|
|||
Публичная дистанция ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 4. Публичная дистанция Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение. Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интровертированность — экстравертированность, общий объем беседы и, что особенно важно, — ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения.
Паралингвистические явления являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего: 1) Громкость и высота звука 1. Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто больше и громче говорит. Окружающим кажется, что если человек громко говорит – значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса является эффективным средством воздействия на других людей. 2. Люди говорят быстро: - когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; - когда говорят о личных трудностях; - когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его. Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны - о высокомерии.
4. Умение держать паузу - порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание. 5. Интонация-это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость - мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы.
Один и тот же жест у разных народов может иметь не только различное, но и прямо противоположное значение. Так, если в Голландии повернуть указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, можно самому оказаться в глупом положении, т.к. в Голландии этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если же он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он предупреждает: «Здесь что-то нечисто», «Осторожно», «Этим людям нельзя доверять». У народов различных культур существуют разные представления об оптимальных расстояниях между собеседниками. Наблюдая за беседой незнакомых людей, например араба и немца, можно увидеть, как первый все время стремится приблизиться к собеседнику, в то время как второй делает шаг назад, увеличивая расстояние для общения. И если спросить немца, какое впечатление производит на него араб, он, скорее всего, отметит, что тот излишне настойчив и претендует на установление близких отношений. А араб наверняка охарактеризует своего собеседника как высокомерного и надменного человека. И оба, таким образом, ошибутся в своем мнении, т.к. при разговоре у каждого из них была невольно нарушена приемлемая дистанция для общения. То же касается восприятия пространства. Так, американцы привыкли работать в больших помещениях при открытых дверях. Открытый кабинет, по их представлению, означает, что человек на месте и ему нечего скрывать. Не случайно небоскребы в Нью-Йорке целиком построены из стекла и просматриваются насквозь: там все – от директора фирмы до посыльного – постоянно на виду. И это создает у служащих вполне определенный стереотип поведения, вызывая ощущение, что «все сообща делают одно общее дело». Различные народы по-разному используют и взгляд в общении. Одежда человека (ее цвет и стиль) может быть одним из способов невербального общения, т.к. передает информацию об уровне благосостояния, статусе и настроении ее владельца. Таким образом, в каждой стране существует свое представление о нормах и правилах невербального общения. Знание этих особенностей поможет не только избежать ошибок восприятия, но и произвести благоприятное впечатление на собеседника и установить с ним долгосрочные партнерские отношения.
|
|||
|