|
|||
Часть 2. Актерское искусство Италии XIX векаСтр 1 из 3Следующая ⇒ Часть 2. Актерское искусство Италии XIX века (1 часть — о театральной ситуации и Аделаиде Ристори см. в презентации) Эрнесто РОССИ 1827-1896 Искусство трагического актера Эрнесто Росси было отмечено сценической правдой и романтической страстностью, утверждало идеи гуманизма. Росси начал актерскую деятельность в провинции. В 1848 году он вступил в труппу Модены и стал преданным его учеником. В 1856 году Росси организует собственную труппу. В ту пору он играл в основном в итальянских пьесах, которые соответствовали патриотическим, свободолюбивым настроениям молодого актера. Это были роли в тираноборческих трагедиях Альфьери, роль Паоло в «Франческа да Римини» Пеллико. С годами романтически пылкое обличение тирании сменяется анализом природы деспотии в ролях Людовика XI («Людовик XI» Дела-виня), Макбета («Макбет» Шекспира), Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного» А. К Толстого). Раскрытие природы властолюбия, причин и условий ее возникновения, всех стадий ее развития, ее влияния на человеческий характер становится главной задачей актера. Стремясь постичь глубины человеческой психики, исследуя сложность и противоречия внутреннего мира человека, Росси обращается к драматургии Шекспира, создает образы Отелло, Макбета, Гамлета, Шейлока, Ромео, Лира, Ричарда III, Кориолана. В поисках психологического материала Росси обращается к драматургии Пушкина. Особенно его привлекают «Маленькие трагедии» — он ставит «Каменного гостя» и сцены из «Скупого Рыцаря». Принципы, которыми руководствовался Росси-актер, он излагал неоднократно.. Росси утверждает, что артист не может не перевоплощаться, не переживать, и, чем полнее будет слияние актера с образом, тем сильнее воздействие его искусства. Сложность труда актера определяется, с точки зрения Росси, необходимостью сочетать переживание и анализ, чувства и Разум. «Артист должен быть и чувствительным, и восприимчивым, способным проявить все страсти, но только управление эТими страстями он должен предоставить искусству, заключающемуся в его уме», — говорит он. Средством постижения характера был для Росси подробный и точный анализ всех состояний его героя, выяснение причин его поведения, его связей с внешним миром, с людьми, с обществом. Станиславский отмечает, что «Росси был неотразим... логичностью чувства, последовательностью плана роли, спокойствием его выполнения и уверенностью своего мастерства и воздействия. Когда Росси играл, вы знали, что он вас убедит, потому что искусство его было правдиво». Огромное значение в искусстве актера Росси придавал и совершенствованию сценической техники: усиленным занятиям дикцией, пластикой, фехтованием, танцем, всеми видами спорта. Это позволило Росси и в шестьдесят лет играть Ромео. По словам известного русского актера Юрьева, Росси играл «так смело, дерзновенно, с таким юношеским темпераментом, что можно было только удивляться, откуда в его годы он черпал такую силу». Любимой ролью Росси был Гамлет, над которым он работал в течение всей жизни. В Гамлете актер акцентировал черты разочарования, нерешительности, усталости. Такое понимание шекспировского образа было, с его точки зрения, современным и 'единственно возможным, так как выражало растерянность, охватившую определенные круги итальянской интеллигенции после поражения революции 1848 года. В Отелло Росси видел прежде всего чувственную страсть, ревность, которая низводит мавра до разъяренного животного. Иногда раскрытие страсти и ее последствий приводило актера к нарушению меры, к натуралистическим приемам. Так, обличая патологическое властолюбие Людовика XI, он выделял в его облике черты физического распада: «...отвислая, влажная от сладострастия губа, в момент бессилия выпадающий язык, трясущиеся руки, тяжелое тело на слабых ногах». Эрнесто Росси в роли Иоанна Грозного. «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. В числе лучших шекспировских ролей Росси, по всеобщему признанию, был Лир, трагедию которого он понимал как «трагедию эгоизма». Эгоизм Лира — это «несдержанное и дурно направленное честолюбие», заставляющее короля во всем искать удовлетворение своего самовластия. Ему недоступны подлинные человеческие чувства: «Он хочет казаться справедливым и великодушным, не будучи ни тем, ни другим»1. Утратив власть, познав отчаяние, страдание, впадая в безумие, Лир становится человеком. Несчастный, безумный старик познает всю правду жизни. По словам Росси, чувство справедливости пробуждается у Лира «только теперь, когда он осознал, что такое ложь». И хотя трагизм образа Лира несколько снижался стремлением Росси подчеркнуть приметы его физической дряхлости и сумасшествия, гуманистическая тема победы человечности звучала в игре актера с полной силой. Последним созданием Росси был Иван Грозный, показанный им в Москве и Петербурге в 1895 году. В образе царя Росси старался не только подчеркнуть его деспотизм, но и показать его Трагическое одиночество, из которого возникала подозрительность, превратившаяся в жестокость. Иван Грозный — Росси вызывал не только ужас, но и сострадание. Спектакль «Смерть Иоанна Грозного» имел громадный успех. Для этой роли Росси изучил много материалов, связанных с русской историей, бытом и характерами, которыми он очень интересовался. Утверждение театра как средства этического и эстетического воспитания народа, стремление к жизненной правде, высокая ) требовательность к себе — все это делало Росси близким идейным устремлениям передовых деятелей русского театра.
|
|||
|