Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Происхождение языка: проблемы и концепции



 1) Происхождение языка: проблемы и концепции

Проблема происхождения языков имеет 2 аспекта: 1) происхождение конкретного языка, 2) происхождение человеческого языка вообще. Глоттогенез (глотто – язык, генез – происхождение). Не имеет однозначного решения (гипотетическое решение). Не существует однозначного решения проблемы происхождения языка. Это обусловлено 2-мя типами причин:

1) Объективные – связаны с закономерностью окружающего мира и с самим языком как объектом исследования.

2) Субъективные – связаны с закономерностью развития отдельных языков.

Когда? Предполагают, что система жестовых знаков и коротких звуковых сигналов – основное средство общения гоминидов (семейство приматов, включая Homo Sapiens) около 3 млн. лет и только в самый поздний период эволюции предков человека (100 – 40 тысяч лет назад) начинается процесс формирования языков в собственном смысле этого слова.

Где? В соответствии с теорией моногенеза, язык возник в одном месте земли (Африка), где впервые появился человек. В соответствии с противоположной точкой зрения, существует несколько центров очеловечивание – возникновения языков.

Как?

1) Язык биологически обусловлен и имеет естественный природный характер.

2) Язык социально обусловлен и имеет конвенционный характер.

3) Язык обусловлен внечеловеческим разумом.

Кто создал? Социум, выдающаяся личность, творец.

 

2) Определение тождества и отдельности языков: критерии и результаты.

Под самостоятельным языковым образованием понимают разные языки, под тождественным языковым образованием – разновидности одного и того ж языка. Ныне существует 2,5 - 6,7 тыс. языков.

Точное количество определить сложно:

1) т.к. существуют еще не дешифрированные памятники письменности, а также языков изолированно живущих племен =>не ставших вследствие этого объектом лингвистического изучения.

2) Степень жизнеспособности языкового образования.

3) Сложность разграничения языка и диалекта.

По степени жизнеспособности языки делят на живые, больные, умирающие и мертвые.

Состояние языкового образования можно считать безопасным, если соблюдаются 2 условия:

1) На языке говорит не менее 1 млн. человек.

2) Язык имеет статус государственного.

Больные – сужают сферу своего функционирования (19 век – бел. Яз, латышский)

Умирающие – используются только стариками, на них не говорят дети (индийский). 20-30% на Земле умирающих языков (Краус)

Мертвые – на них не говорят (скифский, латынь).

Вопрос о разграничении языка и диалекта – вечный вопрос лингвистики. Цыганские диалекты очень разные.

Критерии разграничения языков:

1) временной 2) структурно-лингвистический (внутренний) 3) социально-лингвистический (внешний).

Моррис Свадеш (амер. иссл-ль) предлагает считать разными языками те образования, которые разошлись в своем развитии не менее, чем 500 лет назад.

Школа Яконтова включает 2 критерия: 1) временной, 2) структурно-лингвистический – понимают ли носители друг друга. Большинство исследователей считает наиболее надежным критерий языкового самосознания, т.е. представление говорящих о том, на каком языке они говорят(внешний или социально-лингвистический критерий). Если говорящие говорят, то они говорят на одном языке – это один и тот же язык, даже если они друг друга не понимают.

 

3) Классификации языков мира и их основания.

4 вида систематизации языков:

1) Генеалогическая – определение родственных связей между языками.

2) Типологическая – цель – установить сходство / различие языков, которые коренятся в их наиболее важных и общих свойствах и не зависят от общности происхождения.

3) Ареальная – выявление территориальных общностей языков, характеризующихся сходными структурными признаками.

4) Социальная (функциональная) – выявление сходства / различия между языками в отношении их социальных функций и сфер употребления.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.