Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Модели имитации и оптимизации.



 

Экономический анализ проводится каждым предприятием. Это необходимая процедура, которая позволяет определить эффективность организации основной деятельности. На основе проведенных исследований получается выявить слабые стороны, определить наиболее выгодные пути развития организации. Чтобы понять принцип проведения такой работы, нужно рассмотреть на примере экономический анализ предприятия. Основные методики будут представлены далее. Особенности проведения анализа Экономическая безопасность предприятия во многом зависит от скорости реакции управленцев на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды. Для этого проводится большое количество разных оценок, что позволяет взглянуть на ситуацию, сложившуюся на предприятии, со стороны. Чтобы выбрать набор методов для анализа, определяют цели и задачи его проведения. Это позволяет оптимизировать затраты на исследовательские работы. Цели выбирают в соответствии со сложившейся ситуацией на предприятии. При их достижении компания должна максимально повысить эффективность своей деятельности. На основе проведенного анализа предприятие планирует свою деятельность, создает стратегию на отдаленную перспективу. Чтобы отследить изменения, произошедшие в прошлом, сравнивают данные минимум за три последних периода. Это позволяет отследить экономические показатели в динамике. Особенности подачи информации Пользователями информации, полученной в ходе анализа экономической эффективности предприятия, являются как управленцы, менеджеры организации, так и сторонние инвесторы, кредиторы, акционеры. Потенциальные инвесторы обязательно запрашивают у независимых аудиторов исследование экономических и финансовых показателей компании. Ни один кредитор не предоставит свои временно свободные средства компании, у которой показатели недостаточно высокие. Информация должна подаваться в доступном для пользователя виде. На основании полученных данных принимается решение о целесообразности расширения производственной деятельности. Инвесторы выбирают наиболее привлекательные проекты. Методики расчетов Существуют разные методы экономического анализа предприятия. Они делятся на общие и конкретные. К первой категории относятся следующие подходы: сравнение; наблюдение; абстрагирование; детализация; моделирование; эксперимент. Конкретные методики формируются в разрезе конкретных наук. Они позволяют детализировать общие методики. Одним из наиболее распространенных приемов, который применяют аналитики в своей работе, является сравнение. Это самый ранний метод исследования. Для этого явления соотносят, а потом проводят синтез данных. В явлениях выделяется общее, различное. Сравнивать показатели в экономическом анализе можно с планом, с показателями прошлого периода, со средними данными. Чтобы выполнить такой анализ, показатели должны быть сопоставимыми. Информативным может быть анализ динамических и параллельных рядов. Это позволяет изучить структуру процессов, явлений, тенденций. Сравнения могут быть также вертикальными. В некоторых случаях аналитикам могут быть интересны многомерные сравнения. При этом сопоставляется широкий спектр коэффициентов сразу по нескольким объектам. Это позволяет выполнить комплексную оценку, сопоставив коэффициенты с конкурентными показателями. Сравнение позволяет добиться разных результатов: выполнения бизнес-плана в текущем и плановом периоде; изыскания путей для экономии ресурсов; принятия оптимальных решений в существующих условиях; оценки степени рисков. Изучая основы экономического анализа предприятия, метод сравнения нужно рассмотреть первым. Средние величины Чтобы оценить экономическое развитие предприятия, применяют метод средних величин. Это позволяет обобщить данные, однородные показатели, перейти от рассмотрения единичных данных к общему. Это помогает выявить закономерности. Без применения средних величин невозможно провести сравнение данных в ходе изучения того или иного признака. Такой подход дает возможность сопоставить показатели, различные во времени. Средние показатели позволяют абстрагироваться от случайного результата, отдельных колебаний и значений. При этом средние данные могут быть представлены в таких формах: средняя арифметическая; мода; хронологическая моментного ряда; средняя взвешенная гармоническая; медиана. Выбор зависит от конкретных целей анализа и особенностей выборки. Это позволяет выявить общие тенденции, закономерности. Метод группировки Экономическая безопасность предприятия зависит от правильности действий соответствующих служб организации. Чтобы получить достоверную информацию о состоянии компании, может применяться в ходе исследования метод группировки. Это позволяет систематизировать данные, определить характерные взаимосвязи, типичные процессы. При этом случайные отклонения нивелируются. Группировки могут быть: Структурными. Применяются для анализа внутреннего строения показателей, например, в ходе изучения списочного состава по профессиям. Типологическими. Это позволяет сгруппировать, например, однородные предприятия по видам собственности. Аналитическими. Применяются для исследования взаимосвязей результативных и факторных показателей. Это, например, может быть зависимость между суммой кредита банка и величиной процентов. Среди подходов, применяемых к упорядочиванию данных, группировки являются основной методикой. Это позволяет выявить взаимосвязи между автономными явлениями, структуру, а также динамику развития исследуемых показателей. В ходе применения представленной методики классифицируются не только явления, но и причины, обуславливающие их. При этом нужно объединять однородные явления. Они должны быть идентичны по социальной или экономической природе. Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, следует обратить внимание на очередность действий в ходе применения этой методики: Предметы или явления подлежат классификации по определяющему признаку. Определяются производственные значения. Результат подается в виде таблицы. Определяется влияние каждого признака на результат. Для проведения анализа применяется совокупность однотипных объектов. В некоторых случаях делают типологическую выборку. Обоснованная с экономической точки зрения группировка позволяет выявить зависимость между отдельными коэффициентами и показателями. В результате аналитические данные систематизируются. Те или иные явления при этом изучаются во взаимосвязи, что позволяет определить степень влияния факторов на общий результат. Балансовый метод Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, стоит обратить внимание еще на один подход. Традиционным является балансовый метод. Для этого анализируется структура имущества предприятия и ресурсов, за счет которых оно было приобретено. Он применяется также для определения влияния на результат связанных с ним факторов. Также балансовый метод применяется при исследовании обеспеченности организации материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. На его основе проводится изучение эффективности их применения. При этом сравниваются такие показатели, как, например, платежные средства и обязательства, а также соответствие этих величин. Этот метод применяется для проверки правильности проведения расчетов. Если баланс не соблюдается, есть отклонения, значит, он составлен неправильно. Графический метод В ходе подачи информации управляющему персоналу, а также иным пользователям применяется графический метод. Он широко применяется в ходе исследований различных процессов на производстве. Так, например, для изучения эффективности работы оборудования строят графики, в том числе на основе множественных факторов. Это позволяет наглядно продемонстрировать работу агрегатов в течение определенного времени. При монтаже и строительстве промышленных или прочих предприятий высокий экономический эффект дают сетевые графики. Они применяются в математическом анализе, в процессе планирования деятельности организации. Анализ производственной структуры Анализ экономической эффективности предприятия многогранен. Обычно его начинают с исследования организационной структуры предприятия. Чтобы понять, как проводится подобный анализ, нужно рассмотреть его на примере. Так, организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Во главе компании стоит генеральный директор. Его назначает на должность собрание акционеров. Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе контракта и Устава акционерного общества. Он руководит текущей деятельностью организации, издает приказы, дает рекомендации и указания. Генеральный директор определяет структуру управленческого аппарата, численность руководителей подразделений. Он нанимает всех работников и открывает счета. Непосредственно генеральному директору подчиняются финансовый, исполнительный директор, служба безопасности, а также заместитель генерального директора по связям с общественностью. Заместителю генерального директора подчиняются служба управления персоналом, служба информационного обеспечения, отделы делопроизводства, корпоративного управления. Финансовый директор управляет планово-экономическим, финансовым отделом и бухгалтерией. Исполнительному директору подчиняется служба главного инженера, начальник производства (ему подчиняется производственно-диспетчерский отдел, производственные цеха). Также у него в подчинении находятся директор по качеству и одноименная служба. В ходе анализа экономических показателей работы предприятия было выявлено, что связи между отделами налажены неправильно. Требуется их пересмотр для обеспечения нормальной работы служб. Также необходимо пересмотреть распределение ответственности между руководителями. Информационные потоки нужно организовать в соответствии с потребностями предприятия. Для этого нужно выбирать соответствующие технические средства. Анализ продукции Экономическое управление предприятием предполагает выполнение исследований в области изготовления продукции. Рассмотрим пример. Исследуемое предприятие занимается выпуском двигателей, приборов, прочих машин, которые продаются оптом. Основные группы продукции представлены в таблице далее. Наименование Стоимость продукции, млн руб. Выполнение плана, % Продукция, зачтенная в выполнение плана, млн руб. План Факт Моторы 12696 13360 106,8 12696 Редукторы 6590 6270 95,3 6270 Насосы 11770 11965 102,9 11770 Изоляция 7120 7210 102,4 7120 Профильная продукция 10240 9878 97,03 9878 Всего 48416 48683 100,9 47734 Чтобы определить выполнение плана по ассортименту продукции, применяется простой расчет: Па = Пф / Пп * 100, где Па – выполнение плана в текущем периоде по ассортименту продукции, Пф – стоимость выпускаемых изделий по факту, которая не превышает плановый выпуск, Пп – выпуск продукции по плану. В ходе выполнения анализа и оценки экономической деятельности предприятия выполняется простой расчет: Па = 47734 / 48416 * 100 = 98,6%. Таким образом, компания не выполнила план по ассортименту на 1,4%. Другие важные показатели Анализ экономического потенциала предприятия проводится при помощи исследования доходности и прибыльности организации. Но есть и прочие обобщающие показатели. С их помощью рассматривают эффективность функционирования отдельных сторон компании. К таким показателям относятся: Эффективность использования ресурсов организации. Эту группу коэффициентов еще называют рентабельностью. Компания должна получать больше прибыли, чем она затратила на изготовление продукции ресурсов. Правильность применения трудовых ресурсов. Для этого рассчитывается рентабельность персонала, производительность его труда. Эффективность основных производственных фондов. К этой категории показателей относятся фондоотдача, фондоемкость. Качество распределения материальных ресурсов в ходе производственного цикла. К этим показателям относятся материалоемкость, материалоотдача, а также материальные затраты на рубль прибыли и т. д. Эффективность деятельности компании в инвестиционной сфере. Рассчитывается срок окупаемости капвложений, а также прибыль на один рубль финансовых ресурсов. Качество организации применения активов компании. Проводится анализ состава и структуры оборотных средств предприятия, оборачиваемость и прибыль на единицу активов организации. Эффективность применения капитала. Для этого чистую прибыль делят на каждую акцию, а также определяют дивиденды на одну акцию и т. д. Фактические показатели сопоставляются с плановыми значениями, а также данными за прошлые периоды. Могут также браться за основу для сравнения данные с других предприятий. Так, проводя экономический анализ предприятия на примере, производительность труда можно определить следующим образом. Показатель Базисный период Текущий период Отклонение Выручка от реализации, млн руб. 1883,4 1290,74 -592,66 Количество сотрудников, чел. 1639 1590 -49 Производительность труда, млн руб./чел. 1,15 0,81 -0,34 Стоит отметить, что количество сотрудников компании снизилось в отчетном периоде. Это негативно отразилось на показателях прибыли и производительности. Поэтому можно сделать вывод, что кадровая политика организации была построена недостаточно эффективно. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/456121/ekonomicheskiy-analiz-predpriyatiya-na-primere-metodyi-ekonomicheskogo-analiza-predpriyatiya

Шпаргалка по экономическому анализу.

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Из определения следует, что:

1) экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий.Экономика предприятий изучается в динамике и в статике;

2) на конечные результаты и хозяйственные процессы оказывают влияние внешние факторы.Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают действия экономических законов;

3) на конечные результаты и хозяйственные процессы оказывают влияние субъективные (внутренние факторы).Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка;

4) хозяйственные процессы и их результаты получают отражение в системе экономической информации.Система экономической информации – совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях. Информационная система динамична; она включает в себя совокупность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступающие в систему управления.

Особенности метода экономического анализа:использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Хозяйственные процессы рассматриваются в становлении и развитии.Им свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного. Система показателей, используемых в анализе, формируется в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации, что не исключает возможности исчисления в ходе анализа появления новых показателей.

Экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью,поэтому задача анализа – раскрытие и изучение этих причин (факторов). На хозяйственную деятельность, даже на отдельный показатель могут влиять разнообразные причины. При этом необходимо установить наиболее существенные причины, влияющие на показатель.

Предварительное условие правильного анализа – экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты. Взаимосвязь и взаимозависимость между показателямиопределяются объективными условиями производства и обращения товаров. Каждый показатель зависит от другого, каждый фактор имеет свое значение.

2. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

1) с научным обоснованиембизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

2) с обобщениемпередового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений;

3) с исследованием экономических процессовв их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

4) с выявлением положительных и отрицательных факторови количественным измерением их действия;

5) с раскрытием тенденцийи пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов. Исследование экономических процессов начинается с малого, единичного – с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы.

В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимостии взаимообусловленности.Причинная связь связывает все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима. Причинный, или факторный, анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор получают надлежащую оценку. Причины-факторы предварительно изучаются, для чего классифицируются по группам: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие.Далее исследуется влияние на хозяйственные процессы прежде всего существенных, основных, определяющих факторов. Изучение несущественных, неопределяющих факторов ведется, если требуется, во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов сложно и не всегда необходимо. В процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов.

Методологическое единство системности и комплексности экономического анализанаходит свое выражение в единстве политического и экономического, экономического и социального; в единстве целого и его частей; в разработке единой, универсальной системы показателей; в использовании всех видов экономической информации.

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализав первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья составляют основу рыночной экономики. При этом анализ имеет конкретное содержание:анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ конкретных маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки качества продукции, анализ коммерческого риска и пр.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Цель экономического анализа – выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Задачи экономического анализа:

1) изучение и объективная оценка выполнения плана и эффективности производства по предприятию в целом и по отдельным подразделениям;

2) установление количественных характеристик действия различных факторов на развитие экономики предприятия и его подразделений;

3) обеспечение научно-технического и расчет-но-экономического обоснования принимаемых решений;

4) выявление внутрипроизводственных резервов и путей их рационального использования. Выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта;

5) обобщение и распределение передового опыта для повышения эффективности производства;

6) содействие осуществлению текущего контроля за деятельностью предприятий и его подразделений.Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые результаты зависят от соблюдения принципов коммерческого расчета. Он способствует осуществлению связи между предприятиями, объединяемыми одной формой собственности, между предприятиями, базирующимися на различных формах собственности, между предприятиями и государством. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует анализа факторов, повлиявших на исследуемые показатели, зависящие и не зависящие от предприятий;

7) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки).Достигается осуществлением ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период времени позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозным) анализом, который дает выход на планово-предположительные показатели. Используются методы сравнительного анализа конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций;

8) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

9) обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений.

4. МЕСТО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

1. Практическая потребность.Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, – требования, определяющие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

2. Развитие науки в целом и отдельных ее отраслей.Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Отдельные формы экономического анализа были присущи учетным наукам – бухгалтерскому учету, статистике. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний.

Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, способы, приемы исследования статистики, планирования, бухгалтерского учета, математики и прочих наук.

Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет – основной «поставщик» информации для экономического анализа. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа информационной базой, во-вторых, в том, что статистическая наука, разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет способы и приемы экономического анализа.

Принятие управленческих решений требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка; анализа потребителей и покупателей; анализа конкурентной обстановки; анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики; анализа конечных финансовых результатов. Поэтому экономический анализ – одно из слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления.

Предприятие в условиях рыночной экономики начинает свою работу с составления бизнес-плана, в котором проводится анализ идеи начинаемого «дела», оценка его перспективности и финансовой результативности. Бизнес-план невозможно обосновать без использования аналитических способов и приемов.

Связь анализа и математики определяется тем, что та и другая область знаний изучает количественные отношения. Математические методы широко применяются в экономическом анализе.

Связь экономического анализа и аудита проявляется в использовании для анализа финансового состояния, финансовой устойчивости ряда коэффициентов экономического анализа (коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент маневренности собственных средств и др.).

5. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ.

Экономический анализ базируется на системе экономической информации,которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. Принципы создания рационального потока информации для управления:

1) выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения;

2) объективность отражения процессов производства, обращения, распределения, потребления, использования ресурсов;

3) единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации;

4) оперативность информации, всесторонняя разработка первичной информации с выведением на ее основе производных показателей;

5) возможное ограничение объема информации и повышение коэффициента ее использования;

6) разработка программ использования и анализа первичной информации для целей управления;

7) кодирование первичных данных с целью эффективного использования.

Для целей управления в экономическом анализе хозяйственно-финансовая деятельность предприятий измеряется показателями, которые можно свести в определенную систему. Показатели:

1) стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в основу измерителей;

2) количественные и качественные – в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;

3) объемные и удельные – в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Анализ тесно связан с принципами управления:

1) демографический подход к управленческому процессу;

2) координация,которая непосредственно связана с проверкой исполнения, с оперативным анализом сделанного, регулирование работ, единоначалие, коллегиальность;

3) режим экономии,внедрение которого требует глубокого анализа затрат по статьям и элементам, непроизводительных расходов и потерь, экономической эффективности производства, прибыли;

4) конкретность, оперативность руководства, объективность и научная обоснованность принимаемых решений.Все управленческие решения должны быть обоснованными и оптимальными. Информационное обеспечение оказывает оперативный анализ.

Теория принятия управленческих решений исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант, установления параметров оптимальности. Многовариантность делает необходимым анализ различных вариантов управленческих решений. Выбор наилучшего варианта осуществляется с помощью экономико-математического моделирования и системного анализа. Разработка и реализация маркетинговых программ связана с аналитическими расчетами. Маркетинговые программы невозможны без:

1) анализа влияния на экономику предприятий внешней и внутренней среды;

2) анализа состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

3) анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);

4) анализа конкурентной обстановки;

5) анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики;

6) анализа конечных финансовых результатов.

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО СВЯЗЬ С КОНТРОЛЕМ.

Экономический анализ представляет собой выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории) и связан:

1) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи;

2) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

3) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

4) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

5) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений. Объекты экономического анализа – основные экономические результаты хозяйственной деятельности:

1) производство и реализация продукции;

2) себестоимость подукции;

3) использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

4) финансовые результаты деятельности и финансовое состояние организации.

Предмет экономического анализа – хозяйственная деятельность организаций, их структурных подразделений, объединений, ассоциаций и эффективность их деятельности, отражаемая в системе показателей плана, учета и отчетности.

Задачи экономического анализа: 1) повышение научно-технической обоснованности бизнес-планов и нормативов;

2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов;

3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

4) оценка конечных финансовых результатов;

5) выявление и измерение внутренних резервов;

6) обоснование оптимальности управленческих решений. Под методом экономического анализапонимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Особенностями метода экономического анализа являются использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности.

Все методы экономического анализа делятся на две большие группы: качественные и количественные.

Качественные методыпозволяют на основе анализа сделать выводы о финансовом состоянии организации, уровне ее ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности.

Количественные методыпредназначены для оценки степени влияния тех или иных факторов на показатели деятельности организации. Они позволяют построить экономико-математические модели для планирования и прогнозирования, выбрать варианты оптимального использования ресурсов. Количественные методы экономического анализа подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.

Цель экономического анализа:

1) оценку текущего и перспективного имущественного и финансового состояния организации;

2) выявление возможных источников средств и анализ их целесообразности;

3) прогноз положения организации на рынке капитала.

7. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Производственный анализ – метод системного исследования функций отдельного изделия, определенного производственно-хозяйственного процесса, управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат при высоком качестве, полезности и долговечности. Особенность производственного анализа – замкнутость – находит выражение в том, что точкой отсчета обычно принимается подготовка к выпуску заранее определенных и освоенных изделий и услуг, не прошедших проверки со стороны их соответствия научно-техническим требованиям.

Принципы производственного анализа: 1) творческое мышление; 2) системность;

3) комплексность;

4) функциональность объектов анализа и затрат на их осуществление.

Задачи производственного анализа:

1) определение соотношения экономической эффективности производства на всех уровнях(особенно на микроуровне) со всей совокупностью затрат живого и овеществленного труда (при минимизации последних с непременным соблюдением всех параметров конечного продукта или услуги);

2) разработка системы показателей и технико-экономических нормативов, приемлемых на всех уровнях управленческой системы;

3) организация технологического и управленческого процесса по всей цепочке производственно-финансовой деятельности;

4) активизация экономических рычагов, влияние которых ранее умалялось;

5) систематическое наблюдение за эффективностью, надежностью, долгосрочностью использования продукции, услуг.

Этапы производственного анализа:

1) информационно-подготовительный. Начинается с выбора объекта (например, создание принципиально нового изделия или же кардинальная реконструкция ранее действовавшего);

2) аналитико-творческий. Необходимое условие – многовариантность идей;

3) пусконаладочный этап. Связан с экспериментальной проверкой нового изделия;

4) поточно-производственный;

5) коммерческо-сбытовой;

6) контрольно-эксплуатационный. Особенности производственного анализа:

1) выбор таких объектов анализа, которые отличаются крайней неустойчивостью выполнения бизнес-планов, нормативов, наличием технологически не мотивированного брака, избыточным потреблением электроэнергии, материалов, текучестью кадров, низким уровнем техники безопасности;

2) сбор и предварительный анализ всей совокупности экономической информации;

3) построение внешней структурной модели производственной системы, ее коммуникационные связи с другими системами и подсистемами, состав входов и выходов системы;

4) структурное описание производственной системы;

5) функциональное описание производственной системы с выделением главной функции, определяющей ее специализацию, второстепенных функций, характеризующих коммуникационные связи с внешней средой, внутренних функций, связанных с частными производственными системами;

6) оценка производственных затрат, качества функционирования производственной системы и уровня ее организации;

7) поиск путей совершенствования организации производственной системы;

8) проведение укрупненной оценки вариантов;

9) выбор варианта реализации для внедрения усовершенствованной системы из множества рациональных вариантов.

8



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.