Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цель занятия



Цель занятия

Студент должен уметь:

-исследовать рецепты на препараты этой группы и при необходимости вносить соответствующие коррективы;

-обосновать выбор препарата с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

-выбрать препарат в соответствующей лекарственной форме и режим дозирования с учетом возраста, сопутствующей патологии и других особенностей.

Студент должен знать:

- понятие о физиологических основах психической деятельности;

- классификацию средств, возбуждающих ЦНС;

- понятие о психозах и неврозах, депрессии;

-общую характеристику психостимуляторов, сравнительную характеристику этих препаратов, показания к применению и побочные эффекты.

План изучения темы:

1. Классификация антидепрессантов по механизму действия;

2. Классификация антидепрессантов по химическому строению;

3.Особенности механизма психотропного действия и фармакодинамики антидепрессантов разных химических групп, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

Рекомендуемая литература:

 

Основная

1. Аляутдин Р.Н., Фармакология / Аляутдин Р.Н. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 320 с. - ISBN 978-5-9704-4572-3 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970445723.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.

2. Харкевич Д.А., Фармакология: учебник / Д. А. Харкевич. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - ISBN 978-5-9704-3412-3 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434123.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.

3. Фармакология / Аляутдин Р.Н., Преферанский Н.Г., Преферанская Н.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - ISBN 978-5-9704-5241-7 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452417.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.

 

Дополнительная

1. Биохимическая фармакология: Учебное пособие / Под ред. П.В. Сергеева, Н.Л. Шимановского. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2010. – 624 с.: ил.

2. Губарева А.Е., Биологическая химия. Ситуационные задачи и тесты : учеб. пособие / А. Е. Губарева [и др.] ; под ред. А. Е. Губаревой. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2016.-528с.-ISBN978-5-9704-3561-8-Текст:электронный//ЭБС"Консультантстудента":[сайт].-URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435618.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.

3. Аляутдин Р.Н., Фармакология. Ultra light: учебное пособие / Аляутдин Р.Н. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 529 с. - ISBN 978-5-9704-5047-5 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970450475.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.

4. Харкевич Д.А., Основы фармакологии: учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434925.html (дата обращения: 02.11.2019). - Режим доступа: по подписке.

 

Рекомендуемые ресурсы сети Интернет:

1. Специализированный поиск по фармацевтическим сайтам интернета, связанный с лекарственными средствами, производством лекарств, фармацевтическими компаниями, аптеками, лабораториями, стандартами GMP, GLP, GDP, GCP и др. http://pharmika.ru

2. Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации https://www.rosminzdrav.ru

3. Сайт «Федеральная электронная медицинская библиотека» Министерства здравоохранения Российской Федерации http://femb.ru/feml

4. Государственный реестр лекарственных средств http://www.grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx

5. Справочник лекарств РЛС http://www.rlsnet.ru

6. Государственная фармакопея Российской Федерации XIV издания http://www.femb.ru/femb/pharmacopea.php

7. Сайт о регистрации лекарственных средств в России. Site about registration of Drugs in Russia and EAEU (CIS) http://pharmacopoeia.ru/

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Механизм антидепрессивного эффекта;

2. Сравнительный анализ антидепрессантов;

3. Особенности взаимодействия препаратов данной группы с продуктами, содержащими тирамин.

4. Укажите механизм психостимулирующего действия сиднокарба, основные показания к применению;

5. Перечислите основные метаболические эффекты кофеина;

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите по-латыни антидепрессанты — неизбирательные ингибиторы нейронального захвата;

2. Перечислите по-латыни антидепрессанты — избирательные ингибиторы нейронального захвата;

3. Укажите по-латыни антидепрессант — обратимый ингибитор МАО;

4. Укажите по-латыни антидепрессант — необратимый ингибитор МАО;

5. Укажите механизм антидепрессивного действия пиразидола, метралиндола, бефола, моклобемида, показания к применению;

6. Укажите механизм антидепрессивного действия ниаламида, показания к его применению;

7. Укажите показания к применению амитриптилина, кломипрамина;

8. Укажите механизм антидепрессивного действия имипрамина, амитриптилина, кломипрамина, показания к применению;

9. Укажите механизм антидепрессивного действия флуоксентина, сертралина, тианептина, пароксентина, показания к применению;

10. Перечислите основные центральные и периферические эффекты кофеина;

11. Укажите механизм психостимулирующего действия кофеина;

12. Укажите основные показания к применению кофеина.

Самостоятельная работа:

Задание 1. Составить краткую характеристику следующих лекарственных средств: имизин, бефол, коаксил, азафен, ниаламид, амитриптиллин, мапротилин, леривон, алевал, депрекс (заполнить таблицу):

 

Препарат       Тип дйствия Механизм действия Показания к применению
Имизин Антидепрессант Механизм антидепресивного состояния связан с увеличением концентрации норадреналина в синапсах Депресии
Бефол Антидепрессант Активизирует передачи нервных импульсов в ЦНС Депрессивный синдром,тревоги
Коаксил Антидепрессант Механизм действия связан с повышением обратного нейронального захвата Депрессивное состояние
Азафен Антидепрессант Улучшение соматичкого статуса снимают боль,жар Депрессия,тревога,страх
Ниаламид Антидепрессант Неизберательно ингибирует МАО необратимо мао Депрессия
Амитриптиллин Антидепрессивное,анксиолитическое,тимолептическое,седативное Ингибирует обратный захват нейромедиаторов (норадреналина, серотонина) пресинаптическими нервными окончаниями нейронов, вызывает накопление моноаминов в синаптической щели и усиливает постсинаптическую импульсацию.  
Мапротилин антидепрессивное, анксиолитическое, седативное. Избирательно тормозит обратный захват норадреналина и серотонина пресинаптическими мембранами нейронов коры головного мозга; блокирует центральные альфа-адрено-, гистаминовые и холинорецепторы. Депрессии
Леривол Антидепрессант Блокирует пресинаптические альфа2-адренорецепторы, увеличивает высвобождение медиатора в синаптическую щель, усиливает адренергическую передачу в головном мозге. Влияет на альфа1-адренорецепторы и Н1-гистаминовые рецепторы. Обладает седативным эффектом. Депрессивные состояния различного генеза.
Алевал Антидепрессант Антидепрессант, селективный ингибитор обратного захвата серотонина (5-НТ). Оказывает очень слабое влияние на обратный захват норадреналина и допамина. В терапевтических дозах сертралин блокирует захват серотонина тромбоцитами человека. Депрессии

 

Задание 2. Составить краткую характеристику побочного действия производных ГИНК (заполнить таблицу):

 

Препарат Побочные эффекты
Изониазид Со стороны ЦНС: головная боль,головокружение,раздражительность Со стороны сердечно-сосудистой системы сердцебиение,повышениесистемного АД Со стороны ЖКТ:тошнота,рвота,токсический гепатит
Фтивазин Со стороны ЦНС:головная боль,головокружение,нарушение сна Со стороны ССС кардиалгия,кровоточивость Со стороны ЖКТ сухость во рту,снижение аппетита,тошнота рвота

Задание 3. Составить краткую характеристику таких препаратов, как: опра, триттико, ноксибел, иксел, бринтелликс, феварин, симбалта, рексетин, циталопрам, ленуксин (заполнить таблицу):

 

Препарат Химическое строение Основные фармакологические эффекты Показания к применению
       

 

Задание 4. Ситуационная задача.

Вам следует представить на конференции следующие препараты: пиразидол, велафакс.

Для подготовки к конференции запишите в тетрадь:

1. Механизмы действия.

2. Преиму­щества и недостатки этих препаратов;

3. Особенности применения, учитывая возраст пациента.

 

1.Пиразидол

Механизм действия:Избирательно кротковременно и обратимо ингибирует мао типа А в высокой степени блокирует дезаменирование серотонина и норадренолина.

Преиму­щества и недостатки-Лечит депрессии различного генеза.

Применяют для депрессий различного типа. Не обладает холинергическим действием. Оказывает ноотропное действие,улучшает когнитивные функции.

Недостатки: обладает множеством побочных эффектов.

Особенности применения, учитывая возраст пациента.

Начальная доза 50-75мг/сут,разделенный на 2 приема. Затем дозу увеличивают на 25-50мг до 150-300 мг/сут.

Максимальная суточная доза 400мг/сут. Затем дозу постепенно уменьшают.

2.Велафакс

Механизм действия: Механизм антидепрессивного действия препарата связан с его способностью потенцинировать передачу нервного импульса ЦНС.

Преиму­щества и недостатки: лечение депрессий любой этиологии.

Недостатки: беременность,период локтации.

Особенности применения, учитывая возраст пациента.

Начальная доза по 37,5мг 2 раза/сут.

Можно увеличить до 150мг(сут 2раза).

 

Задание 5.

Заполните таблицу для следующих препаратов: кофеин бензоат натрия, адепресс, рисполент, золофт, меридил, анафранил, эсциталопрам, сиднокарб, солиан, миртазапин.

 

Препарат Время наступления эффекта и длительность действия Доза Условия хранения препарата
кофеин бензоат натрия Время наступление максимальной концентрации в плазме крови (а, следовательно, и максимального эффекта) около часа (50-70 мин) , соответственно и действие развивается в этих временных рамках, может чуть раньше. Вводят п/к или принимают внутрь. Взрослым - по 100-200 мг 2-3 раза/сут; детям - по 25-100 мг 2-3 раза/сут. При комнатной температуре. Хранить в недоступном от детей месте.  
адепресс   При депрессиях: 20 мг/сут; при необходимости дозу постепенно увеличивают на 10 мг/сут, с интервалом не менее 1 нед, максимальная суточная доза — 50 мг/сут. Курс лечения длительный. Эффективность оценивают через 6–8 нед. Адепресс следует хранить в недоступном для детей месте, защищенном от влаги и света, при температуре не выше 25 °C. Срок годности – 2 года.    
рисполент     При температуре 15–30 °C (не замораживать).
золофт   1 раз в сутки, утром или вечером, независимо от приема пищи. Список Б. Препарат следует хранить в недоступном для детей месте при температуре не выше 30°C. Срок годности - 5 лет.
меридил   Принимают внутрь (в первой половине дня) по 0,01-0,015 г на прием. Суточная доза - 0,01-0,03 г (10-30 мг). Курс лечения - от 2-4 нед. до 3-4 мес. Список А. В защищенном от света месте.
анафранил   Внутрь взрослым - по 25-50 мг 2-3 раза/сут; детям в зависимости от возраста - 25-50 мг/сут. Взрослым в/м 25-100 мг/сут, в/в капельно 50-75 мг 1 раз/сут. В защищенном от света месте, при температуре не выше 30 °C.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.