![]()
|
|||||||
Виды чтения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 6. Виды чтения.
В основе классификации видов обучающего чтения лежит целевая установка читающего 1) на степень полноты и точности понимания текста и 2) на последующее использование извлекаемой из текста информации. Учет этих факторов позволяет говорить о таких видах чтения, как 1) просмотровое, 2) поисковое, 3) ознакомительное и 4) изучающее. Терминологию ввела Фоломкина С.К. «Обучение чтению в нефилологическом вузе. М., 1987. При всех недостатках эта терминология прижилась. 1. Изучающее. Установка на полное и точное понимание текста (т.е. степень понимания как бы 100%) с последующим использованием полученной информации в той или иной форме. Это может быть вербальное воспроизведение (пересказ, интерпретация, реферат и т.д.) либо невербальная форма (например, инструкция по правилам эксплуатации каких-либо приборов, механизмов, по способу применения и дозировке лекарств). Что мы читаем таким чтением? Закон о воинской повинности (если в доме есть молодые мужчины), материалы к экзамену, полемические статьи, инструкции по пользованию приборами и т.д. Быстрые виды чтения: 2. Ознакомительное. Задача – общий охват содержание текста, при этом читающий, не имея установки на последующее воспроизведение воспринимаемой информации, усваивает ее лишь на 75% (естественно, все цифры весьма приблизительны). 3. Просмотровое предполагает умение просмотреть книгу, журнал, газету или другую литературу с целью получить самое общее представление о содержании и проблематике материала. Усваивается только 30-40% информации. Небольшой комментарий ко 2-ому и 3-ему видам чтения. Для методики преподавания РКИ их разграничение несущественно (нельзя же дать задание «Прочитайте текст и поймите 75 % информации или 30% информации»!). Я считаю, что это - один вид чтения: «чтение с общим охватом содержания» (ЧООС). В реальной жизни преобладает смешанное чтение: от того, чего больше (изучающего или 2-го), зависит количество воспринимаемой информации при 2-м виде. 4. Поисковое. Этот вид чтения используется для того, чтобы найти определенные данные (цифры, цитаты, дефиниции и т.д.), о наличии которых в тексте известно заранее. Т.е. в классификации Фоломкиной – 4 вида чтения, в моей - 3. Как обучать разным видам чтения? Чтение – мыслительный процесс и управлять им можно только косвенно. Преподаватель располагает тремя основными средствами косвенного управления видами чтения (термин!) студентом: 1) текст, 2) задания перед чтением (установка) и 3) контроль понимания прочитанного (т.е. после чтения). Все эти три компонента 1) должны быть адекватны развиваемому виду чтения, 2) один компонент должен соответствовать двум другим компонентам. Единство задания и проверки – практически единственный инструмент в руках преподавателя для формирования видов чтения, учащиеся быстро привыкают, что они читают так, как их потом будут проверять (Д.Н. Узнадзе, занимаясь проблемой установки, приходит к этому выводу), поскольку на формирование внутренней установки решающее воздействие оказывает предыдущий, предшествующий опыт учащегося. Поэтому учащийся читает так, как его проверяют, а не так, как ему «задают». Посему нельзя давать задание на быстрое чтение, а потом начинать проверять понимание деталей (пример). Нужно тогда дать студенту возможность еще раз прочесть текст с другой установкой. Текст и вид чтения. В реальной жизни любой текст может читаться любым видом чтения, все зависит от установки человека. Но, решая вопрос о том, какой текст целесообразно использовать для обучения тому или иному виду чтения, необходимо учитывать 4 момента: а) его содержание; б) информационную насыщенность (и количественную, и качественную информационную насыщенность текста); в) язык; г) объем текста. Проанализируем эти параметры. 1-й параметр – «содержание текста» - и 2-й: «его информационная насыщенность». Для изучающего чтения предпочтительнее тексты, отвечающие актуальным коммуникативным потребностям учащихся, чтобы им хотелось в них погрузиться (профессионально ориентированные, медицинские показания, личные интересы и т.д.); это тексты с высокой степенью информационной насыщенности, в которых почти все факты одинаково важны для читающего. Что касается текстов с большим количеством дополнительной и избыточной информации, то они в бóльшей степени пригодны для обучения чтению с общим обхватом содержания (ЧООС). 3-й параметр - «язык».Говоря о языке, отметим, что в тексте для ЧООС должно быть меньше языковых трудностей (незнакомой лексики, сложных грамматических структур), иначе учащиеся, независимо от установки, будут сбиваться на изучающее чтение. 4-й параметр - «объем текста». Что касается объема текста, то для изучающего чтения целесообразно использовать достаточно короткие тексты или завершенные фрагменты длинных текстов (в начальный период – от одного до двух-трех абзацев), а для ЧООС, наоборот, предпочтительнее длинные тексты, от трех четвертей страницы на начальном этапе, до 3-7 – на завершающем. Проблемы контроля Независимо от того, какому виду чтения мы обучаем, имеются своего рода константные объекты проверки, связанные с пониманием текста как целостного произведения и не зависящие от вида чтения, а потому являющиеся обязательными объектами проверки для любого текста. Здесь я тоже не во всем согласилась бы с Фоломкиной. Она считает, что при любом виде чтения обязательные объекты проверки следующие: тема, идея текста, раскрытие темы автором текста (его коммуникативная задача), оценка читающим информации, содержащейся в тексте, и позиции автора. Однако я считаю, что только тема может быть общим предметом контроля, все остальное релевантно для изучающего чтения, в крайнем случае – для ЧООС. Затем я буду погружаться в авторские идеи, например, если меня тема не волнует (и при просмотровом чтении я это поняла!). Задания для различных видов чтения. Смотрите самостоятельно по книге Фоломкиной: «Ознакомительное» - с.177, 184. «Изучающее» - с. 185-187. «Просмотровое» - с. 188-189. «Поисковое» - с. 189-190. Контроль – с. 90-91, 191-200. См. Контроль также в «Стандартах» разных уровней и «Типовых тестах» (раздел «Методические рекомендации»).
|
|||||||
|