Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





а) обмен информацией между блоками должен быть по воз­можности минимальным. В этом случае легче проводить поблоч­ное моделирование и модель становится более простой;



а) обмен информацией между блоками должен быть по воз­можности минимальным. В этом случае легче проводить поблоч­ное моделирование и модель становится более простой;

б) несущественными и подлежащими удалению считаются бло­ки модели, мало влияющие на принятый выходной критерий ин­терпретации результатов моделирования;

в) при удалении конечных блоков, составляющих описание взаимодействия с потребителем, необходимо отразить интересы потребителя при формировании критерия интерпретации резуль­татов моделирования;

г) блок модели, осуществляющий воздействие на исследуемую часть системы, в общем случае можно заменить множеством уп­рощенных эквивалентов, не зависящих от исследуемой части. Моделирование проводится в нескольких вариантах по каждому упрощенному эквиваленту;

д) при упрощении блока, воздействующего на исследуемую часть системы, следует сопоставить возможности прямого упро­щения замкнутого контура без разрыва обратной связи; постро­ения вероятностного эквивалента с оценкой его статистических характеристик путем автономного исследования (частичного мо­делирования) упрощаемого блока; замены блока воздействиями, наихудшими по отношению к исследуемой части системы;

е) в отдельных случаях целесообразно выделять для автоном­ного исследования пересекающиеся части исследуемой системы, которые функционируют на различных этапах или в различных режимах работы;

ж)    при моделировании коммерческих процессов во времени можно рассматривать их отдельные модели на различных этапах обработки информации;

з) в случае выделения блоков коммерческих моделей по прин­ципу различных режимов коммерческой работы рассматривают частичные модели, отражающие работу системы при различных возмущающих и управляющих воздействиях.

6. Специализация моделей коммерческой деятельности. Дан­ный принцип определяет целесообразность использования отно­сительно малых условных подмоделей, предназначенных для ана­лиза функционирования системы в узком диапазоне условий; воз­можность неформального суждения о системе в целом по совокуп­ности частных показателей, полученных на условных моделях.

Таким образом, принципы моделирования позволяют обеспе­чить реализацию двух сторон процесса создания моделей прогно­зируемых систем — их последовательное упрощение и последова­тельное усложнение.

В моделировании коммерческих процессов можно использо­вать проектирование каждой коммерческой операции за счет



формирования множества альтернатив облика объекта моделиро­вания. Объединение этих операций (т. е. синтез множества альтер­натив), сравнение и выбор вариантов развития объекта прогно­зирования — все это определяет комплексную проблему, сред­ством решения которой является прогнозирующая система, поз­воляющая решить следующие задачи:

обосновать согласованность поисковых и нормативных про­гнозов;

обеспечить взаимоувязанность и соподчиненность прогнозов различных уровней иерархии объекта коммерческой деятельно­сти, внешнего окружения, различных аспектов развития объекта прогнозирования;

предусмотреть непрерывность прогнозирования, требующую корректировку прогнозов по мере поступления новых данных о состоянии и развитии коммерческой деятельности.

4.2. Классификация моделей управления

коммерческой деятельностью организаций


При моделировании коммерческой деятельности могут быть использованы различные модели в зависимости от целей модели­рования, применяемых подходов к управлению коммерческими процессами в конкретной организации, ее отраслевой принад­лежности и других факторов.

Наиболее часто в процессе моделирования коммерческой де­ятельности субъектов рынка применяют следующие модели: функциональные, экономические, процедурные, экспертные, мо­дели физических процессов.

Функциональные модели позволяют описать функции, выпол­няемые основными составными частями системы или управляе­мого процесса. Данные модели обычно составляют в начале про­ведения исследования системы или модельного эксперимента. Сущностью таких моделей является построение структурно-фун­кциональной модели в виде укрупненного описания технологи­ческой схемы.

Экономические модели помогают определить зависимость между различными экономическими показателями изучаемого процесса или системы; различного рода ограничения, наклады­ваемые на экономические показатели; критерии, позволяющие оптимизировать процесс в экономическом плане.

Экономические модели классифицируют по характеру и масш­табам моделируемого коммерческого процесса. По характеру различают два вида экономических моделей: плановые и произ­водственные.



Плановые модели служат целям оптимизации раз­рабатываемых планов развития системы. Они призваны обеспе­чить количественную оценку различных вариантов плана в соот­ветствии с заложенным в модель критерием оптимальности. Про­изводственные модели определяют взаимосвязи экономических показателей с параметрами процесса в ходе его развития и пред­назначены для оперативного управления функционированием системы.

 По масштабам моделируемого коммерческого процес­са экономические модели подразделяют на макро- и микроэко­номические. Макроэкономические модели относятся к процессам на уровне национальной экономики, обеспечивают решение за­дач планирования и управления отраслями. Такие модели каса­ются проблем прогнозирования и управления на уровне органи­зации или этапов процесса создания больших технических сис­тем.

Процедурные модели описывают операционные характеристи­ки систем, т.е. порядок и содержание управленческих воздей­ствий. Наиболее важными среди них являются информационные модели, а именно:

модели режимов и обеспечения безопасности работы;

модели, определяющие структуру информационных потоков в системе и отражающие содержание, формат и скорость обработ­ки информации;

модели, определяющие этапы прохождения информации и контроля за ней;

модели, определяющие точки возникновения и потребления информации.

Экспертные модели предполагают формальное описание про­цедур функционирования, представление объекта моделирования в виде процесса, использование специальных формул и алгорит­мов для обработки экспертных оценок.

Исключительно неформальными являются способы прогнози­рования на базе методов коллективной генерации идей («мозго­вых атак»). Их можно представить как модели реальных объектов, процессов, проблем, которые имитируются в ходе коллективной генерации идей при помощи коллектива специалистов — экспер­тов, работающих творчески, неформально, но в рамках опреде­ленных правил. Эта модель имеет свои «входы» и «выходы», внут­ренние элементы и взаимосвязи.

Модель физического процесса определяет математические за­висимости между переменными физического процесса производ­ства. Сюда прежде всего относятся технологические параметры производственного процесса, а именно: температура, давление, расход топлива, скорость проката, усилие прессования, процент­ное содержание вещества в смеси и т.д.



Модели физического процесса подразделяют в зависимости от характера изучаемого процесса и способа получения. В соответ­ствии с характером изучаемого процесса физические модели могут быть непрерывными и дискретными во времени, детерми­нированными и статистическими. По способу получения разли­чают аналитические и экспериментальные физические модели.

Таким образом, прогнозные модели по форме перекрывают весь диапазон современных видов моделей — от формальных ма­тематических до имитационных, экспертных, человеко-компью- терных, в основе которых лежит использование творческих спо­собностей человека,

Современные модели коммерческой деятельности позволяют описать моделируемое пространство с использованием различных форм выражения: словесного, графического, математического, программного.

Словесное описание — наиболее простой неформальный спо­соб задания моделей, который доступен для понимания, но не ­однозначен, имеет ограниченное применение лишь на ранних эта­пах разработки модели. Оно служит средством постановки пробле­мы, целей и задач, регламентации процедур опроса.

Графическое описание в виде кривых, номограмм, чертежей имеет весьма ограниченное самостоятельное значение. Главным образом используется в качестве дополнений, иллюстрации к другим способам задания моделей. Специальным графическим представлением, имеющим большое значение в прогностике, яв­ляются графы, особенно вида «дерево». Они используются, как правило, в нормативном прогнозировании. Блок-схемы, матри­цы решений — один из наиболее распространенных способов описания моделей. Их используют на промежуточном этапе со­здания модели — между ее словесным и математическим описа­ниями.

Математическое описание осуществляется в виде формул и математических операций над переменными.

Программное описание является пригодным при непосред­ственном вводе в компьютерную систему. Оно может представ­ляться как непосредственно в кодах машины, так и в одном из алгоритмических языков. В последнем случае алгоритмическая форма математического описания и программное описание мо­гут совпадать.

В прогнозных моделях коммерческой деятельности большое значение имеют графические представления и математическое описание. Это связано с широким распространением методов экстраполяции и интерполяции в прогнозных исследованиях, причем в прогнозной экстраполяции процедура выбора вида кри­вой зачастую обосновывается видом эмпирического распределенния точек. Поэтому графическая интерпретация моделей экстра­поляции в большинстве случаев служит обоснованием выбора математического описания.

 



Ат



 


гдеΔτ— абсолютное время упреждения;τх — величина эволюци­онного цикла объекта прогнозирования.

Классификация методов прогнозирования развития коммер­ческой деятельности осуществляется на основе следующих прин­ципов: полнота охвата прогностических методов, единство клас­сификационного признака на каждом уровне членения (при мно­гоуровневой классификации), непересекаемость разделов класси­фикации, открытость классификационной схемы (возможность дополнения новыми методами).

Методы прогнозирования могут быть классифицированы по следующим признакам: по степени формализации, общим прин­ципам действия, по форме предоставления результата -прогнози-



4.3. Сущность и значение прогнозирования коммерческих процессов


В современных условиях развитие прогностики как науки при­вело к созданию множества методов, процедур приемов прогно­зирования, далеко не равноценных по своему значению. Систе­матизация методов прогнозирования позволяет расширить инст­рументарий прогностики высокоэффективными методами, помо­гающими получить наиболее достоверный результат в каждом конкретном случае.

В настоящее время насчитывается более 150 методов прогно­зирования. Однако число базовых методов прогностики, которые в тех или иных вариациях повторяются в других методах, гораз­до меньше. Некоторые из этих методов относятся к приемам или процедурам прогнозирования, другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга числом частных приемов и последовательностью их применения.

При выборе методов прогнозирования, объединяемых в сис­тему, важным показателем является глубина упреждения прогно­за. При этом необходимо не только знать абсолютное значение этого показателя, но и отнести его к длительности эволюционно­го цикла развития объекта прогнозирования. Наиболее примени­мым в данном случае является показатель глубины τ (дальности) прогнозирования:



рования, способам получения прогнозной информации. Рассмот­рим основные подходы к классификации методов прогнозирова­ния.

По степени формализации все методы прогнозирова­ния делят на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы прогнозирования применяются в тех случаях, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. В этих случаях прибегают к опросу экспертов. Полученные индивидуальные и коллективные экспертные оценки используют как в конечных прогнозах, так и в качестве исходных данных в комплексных системах прогнози­рования.

В зависимости от общих принципов действия интуитивные методы прогнозирования можно разделить на две группы: инди­видуальные (метод «интервью», аналитические докладные запис­ки, написание сценария) и коллективные (опросы экспертов и потребителей, методы «комиссий», методы «мозговых атак», ме­тод «Дельфи», метод сценариев, системный и морфологический анализ) экспертные оценки.

Формализованные методы прогнозирования являются дей­ственными, если глубина прогнозирования укладывается в рам­ки эволюционного цикла (х < 1). Если в прогнозном периоде на­блюдается «скачок» в развитии объекта прогнозирования (при х < 1), необходимо использовать интуитивные методы как для оп­ределения силы «скачка», так и для оценки времени его осуще­ствления. В данном случае формализованные методы применяют для оценки эволюционных участков развития до и после «скач­ка». Если в прогнозном периоде укладывается несколько эволюци­онных циклов развития объекта прогнозирования (при т > 1), то при комплексировании систем прогнозирования большее значе­ние имеют интуитивные методы.

Формализованные методы в зависимости от общих принципов действия можно разделить на следующие группы: экстраполяци­онные, системно-структурные, ассоциативные, методы опережа­ющей информации.

К методам прогнозной экстраполяции относятся методы наи­меньших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятно­стного моделирования и методы адаптивного сглаживания. Си­стемно-структурные методы включают в себя методы морфологи­ческого анализа, функционально-иерархического моделирования, матричный метод, метод сетевого моделирования, метод струк­турной аналогии. Ассоциативные методы можно разделить на ме­тоды имитационного моделирования и историко-логического анализа. К методам опережающей информации относятся методы анализа ­



потоков публикаций, методы оценки значимости  изобретений, методы анализа патентной информации.

По форме предоставления результата прогно­зирования методы прогнозирования делят на количественные и качественные. Количественные методы базируются на матема­тических процедурах, качественные — на использовании имею­щегося опыта, знаний и интуиции исследователя.


4.4. Виды и содержание основных моделей коммерческой деятельности


Разработка и внедрение оптимальной модели развития коммер­ческой деятельности являются сложным и многогранным процес­сом, так как для разработки модели требуется провести исследова­ние факторов внутренней и внешней среды, влияющих на его рабо­ту, определить возможные ресурсы предприятия и рассчитать эф­фективность их использования, сформулировать стратегические за­дачи развития коммерческой деятельности на предстоящий период.

В процессе моделирования коммерческой деятельности проис­ходит разработка моделей, отражающих и характеризующих ин­теграционное взаимодействие между всеми коммерческими эле­ментами.

Наиболее часто используемыми моделями коммерческой дея­тельности являются модели, связанные с ее организацией и стра­тегией.

Разработка модели  организации коммерческой деятельности фирмы предусматривает исследование, обо­снование и логическую взаимоувязку ряда проблем:

· исследование факторов внешней и внутренней среды, влия­ющих на деятельность организации, ее рыночную позицию;

· обоснование коммерческой стратегии фирмы на конкретный период;

· обоснование необходимости и организация деятельности коммерческих служб;

· совершенствование и развитие материально-технического обеспечения и технической политики организации;

· определение целей и задач коммерческой деятельности;

· определение оптимальных способов реализации коммерче­ских операций и действий;

· разработка направлений расширения охвата рынка;

· формирование информационной базы.

Исследование факторов внешней и внутренней среды, вли­яющих на деятельность организации, ее рыночную позицию. Такое исследование должно проводиться с учетом видов деятель­ности фирмы, ее места на рынке.

 


/



 

Обоснование коммерческой стратегии фирмы на конкрет­ный период. Оно предусматривает определение перспективных направлений осуществления коммерческой деятельности по за­купке товаров, их сбыту, рекламе, формированию ассортимента товаров. Коммерческая стратегия организации разрабатывается на основе целей и задач ее деятельности на рынке, рыночной си­туации и необходимости максимизации выгоды от проведения коммерческих процедур.

Обоснование необходимости и организация деятельности коммерческих служб. Коммерческие службы являются частью структуры управления организации и представляют собой сово­купность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, функ­ционирующих как динамичная единая система, нацеленная на удовлетворение многочисленных потребностей рынка с одновре­менным получением намеченных доходов и выполнением соци­альной миссии перед обществом.

При построении организационной структуры коммерческих служб следует учитывать: численность аппарата управления и пер­сонала; тип коммерческо-посреднической деятельности фирмы; объем и ассортимент реализуемых или закупаемых товаров; число поставщиков и потребителей; условия доставки продукции и това­ров; виды коммерческо-посреднических услуг; наличие необходи­мого транспорта; наличие здания, складского помещения и др.

Совершенствование и развитие материально-техническо­го обеспечения и технической политики организации. Это одно из обязательных условий осуществления хозяйственной деятель­ности организации на коммерческой основе. Развитие материаль­но-технического обеспечения коммерческой деятельности орга­низаций должно быть направлено на обновление средств произ­водства, совершенствование бизнес-технологий, внедрение со­временных систем управления коммерческими процессами (на­пример, создание автоматизированных рабочих мест).

Определение целей и задач коммерческой деятельности. Цели и задачи коммерческой деятельности организации должны отражать особенности ее функционирования в условиях рынка, перспективы завоевания рыночного пространства, ресурсное обеспечение, конкурентоспособность самой организации и про­дукции, которую она представляет на рынок, способности фир­мы к развитию и совершенствованию. Цели и задачи коммерчес­кой деятельности организации могут быть сформированы на те­кущий период и на перспективу.

Определение оптимальных способов реализации коммерчес­ких операций и действий. При определении оптимальных для предприятия способов реализации коммерческих операций и дей­ствий следует учесть: вид товаров, которыми организация опери­рует в своей коммерческой деятельности; наличие уже освоенных каналов сбыта; опыт налаживания сбытовой сети, результаты ее функционирования; перспективы расширения сбытовой сети и пребывания фирмы на рынке.

Разработка направлений расширения охвата рынка. Органи­зация должна определить, каковы ее потенциальные возможности для расширения сфер влияния на рынке, какие фирмы являются ее партнерами в данном направлении, какие — конкурентами. Кроме того, следует учесть, каким объемом свободных ресурсов распола­гает организация, с тем чтобы усилить свое влияние на рынке.

Формирование информационной базы. Оно должно осуществ­ляться с учетом целей пребывания организации на рынке, а так­же приоритетных проблем в ее деятельности, особенностей при­нятия коммерческих решений.

Разработка модели формирования стратегии коммерческой деятельности организации предусмат­ривает исследование, обоснование и логическую взаимоувязку следующих проблем:

· обоснование целей и задач коммерческой деятельности;

· определение потенциальных возможностей фирмы;

· выделение коммерческих приоритетов;

· оценка степени влияния на содержание коммерческой деятельности организации показа­телей развития рынка товаров.

Организация в условиях рынка должна большое внимание уде­лять и разработке конкурентной стратегии, которая представ­ляет собой совокупность регулирующих действий, направленных на удовлетворение запросов и интересов покупателей и получе­ние реальной прибыли.

Разработка модели конкурентной стратегии орга­низации предусматривает исследование, обоснование и логиче­скую взаимосвязь следующих проблем:

· обоснование содержания и эффективности использования потенциала организации, направленного на развитие коммерче­ской деятельности;

· постоянное обновление и совершенствование ассортимента товаров, внедрение в производство товаров с улучшенными па­раметрами, повышение их качества и надежности;

· обеспечение оптимального соотношения между потребитель­скими параметрами, качеством и ценой товаров;

· создание и сохранение устойчивых позиций организации на рынке;

· оценка эффективности конкурентной стратегии организации на основе увеличения объемов продажи товаров, получения при­были, роста числа клиентов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.