Занятие 3. Невербальные особенности в процессе делового общения.
Занятие 3. Невербальные особенности в процессе делового общения.
1. Соотношение вербальных и невербальных средств общения.
2. Кинесические особенности невербального общения.
3. Проксемика в невербальном общения.
4. Паралингвистические особенности невербального общения.
1. СООТНОШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия взаимосвязаны, но есть различия в их роли на разных этапах общения. Невербальные факторы коммуникации имеют большое значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой-либо категории — профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной, к полу и др. А. Пиз отмечает, что невербальный сигнал несет примерно в пять раз больше информации, чем вербальный. Информация, которую передают в процессе общения вербальные и невербальные сигналы, может совпадать, а может и не совпадать. Конгруэнтность — соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность — противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны верить невербальной информации. Так, если человек рубит воздух кулаком и горячо говорит, что он за сотрудничество, за то, чтобы прийти к общему согласию, то, публика ему не поверит именно из-за жеста, противоречащего содержанию вербальной информации. Умеренная жестикуляция считается признаком интеллигентности, воспитанности человека. В свою очередь, вербальное общение осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час. Язык используется в самых разных функциях: - коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными. - познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык. - аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники, письменности и художественная литература. - конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего. - эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация. - контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения. - этническая. Язык как средство объединения народа. Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности: - говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить; - слушание - восприятие содержания звучащей речи; - письмо - фиксация содержания речи на бумаге; - чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
2. КИНЕСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах. Все люди, независимо от национальности и культуры, интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
|