Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ. ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ



ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

 

А) «Это был пе­ри­од вре­ме­ни, хро­но­ло­ги­че­ски свя­зы­ва­е­мый с на­ча­лом XX века. На­зва­ние эпохе дано после ее за­вер­ше­ния. По­ня­тие воз­ник­ло в среде рус­ской эми­гра­ции, оце­нив­шей ушед­шее время как вто­рой рас­цвет рус­ской куль­ту­ры после пуш­кин­ской эпохи. Если тер­мин fin de si6cle — «конец века» — тер­мин об­ще­ев­ро­пей­ский, то этот тер­мин при­ме­ня­ют толь­ко к рус­ской куль­ту­ре. Ши­ро­кое бы­то­ва­ние по­ня­тия в Со­вет­ском Союзе рас­про­стра­ни­лось после зна­ком­ства чи­та­те­лей с «По­э­мой без героя», опуб­ли­ко­ван­ной в сбор­ни­ке «Бег вре­ме­ни», 1965 г., где были такие стро­ки:

«На Га­лер­ной чер­не­ла арка,

В Лет­нем тонко пела флю­гар­ка И се­реб­ря­ный месяц ярко Над [...] веком стыл...».

Б) Ор­га­ни­за­ция воз­ник­ла в Пет­ро­гра­де не­за­дол­го до Ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та как твор­че­ская и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ская. Ак­тив­ные де­я­те­ли ор­га­ни­за­ции про­воз­гла­ша­ли за­да­чу раз­ру­ше­ния тра­ди­ци­он­ной «дво­рян­ской куль­ту­ры» и со­зда­ния некой новой «ра­бо­чей куль­ту­ры» путём раз­ви­тия твор­че­ской са­мо­де­я­тель­но­сти тру­дя­щих­ся. Идео­ло­гия этого на­прав­ле­ния утвер­жда­ла: «Одна из ос­нов­ных задач нашей новой куль­ту­ры — вос­ста­но­вить по всей линии связь труда и науки, связь, разо­рван­ную ве­ка­ми пред­ше­ство­вав­ше­го раз­ви­тия... Эту идею надо по­сле­до­ва­тель­но про­ве­сти во всём изу­че­нии, во всём из­ло­же­нии науки, пре­об­ра­зуя то и дру­гое, на­сколь­ко по­тре­бу­ет­ся».

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

1) Дан­ный текст опи­сы­ва­ет пе­ри­од се­реб­ря­но­го века рус­ской куль­ту­ры.

2) На этот пе­ри­од вре­ме­ни при­хо­дит­ся рас­цвет твор­че­ства Ф.М. До­сто­ев­ско­го, И.С. Тур­ге­не­ва, Н.А. Не­кра­со­ва.

3) Текст опи­сы­ва­ет время де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции, из­вест­ной как «Про­лет­культ».

4) В от­ли­чие от идео­ло­гии этого на­прав­ле­ния в куль­ту­ре со­ци­а­ли­сти­че­ский ре­а­лизм приз­наёт до­сти­же­ния рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

5) К этому пе­ри­о­ду вре­ме­ни от­но­сит­ся твор­че­ство А. А. Блока, А. А. Ах­ма­то­вой, Н. С. Гумилёва.

6) В этот пе­ри­од вре­ме­ни был на­пи­сан роман И. Г. Эрен­бур­га «От­те­пель».

 

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

       
       

 

7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний от­но­сят­ся к новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке (1921–1929 гг.)? За­пи­ши­те в ответ со­от­вет­ству­ю­щие цифры.

1) утвер­жде­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю

2) вве­де­ние хоз­рас­че­та на го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­ти­ях

3) де­на­ци­о­на­ли­за­ция тяжёлой про­мыш­лен­но­сти

4) по­яв­ле­ние кре­дит­но-бан­ков­ской си­сте­мы и бирж

5) от­ме­на го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии внеш­ней тор­гов­ли

6) вве­де­ние кон­цес­сий

8. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

А) Переговоры большевиков с Германией о заключении сепаратного мира проходили в ______________.

Б) Войсками Красной Армии, которая разгромила Врангеля в Крыму, командовал _______.

В) _____________ конференция, на которой большевики пытались установить дипломатические отношения со странами Европы, произошла в 1922 г.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Рижская

2) М.В.Фрунзе

3) Петроград

4) Генуэзская

5) С.М.Буденный

6) Брест-Литовск

 

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми по­ли­ти­че­ских де­я­те­лей и их де­я­тель­но­стью.

ФА­МИ­ЛИИ   ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ
А) А. В. Лу­на­чар­ский Б) А. В. Кол­чак В) В. И. Ленин Г) А. М. Ка­ле­дин   1) лидер ан­ти­боль­ше­вист­ско­го дви­же­ния на Дону 2) пред­се­да­тель СНК 3) нар­ком про­све­ще­ния 4) лидер «левых ком­му­ни­стов» 5) «вер­хов­ный пра­ви­тель Рос­сии» 6) нарком иностранных дел

10. Про­чти­те от­ры­вок из по­ли­ти­че­ской речи и ука­жи­те фа­ми­лию ав­то­ра.

«Какая, гос­по­да, раз­ни­ца, те­перь, на 27-м ме­ся­це войны, раз­ни­ца, ко­то­рую осо­бен­но за­ме­чаю я, про­вед­ший не­сколь­ко ме­ся­цев этого вре­ме­ни за гра­ни­цей. Мы те­перь перед но­вы­ми труд­но­стя­ми, и труд­но­сти эти не менее слож­ны и серьёзны, не менее глу­бо­ки, чем те, перед ко­то­ры­ми мы сто­я­ли вес­ной про­шло­го года. Пра­ви­тель­ству по­на­до­би­лись ге­ро­и­че­ские сред­ства для того, чтобы бо­роть­ся с общим рас­строй­ством на­род­но­го хо­зяй­ства. Мы сами те же, что пре­жде. Мы те же на 27-м ме­ся­це войны,

ка­ки­ми были на 10-м и ка­ки­ми были на пер­вом. Мы по-преж­не­му стре­мим­ся к пол­ной по­бе­де, по-преж­не­му го­то­вы нести не­об­хо­ди­мые жерт­вы и по-преж­не­му хотим под­дер­жи­вать на­ци­о­наль­ное еди­не­ние. Но я скажу от­кры­то: есть раз­ни­ца в по­ло­же­нии. Мы по­те­ря­ли веру в то, что эта власть может нас при­ве­сти к по­бе­де... (го­ло­са: "Верно"), ибо по от­но­ше­нию к этой вла­сти и по­пыт­ки ис­прав­ле­ния, и по­пыт­ки улуч­ше­ния, ко­то­рые мы тут пред­при­ни­ма­ли, не ока­за­лись удач­ны­ми.

Когда вы целый год ждете вы­ступ­ле­ния Ру­мы­нии, на­ста­и­ва­е­те на этом вы­ступ­ле­нии, а в ре­ши­тель­ную ми­ну­ту у вас не ока­зы­ва­ет­ся ни войск, ни воз­мож­но­сти быст­ро под­во­зить их по един­ствен­ной уз­ко­ко­лей­ной до­ро­ге, и, таким об­ра­зом, вы ещё раз упус­ка­е­те бла­го­при­ят­ный мо­мент на­не­сти ре­ши­тель­ный удар на Бал­ка­нах, – как вы на­зо­ве­те это: глу­по­стью или из­ме­ной? (го­ло­са слева: "Одно и то же"). Когда, во­пре­ки нашим не­од­но­крат­ным на­ста­и­ва­ни­ям (…) на­ме­рен­но тор­мо­зит­ся дело, и по­пыт­ка ум­но­го и чест­но­го ми­ни­стра ре­шить, хотя бы в по­след­нюю ми­ну­ту, во­прос в бла­го­при­ят­ном смыс­ле кон­ча­ет­ся ухо­дом этого ми­ни­стра и новой от­сроч­кой, а враг наш, на­ко­нец, поль­зу­ет­ся нашим про­мед­ле­ни­ем, – то это: глу­пость или из­ме­на? (го­ло­са слева: "Из­ме­на"). Вы­би­рай­те любое. По­след­ствия те же

 

11. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Со­бы­тие Дата Участ­ни­ки(-и)
За­хват боль­ше­ви­ка­ми вла­сти __________(А) В. И. Ленин, Л. Д. Троц­кий
штурм Пе­ре­ко­па __________(Б) __________(В)
__________(Г) ав­густ 1917 г. А. М. Кры­мов
со­вет­ско-поль­ская война __________(Д) __________(Е)

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты

1) 1919-1921 г.

2) ок­тябрь 1917 г.

3) но­ябрь 1920 г.

4) кор­ни­лов­ский мятеж

5) раз­гон Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния

6) М. В. Фрун­зе

7) А. В. Кол­чак

8) Ю. Пил­суд­ский

9) Г. В. Пле­ха­нов

12. Про­чти­те от­ры­вок из до­про­са быв­ше­го ко­ман­ду­ю­ще­го Чер­но­мор­ским фло­том.

«Ве­че­ром я по­лу­чил те­ле­грам­му от Ро­дзян­ко, в ко­то­рой он меня из­ве­щал, что пра­ви­тель­ство пало, что власть пе­ре­ш­ла к Ко­ми­те­ту Го­су­дар­ствен­ной думы и что он про­сит меня со­блю­дать пол­ное спо­кой­ствие, па­мя­туя, что преж­нее пра­ви­тель­ство, ока­зав­ше­е­ся не­со­сто­я­тель­ным, будет за­ме­не­но новым... Затем я по­лу­чил те­ле­грам­му от Алек­се­е­ва... В этой те­ле­грам­ме они пред­ла­га­ли го­су­да­рю от­речь­ся от пре­сто­ла. Я сей­час же опо­ве­стил всех об этой те­ле­грам­ме. Вслед за тем по­лу­чи­лось из­ве­ще­ние, что про­изо­шло от­ре­че­ние от вер­хов­ной вла­сти в лице го­су­да­ря и на­след­ни­ка. Пред­по­ла­га­ли, что вер­хов­ную власть возь­мет Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич. Вско­ре при­ш­ла те­ле­грам­ма с со­об­ще­ни­ем об от­ка­зе Ми­ха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча. Затем была по­лу­че­на те­ле­грам­ма от князя Льво­ва об об­ра­зо­ва­нии пер­во­го ми­ни­стер­ства. Когда они со­бра­лись, я прочёл ма­ни­фест и ска­зал, что в на­сто­я­щее время преж­ней вла­сти не су­ще­ству­ет, ди­на­стия, по-ви­ди­мо­му, кон­чи­ла своё су­ще­ство­ва­ние, на­сту­па­ет новая эпоха. При этом я об­ра­тил­ся к ним и ска­зал, что ка­ко­вы бы ни были у нас взгля­ды, ка­ко­вы бы ни были наши убеж­де­ния, но мы ведём войну, и по­то­му мы имеем обя­за­тель­ства не толь­ко перед пра­ви­тель­ством или той вла­стью, ко­то­рая су­ще­ству­ет, но мы имеем боль­шие обя­за­тель­ства и перед нашей ро­ди­ной. Какое бы пра­ви­тель­ство ни су­ще­ство­ва­ло у нас, оно будет про­дол­жать войну, и мы будем вы­пол­нять свой долг так же, как и до того вре­ме­ни».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Опи­сан­ные в до­ку­мен­те со­бы­тия про­изо­шли в ок­тяб­ре 1917 г.

2) Пра­ви­тель­ство, о ко­то­ром идёт речь в до­ку­мен­те, на­зы­ва­лось Вре­мен­ное.

3) Автор те­ле­грам­мы — сто­рон­ник про­дол­же­ния войны с Гер­ма­ни­ей.

4) Автор ло­яль­но от­но­сит­ся к новой вла­сти.

5) Новое пра­ви­тель­ство под­дер­жа­ли все слои рус­ско­го об­ще­ства.

6) Рос­сия вы­иг­ра­ла эту войну.

 

Рас­смот­ри­те схему дей­ствий бе­ло­гвар­дей­цев в ходе од­но­го из пе­ри­о­дов Граж­дан­ской войны в Рос­сии и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

13. Ука­жи­те фа­ми­лию глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го бе­ло­гвар­дей­ски­ми вой­ска­ми, до­стиг­ши­ми линии, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «2».

14. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово: «Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, про­ис­хо­ди­ли в ты­ся­ча де­вять­сот _____________ году».

15. Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го циф­рой «1» и яв­ляв­ше­го­ся целью по­хо­да бе­ло­гвар­дей­ских войск, дей­ствия ко­то­рых по­ка­за­ны на схеме.

16. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Зна­чи­тель­ный урон тылам бе­ло­гвар­дей­ских войск, дей­ствия ко­то­рых обо­зна­че­ны на схеме, на­но­си­ла армия Н. П. Махно.

2) После раз­гро­ма бе­ло­гвар­дей­ских войск, дей­ствия ко­то­рых обо­зна­че­ны на схеме, их ко­ман­ду­ю­щий эми­гри­ро­вал из Рос­сии.

3) В пе­ри­од со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, боль­ше­ви­ки про­во­ди­ли новую эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку.

4) Глав­но­ко­ман­ду­ю­щий Белой ар­ми­ей, дей­ствия ко­то­рой обо­зна­че­ны на схеме, имел титул Вер­хов­но­го пра­ви­те­ля Рос­сии.

5) Бе­ло­гвар­дей­ская армия, дей­ствия ко­то­рой обо­зна­че­ны на схеме, по­лу­ча­ла ору­жие и бо­е­при­па­сы от стран Ан­тан­ты.

6) В ходе по­сле­ду­ю­щих со­бы­тий, про­изо­шед­ших сразу после обо­зна­чен­ных на схеме, белым уда­лось за­хва­тить г. Тулу.

 

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЕ КУЛЬ­ТУ­РЫ   ХА­РАК­ТЕ­КРИ­СТИ­КА
А) роман «Чапаев» Б) дом К. С. Мель­ни­ко­ва В) сборник «Вехи» Г) «Булыжник – орудие пролетариата»   1) Автор – Д.Фурманов. 2) В про­из­ве­де­нии кри­ти­че­ски показывается роль интеллигенции в революции 3) Про­из­ве­де­ние было со­зда­но в честь перехода к НЭПу 4) Про­из­ве­де­ние было со­зда­но в 1890 –е годы 5) Автор про­из­ве­де­ния из­ве­стен как пред­ста­ви­тель стиля кон­струк­ти­визм в ар­хи­тек­ту­ре. 6) Автор произведения - Шадр

18. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние 

 

Какие суж­де­ния, свя­зан­ные с изоб­ра­же­ни­ем, ко­то­рое Вы ви­ди­те, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Война, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, спо­соб­ство­ва­ла ста­би­ли­за­ции внут­ри­по­ли­ти­че­ской об­ста­нов­ки в Рос­сии.

2) След­стви­ем войны, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, была утра­та Рос­си­ей всего ост­ро­ва Са­ха­лин.

3) Сто­рон­ни­ком раз­вя­зы­ва­ния дан­ной войны был С. Ю. Витте.

4) В на­ча­ле войны, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, вра­же­ские ко­раб­ли по­пы­та­лись за­хва­тить рус­ский крей­сер и ка­но­нер­скую лодку в ко­рей­ском порту Че­муль­по.

5) Участ­ни­ка­ми войны, в па­мять о ко­то­рой уста­нов­лен изоб­ражённый обе­лиск, были Р. И. Кон­дра­тен­ко и С. О. Ма­ка­ров.

 

19. Какое из изоб­ра­же­ний от­но­сит­ся к тому же пе­ри­о­ду, что и надпись на столбе? В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.