Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Томмазо САЛЬВИНИ



Томмазо САЛЬВИНИ

1829—1916

Одним из крупнейших актеров XIX века был итальянский трагик Томмазо Сальвини, творчество которого составило целую эпоху в истории мирового театра.

Сальвини происходил из актерской семьи; с четырнадцати лет работал в театре, где прошел актерскую школу под руковод­ством Модены. В 1848 году Сальвини вступает в отряд Гарибаль­ди и с оружием в руках сражается за свободу Италии.

Возвратившись в театр, Сальвини вскоре возглавил собствен­ную труппу (1856). Много гастролируя по Европе и Америке, артист неоднократно приезжал в Россию, где его искусство име-Ло большой успех.

В теоретических высказываниях Сальвини четко определены его творческие принципы. Прежде всего это— правда. Актер Должен изучать жизнь «людей и предметы, пороки и добродетели... хорошие и дурные страсти, коренящиеся в человеческой природе». В работе над ролью Сальвини требует полного слияния с образом, полного перевоплощения. Но Сальвини предупрежда­ет актера об опасности отдаться во власть «необузданной, необработанной, непропорциональной эмоции, почти доходящей до истерии».

Художественный метод Сальвини позволяет считать его акте­ром-реалистом, хотя его искусство, как и вообще итальянский реализм, унаследовало от романтизма повышенную эмоциональ­ность, подчеркнутость выразительных средств.

Искусство Сальвини утверждало высокий человеческий идеал Оно поражало зрителей глубиной и беспощадной правдой рас­крытия страстей и характеров. Реализм Сальвини отличает из­вестная обобщенность, стремление к созданию монументальных героических характеров, противопоставляемых им повседневной действительности буржуазного мира. Трагический разрыв между гуманистическими и героическими идеалами актера и реальной жизнью придавал искусству Сальвини романтические черты. Любимым драматургом Сальвини становится Шекспир, в образах которого актер находил возможность выразить свое тра­гическое и вместе с тем жизнеутверждающее мироощущение (роли Отелло, Гамлета, Макбета, Лира, Кориолана, Ромео, Яго). Кроме шекспировских ролей, он играет Оросмана в «Заире» Вольтера, Самсона в «Самсоне» Д'Асте, Паоло и Ланчотто в Франческе да Римини» Пеллико. В то же время ему была чужда буржуазная драма Дюма-сына и Сарду. За пределами его инте­ресов и актерских возможностей осталась драматургия Ибсена.

Воинствующий гуманист и трагический актер, Сальвини рато­вал за искусство больших мыслей и чувств, глубокое и прос­тое, исполненное душевного здоровья и красоты. Стремление актера создать образ героя естественного, духовно свободного, со светлым, простодушным, наивно-мудрым и чистым мировос­приятием осуществлялось в Отелло.

Для Сальвини Отелло был той единственной ролью, которую многие актеры ждут всю жизнь, в которой все как будто бы предназначено для наиболее полного раскрытия всех внешних и внутренних возможностей исполнителя. Сальвини трактовал «Отелло» как трагедию доверчивого, детски наивного человека-воина, познавшего жестокость и зло мира. Любовь к Дезде­моне — это вера в светлое начало жизни, вера в люде'й, и, когда она убита, в его душе пробуждаются темные силы — °н становится жертвой окружающего мира.

Внешний облик Сальвини — Отелло удивительно гармони­ровал со всем мужественным и светлым строем его души: «Он был чудно хорош с своим коричневым лицом, с высоким, изры; тым морщинами челом под чалмою, обвивавшей блестяшии стальной шлем, со своими пламенными глазами, в белом платье. Живописность и мужественная простота внешности органически сочетались с изяще­ством и силой певучей пласти­ки, скульптурной выразитель­ностью жеста.

Сальвини показывал, как мучительно невыносима для Отелло утрата веры в любимую женихи ну. Когда же так слу­чилось, «это был уже дру­гой человек. Процесс совер­шился в душе... яд вошел в нее... от стонов разбитого серд­ца и мрачной сосредоточенно­сти перешел он к тому воплю и прыжку разъяренного тигра, с которыми душит он Яго, как все усиливались и усиливались эти ярые вопли, этот звериный рев — этого словом передать нельзя».

В современных пьесах луч­шей ролью Сальвини была роль Коррадо в мелодраме Джакометти «Гражданская смерть». Золя, который, по соб­ственному признанию, насторо­женно и недоверчиво относился к итальянским актерам, ожи­дая от них искусственности и преувеличения, был поражен,

увидев Сальвини: «Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь так Умирал в театре. Сальвини передает постепенно последние ми­нуты умирающего с такой правдивостью, что ужасает весь зал. Перед нами действительно умирающий, с затуманивающимися глазами, с бледнеющим и обезображивающимся лицом и с коче­неющими членами»3.

Обладая огромным природным дарованием, Сальвини отли­чался и невероятной работоспособностью. Работа над ролью, с его точки зрения, не должна прекращаться никогда. Он прида­вал огромное значение публике в совершенствовании роли.

Каждодневная подготовительная работа к спектаклю необхо дима была этому гению даже после сотни раз сыгранной роли которую он готовил «чуть ли не десять лет».

Творчество великого итальянского трагика — важный этап в становлении реалистического актерского искусства. Станислав­ский называл Сальвини среди лучших представителей искус­ства переживания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.