|
|||
Пояснения к задаче №2 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Пояснения к задаче №2 При решении задачи необходимо было дать наиболее полную правовую оценку проведению процедуры запроса со стороны налоговых органов информации (документов) у лиц, не явл. плательщиком налогов, в отношении которого проводится проверка ( см. п. 1, 2 ст. 79 НК РБ.) Анализ ситуации должен осуществляться с учетом следующих обстоятельств 1. в данном случае не осуществляется встречная проверка в отношении контрагента ООО «Черная речка» - ООО «ББК». Какая-либо проверка в отношении ООО «ББК» отсутствует в принципе. По условиям кейса налоговой инспекцией осуществляется процедура запроса о предоставлении документов и информации со стороны контрагента проверяемого лица (ООО Черная речка). Т.е. проверка проводится в отношении ООО Черная речка. Обратите внимание, что налоговым законодательством предоставлена возможность осуществления указанной процедуры запроса в отношении «…ИНЫХ организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика…» -пп. 1.12 ст. 107 , п. 1 ст. 79 НК РБ; абз. 5,6 п. 4 Положения проведения проверок (Указ № 510) Причем без назначения проверки в отношении таких «ИНЫХ» лиц. 2. Правовой статус контрагента в данной ситуации – не проверяемый субъект, а ИНОЙ участник налоговых отношений в рамках осуществления налогового контроля (эти отношения процедурные по своему характеру, поэтому ООО ББК также не явл. иным обязанным лицом по пп.2.11 ст. 13 НК) Согласно базовым положениям теории (доктрины) налогового права, которые наши свое закрепление в ст. 1 НК РБ, - отношения в сфере налогообложения являются властными по своему характеру. Указанный аспект предопределяет тот факт, что в основе правовой связи между участниками налоговых отношений (в нашем случае – между ООО ББК и налоговым органом, направившим запрос) существует достаточно жесткая субординация (отношения основаны на элементах подчинения воле властной стороны в правоотношении). Жесткую субординационная связь прав и обязанностей сторон применительно к осуществлению процедуры запроса можно проследить в следующем: · В жестком характере корреспонденции права налогового органа требовать предоставления документов и информации и обязанности (однозначной, без каких –либо оговорок, в том числе в части возможности отказа в её (инфо) предоставлении по каким либо причинам, за исключением случая отсутствия таких документов и информации) (п.2 ст. 79 НК РБ) · Процедура осуществления запроса не предполагает возможности продления сроков предоставления информации (см. п. 2 ст 79 НК РБ) · В отношении такой процедуры запроса не действуют правовые режимы охраны и защиты некоторых видов информации (в частности, банковская, коммерческая и некоторые др. виды тайн, секреты ноу-хау и др. (см. ст. 86, пп. 1.12 ст. 107 НК РБ, абз. 16 п. 4 Положения проведения проверок (Указ № 510)). В законодательстве просто презюмируется, что налоговый орган и его должностные лица, получившие доступ к такой информации, будут выполнять свои обязанности по сохранению таких сведений «в тайне». · В действующем законодательстве не закреплены какие –либо критерии (характеристики, требования,) которым должна соответствовать запрашиваемая информация. От себя могу добавить, что правоприменительная практика также не выработала какие – либо стандарты в части требований к составу, характеру запрашиваемой информации. На практике часто возникают споры с налоговой по поводу «слишком широкого списка» документов и информации в запросе.
Приведу некоторые выдержки из мотивировочных частей (находящихся у меня в доступе) судебных решений по данному поводу:
«… Законом не установлено насколько требуемые Инспекцией документы должны касаться деятельности конкретного налогоплательщика, так как отношение запрашиваемых документов к деятельности налогоплательщика определяет должностное лицо Инспекции, а не лицо, у которого документы затребованы…»
«…Суды правомерно исходили из того, что мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом … формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Мероприятия налогового контроля проводятся как в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками), так и вне рамок налоговых проверок в отдельных предусмотренных Кодексом случаях. – читай запрос информации Доводы налогоплательщика об отсутствии основании истребовать документы, поскольку в отношении ООО "Завод СтройМинерал" не проводилось мероприятий налогового контроля, исследован судами и обоснованно отклонен как противоречащий материалам дела. Как в поручении N 10439, так и в требовании N …. указано, что документы у Общества запрашиваются в связи с проведением в отношении ООО "Завод СтройМинерал" мероприятий налогового контроля. Из положений ….. не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в предоставлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным. Закон не предоставил налогоплательщику полномочий для проверки оснований направления налоговым органом Требования об истребовании документов… … налоговый орган вправе при истребовании документов не указывать точные реквизиты, если они неизвестны, но обязан сформулировать требование таким образом, чтобы из него было ясно, какие документы, за какой период и в отношении кого им истребуются …»
«…На основании оценки представленных доказательств суды пришли к обоснованному выводу о том, что если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке…»
«…Кроме того, судом апелляционной инстанции оценен и отклонен довод заявителя о неправомерности запроса по г. … документов, не являющимися первичными (платежные поручения и другие), поскольку заявитель не вправе оценивать обоснованность истребования налоговым органом у него документов, после которой решать вопрос об отказе в предоставлении документов…»
«…Нормы … не содержат ограничений и не устанавливают пределы реализации налоговыми органами права на истребование документов …. Объем запрашиваемых документов (информации) зависит от характера выявленных противоречий и неясностей в представленных документах и не может быть заранее определен. Основной критерий правомерности требования налогового органа, - прямая или косвенная связь документов (информации) с вопросами налогообложения и в части, касающейся определенного лица, в отношении которого проводится налоговая проверка …»
Поэтому любые доводы ООО ББК в части обоснования отказа в предоставлении информации не будут приняты, и в случае, если ООО ББК не выполнит возложенную на неё обязанность по предоставлению запрошенной информации, данная организация- контрагент может быть привлечена к административной ответ-ти либо по ст. 23. 2 или 23.4 КоАП РБ (с учетом конкретных обстоятельств). Указание про возможность назначения встречной проверки явл. верным.
|
|||
|