуры, которая определяет ценности в воспитании детей, в качестве примера можно привести данные, которые сравнивают представление матерей в США и в Пуэрто-Рико о том, какие цели преследует воспитание и какие задачи несет в себе социализация. Как оказалось, матери в Пуэрто-Рико старались воспитать в своих детях уважение к старшим, послушание, ориентацию на общественное одобрение, в то время, как в США важнейшими качествами в воспитании были уверенность к себе, самореализация, независимость и индивидуальность [Карабанова О. А., 2017]. Таким образом, нельзя однозначно сказать, что является первостепенным в формировании тех или иных традиций. Как окружающая культура, так и родительство определяют ценности, прививаемые детям.
3. Привязанность детей к родителям в подростковом возрасте
В ряде исследований о привязанности детей к родителям в подростковом возрасте показано, что лучше всего период взросления протекает при позитивных отношениях с родителями, которые базируются на привязанности. Более того, проводится сравнительный анализ влияния общения с родителями и со сверстниками на личностное развитие подростка. Как правило, общение со сверстниками не создает условий для позитивной самооценки, так как общение по группах подростков можно охарактеризовать, как агрессивное, конкурирующее, обесценивающее. Некоторые функции привязанности к родителям в этом возрасте кардинально меняются, а некоторые остаются стабильными. Так, например, физическая близость с родителями в период переживаний и тревог для подростков менее важна, чем для детей. Важнее моральная поддержка, чем физическая. Однако отзывчивость и чуткость родителей не теряют свою актуальность и все так же важны. Важным умением для родителя также является поддержание целенаправленного партнерства, что очень сложно из-за высоко уровня конфликтов между детьми и родителями в подростковом периоде. Тем не менее, если родитель способен сохранить «связанность» с детьми, то это способствует надежное привязанности [Карабанова О. А., 2017]. Отношения между родителями и детьми оказывают значительное влияние на отношение подростка к окружающему миру, к людям, к отношению с людьми и к деятельности, которой занимаются другие люди. Одним из самых ключевых показателей отношений между детьми и родителями является привязанность ребенка к матери. В раннем возрасте привязанность к матери устойчивая и строго индивидуальная, именно она побуждает ребенка находится рядом с матерью и искать близость к ней в стрессовых ситуациях. Отношение с матерью и тип привязанности к ней влияет на развитие межличностных отношений, формирует механизмы саморегуляции [Коньшина Т. М. Садовникова Т. Ю., 2016]. Связь привязанности подростков к родителям с проблемами и трудностями этого периода демонстрируется в множестве исследований. Так, например, изучался вопрос связи привязанности и проблемного поведения. Как показало исследование, в семьях с более высоким уровням привязанности, в тех, где придают ценность заботе друг о друге, справедливому распределению обязанностей уровень проблемного поведения подростков намного ниже, чем в семьях с тревожно-озабоченной привязанность. В них наиболее высок риск формирования зависимостей и появления проблемного поведения. В другом исследования рассматривалась связь привязанности с уровнем успеваемости подростков в школе. Результаты показали, что высокий уровень привязанности к обоим родителям связан с высоким уровнем успеваемости, а также со значительной вовлеченностью в школьную жизнь. В процессе исследования также была выявлена связь привязанности и самооценки. Как правило, подростки к высоким уровнем надежной привязанности имеют более высокий уровень самооценки, а это повышает уровень успеваемости. Данное исследование акцентирует важность привязанности между детьми и родителями для более высокого уровня академической вовлеченности и уровня успеваемости. Еще в одном исследовании изучалось то, как вид привязанности влияет на качество отношений родителей и подростков. В нем было выявлено, что как подростки, так и родители избегают привязанности, если детском возрасте проявлялся низкий уровень близости. Если в семье был высокий уровень разногласий и конфликтов, то родители по отношению к подростку проявляют тревожную привязанность [Карабанова О. А., 2017]. Из вышесказанного следует, что хорошие отношению с родителями позитивно влияют на формирование отношения подростка к себе, к окружающему миру, а также на уровень успеваемости и поведение.
4. Отношение родителей и детей в разных культурах
Для того, чтобы лучше изучить социальные взаимодействия и отношения между детьми и родителями, рассмотрим несколько конкретных примеров.
4.1. Отношения родителей и детей в китайской культуре.
Отношения между родителями и детьми Китая значительно изменились в течение истории. Посмотрим на традиционную модель семейной организации Китая. Она характеризовалась патриархальностью, патрилинейностью и патрилокальностью, сформирована эта модель была на основе конфуцианских представлений о семье, характере взаимоотношений между различными категориями родственников по крови и браку, культе предков, а также учении о сыновней почтительности сяо. Такая модель ставила в основу два важных пункта: преемственность поколений и уважение старших, причем первое непосредственно следовало из второго. В традиционном Китае всякая семья стремилась к тому, чтобы в семье было как минимум три сына: первый сын должен был принят семейное дело, средний сын обязывался заботиться о родителях в старости, а младший же сын отправлялся на обучение. Такому пути следовали и самые бедные крестьянские семьи, и влиятельные правители. С течением времени многое изменилось, но принцип заботы о родителях в старости и сейчас считается обязательным. Согласно традиционным ценностям, принцип «абсолютного послушания отца» оказывал большое влияние на отношения внутри семей. Одним из событий, значительно изменившим отношения родителей и детей, стало введение политики ограничения рождаемости. Основными положениями этой политики были поддержка поздних браков и поздних родов, а также провозглашение девиза «одна супружеская пара – один ребенок». Второй ребенок просто-напросто лишался многих льгот, например, высшего образования, различных дотаций и пр. Демографическая политика Китая, ограничившая количество детей в китайских семьях, нанесла непоправимый ущерб прежним идеям об уходе детьми за родителями, ведь один-единственный ребенок не может заботиться о родителях и прародителях с такой же эффективностью, как если бы детей было больше. Ослабление системы семейного ухода за пожилыми членами связано с происшедшими структурными изменениями. Традиционная структура системы уважения старших включала три компонента: пожилых членов общества, их детей и общество в целом, между которыми существовали горизонтальная (отец – сын) и вертикальная (семья – общество) связи. Таким образом, в традиционном Китае поддержка родителей являлась одной из основных функций семьи. Родители в полной мере могли рассчитывать на спокойную старость, заботу и уход со стороны детей и внуков. Почитание старших было не только поведенческой нормой в рамках семьи (которую можно соблюдать или игнорировать), но одной из важнейших социальных норм, подкрепленной идеологически и жестко контролируемой государством посредством законов. Если раньше основная ответственность и тяжесть ухода за стариками лежали на жене старшего сына, которая жила вместе с родителями мужа, но не обладала значительном весом в семейной иерархии, то в современном Китае образование и занятость молодых женщин приводит к их желанию жить отдельно от родителей мужа, что, естественно, негативно сказывается на качестве и интенсивности их ухода за родителями. В современном обществе доминирующим структурным типом является нуклеарная семья (состоящая из супругов и не состоящих в браке детей), а основными отношениями – отношения между супругами. Вместе с изменением структуры китайской семьи в пользу нуклеарных семей растет и пропасть между родителями и детьми в представлениях о жизненных ценностях и образе жизни. Именно поэтому современные молодые супружеские пары стремятся жить отдельно от родителей [Пащенко Г. Инь Фен. Оу Сян., 2008]. Еще одной особенностью отношений родителей и детей в Китае является понятие «Маленький император» – именно так зачастую называют новорожденных детей в Китае. Такие «императоры» – центры жизни семей, дети, которым дозволяется почти все, сделать их жизнь лучше стараются не только родители, но и другие родственники. Этот феномен, в свою очередь, привел к состоянию, когда многие дети после взросления не избавились от своих капризов и несколько инфантильного поведения, что в дальнейшем может сыграть роль в социально-экономическом развитии страны. Однако, было бы неверно заявить, что современные китайские дети – баловни судьбы. Китайские матери часто заставляют своих детей заниматься, к примеру, музыкой по много часов ежедневно, в то время как западные родители считают достаточным занятия по полчаса. Аналогичная ситуация складывается и в учебе. Таким образом, можно заявить, что, став центром своей семьи, китайские дети получили ношу еще более тяжелую по сравнению с традиционным обществом [Симонова А. И., 2017]. Из вышесказанного можно заключить, что несмотря на значительные изменения в отношениях за последние годы, ключевым аспектом в отношениях между родителями и детьми в Китае остается уважение (которое некоторые предпочитают называть повиновением). Принцип «отец всегда прав» все еще работает, пусть и в меньшей степени – на него влияют социальные и экономические процессы последних двух десятилетий, разрушая традиционализм в головах людей.
4.2. Отношения родителей и детей в России
Куда интереснее ситуация в России. Изменения в семейных отношениях берут свои корни во второй половине 20 века – уже тогда считалось, что духовно-нравственное воспитание молодых поколений имело все меньше положительных ориентиров, а морально-нравственная обстановка в обществе ухудшалась. Вследствие этих причин основной удар приходится на семью как ячейку общества и социальных взаимодействий – ослабевает нравственный и воспитательный потенциал, снижается ответственность родителей за воспитание и содержание детей. Из-за изменений, связанных с изменением общей обстановке в мире в конце 20 века, не все люди смогли приспособиться к новым условиям жизни, сформировать защитные механизмы. Вероятно, именно этот фактор является причиной дезорганизации жизней большого количества семей – родители были вынуждены тратить больше времени на заработки, чтобы прокормить семью, в то время как дети становились все более самостоятельными, параллельно отдаляясь от родителей, а связи между поколениями претерпевали изменения [Анашкина Е. Н. Журавлев Д. Н., 2010]. В семье происходит довольно болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть экономическим главой семьи; современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. [Лопатин А. Р. Свешников С. Ю., 2009] В современном мире мужчина потерял роль единственного кормильца семьи, что, в свою очередь, привело к ослаблению (в некоторых случаях утрате) специфических методов мужского воспитания. Женщина же – жена и мать – все чаще берет в свои руки не только экономическое, но и воспитательное главенство в семье. Это смещение ролей в семьях иногда доходит и до «замещения» – в таких случаях отец полностью самоустраняется от выполнения воспитательных обязанностей. Все это, а также изменения в правовой, экономической и моральных сферах ведет к усилению конфликтности как между родителями, так и между родителями и детьми (Таблица 1). Кроме всего прочего, изменения коснулись и воспитательной сферы отношений. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Низкий уровень педагогической культуры родителей, отсутствие у них времени для занятий с детьми, нестабильное материальное положение способствуют ослаблению духовно-нравственной связи между членами семьи, приводят к снижению уважения родителей детьми (Таблица 1). Таблица 1. Результаты анкетирования школьников
Современная семья, ее кризис и кризис семейных отношений продолжает усугубляться, что приводит к следующим негативным признакам: 1) Инфантилизм родителей/подростков, отсутствие интереса к воспитательному процессу с обеих сторон; 2) Недостаток духовной близости между родителями и детьми; 3) Низкий уровень педагогической культуры; 4) Недостаток знаний и путей выхода из кризиса [Анашкина Е. Н. Журавлев Д. Н., 2010]. Таким образом, можно смело заключить, что в данный момент современная семья претерпевает изменения, которые основаны на большом количестве причин. Отдельно стоит отметить негативные тенденции в отношении воспитательного процесса.
5.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|