|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель занятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель занятия Студент должен уметь: -исследовать рецепты на препараты этой группы и при необходимости вносить соответствующие коррективы; -обосновать выбор препарата с учетом абсолютных и относительных противопоказаний; -выбрать препарат в соответствующей лекарственной форме и режим дозирования с учетом возраста, сопутствующей патологии и других особенностей. Студент должен знать: - понятие о физиологических основах психической деятельности; - классификацию средств, возбуждающих ЦНС; - понятие о психозах и неврозах, депрессии; -общую характеристику психостимуляторов, сравнительную характеристику этих препаратов, показания к применению и побочные эффекты. План изучения темы: 1. Классификация антидепрессантов по механизму действия; 2. Классификация антидепрессантов по химическому строению; 3.Особенности механизма психотропного действия и фармакодинамики антидепрессантов разных химических групп, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания. Рекомендуемая литература:
Основная 1. Аляутдин Р.Н., Фармакология / Аляутдин Р.Н. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 320 с. - ISBN 978-5-9704-4572-3 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970445723.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке. 2. Харкевич Д.А., Фармакология: учебник / Д. А. Харкевич. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - ISBN 978-5-9704-3412-3 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434123.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке. 3. Фармакология / Аляутдин Р.Н., Преферанский Н.Г., Преферанская Н.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - ISBN 978-5-9704-5241-7 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452417.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.
Дополнительная 1. Биохимическая фармакология: Учебное пособие / Под ред. П.В. Сергеева, Н.Л. Шимановского. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2010. – 624 с.: ил. 2. Губарева А.Е., Биологическая химия. Ситуационные задачи и тесты : учеб. пособие / А. Е. Губарева [и др.] ; под ред. А. Е. Губаревой. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2016.-528с.-ISBN978-5-9704-3561-8-Текст:электронный//ЭБС"Консультантстудента":[сайт].-URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435618.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке. 3. Аляутдин Р.Н., Фармакология. Ultra light: учебное пособие / Аляутдин Р.Н. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 529 с. - ISBN 978-5-9704-5047-5 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970450475.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке. 4. Харкевич Д.А., Основы фармакологии: учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434925.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.
Рекомендуемые ресурсы сети Интернет: 1. Специализированный поиск по фармацевтическим сайтам интернета, связанный с лекарственными средствами, производством лекарств, фармацевтическими компаниями, аптеками, лабораториями, стандартами GMP, GLP, GDP, GCP и др. http://pharmika.ru 2. Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации https://www.rosminzdrav.ru 3. Сайт «Федеральная электронная медицинская библиотека» Министерства здравоохранения Российской Федерации http://femb.ru/feml 4. Государственный реестр лекарственных средств http://www.grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx 5. Справочник лекарств РЛС http://www.rlsnet.ru 6. Государственная фармакопея Российской Федерации XIV издания http://www.femb.ru/femb/pharmacopea.php 7. Сайт о регистрации лекарственных средств в России. Site about registration of Drugs in Russia and EAEU (CIS) http://pharmacopoeia.ru/ Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Механизм антидепрессивного эффекта; 2. Сравнительный анализ антидепрессантов; 3. Особенности взаимодействия препаратов данной группы с продуктами, содержащими тирамин. 4. Укажите механизм психостимулирующего действия сиднокарба, основные показания к применению; 5. Перечислите основные метаболические эффекты кофеина; Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите по-латыни антидепрессанты — неизбирательные ингибиторы нейронального захвата; 2. Перечислите по-латыни антидепрессанты — избирательные ингибиторы нейронального захвата; 3. Укажите по-латыни антидепрессант — обратимый ингибитор МАО; 4. Укажите по-латыни антидепрессант — необратимый ингибитор МАО; 5. Укажите механизм антидепрессивного действия пиразидола, метралиндола, бефола, моклобемида, показания к применению; 6. Укажите механизм антидепрессивного действия ниаламида, показания к его применению; 7. Укажите показания к применению амитриптилина, кломипрамина; 8. Укажите механизм антидепрессивного действия имипрамина, амитриптилина, кломипрамина, показания к применению; 9. Укажите механизм антидепрессивного действия флуоксентина, сертралина, тианептина, пароксентина, показания к применению; 10. Перечислите основные центральные и периферические эффекты кофеина; 11. Укажите механизм психостимулирующего действия кофеина; 12. Укажите основные показания к применению кофеина. Самостоятельная работа: Задание 1. Составить краткую характеристику следующих лекарственных средств: имизин, бефол, коаксил, азафен, ниаламид, амитриптиллин, мапротилин, леривон, алевал, депрекс (заполнить таблицу):
Задание 2. Составить краткую характеристику побочного действия производных ГИНК (заполнить таблицу):
Задание 3. Составить краткую характеристику таких препаратов, как: опра, триттико, ноксибел, иксел, бринтелликс, феварин, симбалта, рексетин, циталопрам, ленуксин (заполнить таблицу):
Задание 4. Ситуационная задача. Вам следует представить на конференции следующие препараты: пиразидол, велафакс. Для подготовки к конференции запишите в тетрадь: 1. Механизмы действия. 2. Преимущества и недостатки этих препаратов; 3. Особенности применения, учитывая возраст пациента.
1.Пиразидол Механизм действия:Избирательно кротковременно и обратимо ингибирует мао типа А в высокой степени блокирует дезаменирование серотонина и норадренолина. Преимущества и недостатки-Лечит депрессии различного генеза. Применяют для депрессий различного типа. Не обладает холинергическим действием. Оказывает ноотропное действие,улучшает когнитивные функции. Недостатки: обладает множеством побочных эффектов. Особенности применения, учитывая возраст пациента. Начальная доза 50-75мг/сут,разделенный на 2 приема. Затем дозу увеличивают на 25-50мг до 150-300 мг/сут. Максимальная суточная доза 400мг/сут. Затем дозу постепенно уменьшают. 2.Велафакс Механизм действия: Механизм антидепрессивного действия препарата связан с его способностью потенцинировать передачу нервного импульса ЦНС. Преимущества и недостатки: лечение депрессий любой этиологии. Недостатки: беременность,период локтации. Особенности применения, учитывая возраст пациента. Начальная доза по 37,5мг 2 раза/сут. Можно увеличить до 150мг(сут 2раза).
Задание 5. Заполните таблицу для следующих препаратов: кофеин бензоат натрия, адепресс, рисполент, золофт, меридил, анафранил, эсциталопрам, сиднокарб, солиан, миртазапин.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|