|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ. ХАРАКТЕРИСТИКИФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Это был период времени, хронологически связываемый с началом XX века. Название эпохе дано после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после пушкинской эпохи. Если термин fin de si6cle — «конец века» — термин общеевропейский, то этот термин применяют только к русской культуре. Широкое бытование понятия в Советском Союзе распространилось после знакомства читателей с «Поэмой без героя», опубликованной в сборнике «Бег времени», 1965 г., где были такие строки: «На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над [...] веком стыл...». Б) Организация возникла в Петрограде незадолго до Октябрьского переворота как творческая и культурно-просветительская. Активные деятели организации провозглашали задачу разрушения традиционной «дворянской культуры» и создания некой новой «рабочей культуры» путём развития творческой самодеятельности трудящихся. Идеология этого направления утверждала: «Одна из основных задач нашей новой культуры — восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествовавшего развития... Эту идею надо последовательно провести во всём изучении, во всём изложении науки, преобразуя то и другое, насколько потребуется».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный текст описывает период серебряного века русской культуры. 2) На этот период времени приходится расцвет творчества Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. 3) Текст описывает время деятельности организации, известной как «Пролеткульт». 4) В отличие от идеологии этого направления в культуре социалистический реализм признаёт достижения русской классической литературы. 5) К этому периоду времени относится творчество А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёва. 6) В этот период времени был написан роман И. Г. Эренбурга «Оттепель».
7. Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ соответствующие цифры. 1) утверждение частной собственности на землю 2) введение хозрасчета на государственных предприятиях 3) денационализация тяжёлой промышленности 4) появление кредитно-банковской системы и бирж 5) отмена государственной монополии внешней торговли 6) введение концессий 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) Переговоры большевиков с Германией о заключении сепаратного мира проходили в ______________. Б) Войсками Красной Армии, которая разгромила Врангеля в Крыму, командовал _______. В) _____________ конференция, на которой большевики пытались установить дипломатические отношения со странами Европы, произошла в 1922 г.
Пропущенные элементы: 1) Рижская 2) М.В.Фрунзе 3) Петроград 4) Генуэзская 5) С.М.Буденный 6) Брест-Литовск
9. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью.
10. Прочтите отрывок из политической речи и укажите фамилию автора. «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны, какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными. Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы 1) 1919-1921 г. 2) октябрь 1917 г. 3) ноябрь 1920 г. 4) корниловский мятеж 5) разгон Учредительного собрания 6) М. В. Фрунзе 7) А. В. Колчак 8) Ю. Пилсудский 9) Г. В. Плеханов 12. Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом. «Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым... Затем я получил телеграмму от Алексеева... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г. 2) Правительство, о котором идёт речь в документе, называлось Временное. 3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией. 4) Автор лояльно относится к новой власти. 5) Новое правительство поддержали все слои русского общества. 6) Россия выиграла эту войну.
Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
13. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2». 14. Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _____________ году». 15. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме. 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. П. Махно. 2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России. 3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику. 4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России. 5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты. 6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
18. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России. 2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин. 3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте. 4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо. 5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.
19. Какое из изображений относится к тому же периоду, что и надпись на столбе? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|