Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обучение бесперевóднóму чтению.



 

Лекция 12.

Мы занимаемся проблемами обучения чтению, рассматриваем механизмы чтения. Уже проанализировали механизмы зрительного восприятия, графемно-фонемных связей, внутреннего проговаривания и теперь переходим к характеристике четвертого механизма.

IV. Механизм вероятностного прогнозирования (илиантиципации).  Процесс чтения – это процесс построения гипотез и их приятие или неприятие. Пример.

Прогнозирование идет всегда (независимо от нашего желания) – на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. И в соответствии с уровнем развития механизма антиципации чтение идет быстрее или медленнее. Поэтому преподаватель должен стремиться дать учащемуся алгоритм антиципации. Какие для этого используются упражнения?

1) Любимые карточки, на которые дома учащийся выписывает слова, но слово выписывается не полностью, а с пропуском (в начале слова, в конце или в середине), а потом одногруппники должны прочитать (обратите внимание это работа по типу: «Ученик – группа»). То же самое - на уровне словосочетания (один студент дома выписывает из текста, а другой - восстанавливает). Цель – научить не дочитывать до конца предложение. Или (в тех случаях, когда именно в конце предложения самая главная информация) читать, выхватывая сгустки смысла, а не прочитывая все слова последовательно одно за другим, от начала до конца. Старайтесь придать такой работе коммуникативную направленность, например: «Вы получили факс, где плохо пропечатались отдельные фрагменты. Прочитайте текст факса».

2) Дается предложение с перепутанными синтагмами и задание: составить предложение. В продвинутых группах – разрезают на две части поговорки.

3) Готовится трафарет с вырезанным кусочком, преподаватель медленно продвигает его по строке (на уроке я покажу!), высвечивая часть текста, чтобы учащиеся догадались, какое слово впереди.

4) Можно закрыть карточкой левую часть или среднюю часть текста в книге, где-то одно слово (5-6 букв). Постепенно можно расширять закрытое поле.

5) Можно тренировать языковую догадку по заглавию, по ключевым словам текста, по средствам межфразовой связи (ср. Подведем итоги…), по введению, по заключению.         

На уроке я покажу вам, как на практике работает механизм антиципации (вы увидите, как он сработает у вас!).

V. Механизм логического понимания. Данный механизм отвечает за анализ формально-смысловой структуры текста: членение текста на смысловые части, осмысление их связей. Здесь нужен весь тот материал, который мы брали в лекции по «Аудированию»: разделы

1) функционально-семантические типы текста (вспоминайте, какие вы знаете);

2) формально-смысловые структуры текстов типа описания, повествования, рассуждения, сообщения.

5. Обучение бесперевóднóму чтению.

(возможны 2 варианта ударения)

Если первая группа трудностей связана с развитием механизмов чтения, то вторая группа проблем связана с обучением беспереводному чтению. Традиционно преподаватель проверял при чтении отдельные слова, знание их значения. Так же часто поступают наши коллеги за рубежом. Иногда иностранец говорит: «Я понимаю смысл предложения и значение этого слова, но я хочу посмотреть в словаре точное его значение». Между тем постоянное обращение к словарю вызывает чувство беспомощности у учащегося, раздражает его, замедляет работу механизмов чтения, процесс чтения превращается в «дешифровку» текста. В этом случае самоцелью становится поиск значения отдельных слов, а не процесс активной «целенаправленной смысловой переработки информации» (см. ранее определение чтения как ВДР), процесс постижения авторского замысла, подтекста и т.д. Поэтому необходимо обучать так называемому беспереводному чтению. Как это делать?

Субъективно, в сознании каждого человека, степень понимания текста как бы непосредственно связана с пониманием лексики этого текста, едва ли не в прямопропорциональной зависимости. Однако это не совсем так, точнее – совсем не так. Фоломкина приводит пример: из четырех слов (мать, дочь, книга, дарить) можно составить огромное количество высказываний, при этом знание лексики задает только тему высказывания, конкретное же содержание может оставаться неясным (книга дочери, о дочери, для дочери, дочерью написанная, дочерью купленная или все то же самое о матери и т.д.). В то же время экспериментально доказано, что общее понимание текста может быть достигнуто даже при незнании 30% лексики.

На лекции я расскажу вам, как Щерба - выдающийся лингвист и методист - советовал обучать беспереводному чтению.

На что мы опираемся при обучении беспереводному чтению?

Опираемся мы на следующие явления:

1) структура предложения: выделяем группу субъекта и группу предиката (т.е. предикат с зависимыми от него словами);

2) догадка по контексту: отдельные слова смотреть сразу не нужно - читаем абзац до конца и пытаемся вывести значение из контекста;

3) догадка по словообразовательным признакам. Ср. рассказ Шукшина «Гринька Малюгин», по которому был снят фильм «Живет такой парень»:

«Гриньку в деревне любили, любили давать ему разные прозвища: называли его «земледав», «телеграф», ласково «Быча».

Что найдет иностранец в словаре? Только телеграф, но здесь не в значении «сплетник», а метафора от телеграфный столб = высокий. Тогда можно догадаться, что земледав, это высокий и плотный, мощный человек. Тогда можно догадаться, что БЫЧА – это от «бык». Если же мы не научим так читать иностранца, то словарь ему все равно не поможет. Задания к тексту должны приучать студента к необходимости пользоваться словарем только в некоторых случаях:

- Прочитайте текст, не пользуясь словарем, постарайтесь понять его общее содержание,

- Догадайтесь о значении незнакомых слов по контексту,   

- Постарайтесь увидеть в незнакомых словах знакомое и т.д.

Стойте насмерть, запрещая на продвинутом этапе пользоваться на уроке словарем, пусть остаются в атмосфере изучаемого языка.

Приведу пример. Работала со студентами-юристами. Встретилось незнакомое им слово произвол. Забеспокоились и полезли в словари. Я запретила: мы сейчас без словарей разберемся!

1) Записали сочетаемость: произвол властей, милиции, администрации. 2) Обратила внимание на 2 признака:

а) это противозаконное действие,

б) тех, кто обязан стоять на защите закона / обязан охранять закон.

Ничего лишнего не сообщайте в этот момент!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.