|
|||
Происхождение языка: проблемы и концепцииСтр 1 из 2Следующая ⇒ 1) Происхождение языка: проблемы и концепции Проблема происхождения языков имеет 2 аспекта: 1) происхождение конкретного языка, 2) происхождение человеческого языка вообще. Глоттогенез (глотто – язык, генез – происхождение). Не имеет однозначного решения (гипотетическое решение). Не существует однозначного решения проблемы происхождения языка. Это обусловлено 2-мя типами причин: 1) Объективные – связаны с закономерностью окружающего мира и с самим языком как объектом исследования. 2) Субъективные – связаны с закономерностью развития отдельных языков. Когда? Предполагают, что система жестовых знаков и коротких звуковых сигналов – основное средство общения гоминидов (семейство приматов, включая Homo Sapiens) около 3 млн. лет и только в самый поздний период эволюции предков человека (100 – 40 тысяч лет назад) начинается процесс формирования языков в собственном смысле этого слова. Где? В соответствии с теорией моногенеза, язык возник в одном месте земли (Африка), где впервые появился человек. В соответствии с противоположной точкой зрения, существует несколько центров очеловечивание – возникновения языков. Как? 1) Язык биологически обусловлен и имеет естественный природный характер. 2) Язык социально обусловлен и имеет конвенционный характер. 3) Язык обусловлен внечеловеческим разумом. Кто создал? Социум, выдающаяся личность, творец.
2) Определение тождества и отдельности языков: критерии и результаты. Под самостоятельным языковым образованием понимают разные языки, под тождественным языковым образованием – разновидности одного и того ж языка. Ныне существует 2,5 - 6,7 тыс. языков. Точное количество определить сложно: 1) т.к. существуют еще не дешифрированные памятники письменности, а также языков изолированно живущих племен =>не ставших вследствие этого объектом лингвистического изучения. 2) Степень жизнеспособности языкового образования. 3) Сложность разграничения языка и диалекта. По степени жизнеспособности языки делят на живые, больные, умирающие и мертвые. Состояние языкового образования можно считать безопасным, если соблюдаются 2 условия: 1) На языке говорит не менее 1 млн. человек. 2) Язык имеет статус государственного. Больные – сужают сферу своего функционирования (19 век – бел. Яз, латышский) Умирающие – используются только стариками, на них не говорят дети (индийский). 20-30% на Земле умирающих языков (Краус) Мертвые – на них не говорят (скифский, латынь). Вопрос о разграничении языка и диалекта – вечный вопрос лингвистики. Цыганские диалекты очень разные. Критерии разграничения языков: 1) временной 2) структурно-лингвистический (внутренний) 3) социально-лингвистический (внешний). Моррис Свадеш (амер. иссл-ль) предлагает считать разными языками те образования, которые разошлись в своем развитии не менее, чем 500 лет назад. Школа Яконтова включает 2 критерия: 1) временной, 2) структурно-лингвистический – понимают ли носители друг друга. Большинство исследователей считает наиболее надежным критерий языкового самосознания, т.е. представление говорящих о том, на каком языке они говорят(внешний или социально-лингвистический критерий). Если говорящие говорят, то они говорят на одном языке – это один и тот же язык, даже если они друг друга не понимают.
3) Классификации языков мира и их основания. 4 вида систематизации языков: 1) Генеалогическая – определение родственных связей между языками. 2) Типологическая – цель – установить сходство / различие языков, которые коренятся в их наиболее важных и общих свойствах и не зависят от общности происхождения. 3) Ареальная – выявление территориальных общностей языков, характеризующихся сходными структурными признаками. 4) Социальная (функциональная) – выявление сходства / различия между языками в отношении их социальных функций и сфер употребления.
|
|||
|