Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В процессе моделирования коммерческих процессов следует учитывать шесть основных принципов.



 

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ

IДЕЯТЕЛЬНОСТИ


4.1. Сущность, принципы и правила моделирования коммерческой деятельности


Непременным условием эффективной коммерческой дея­тельности организаций в условиях рынка является глубокое знание тенденций развития коммерческих процессов. В связи с этим имеют большое значение и являются актуальными сис­тематическое исследование и разработка прогнозных рекомен­даций по организации и ведению коммерческой работы субъектами рынка. Прогнозирование коммерческих процессов может быть основано на их моделировании, т.е. на разработке модели объекта исследования (коммерческого процесса, опера­ции, вида деятельности).

Модель (от лат. modulus — способ, образец) в буквальном смысле трактуется как мера, образец, норма. В современной ли­тературе под моделью понимается: математическое описание про­цесса или объекта; алгоритмическое описание объекта; формула, определяющая закон функционирования; графическое представ­ление объекта (процесса) в виде графа, или блок-схемы, или в виде кривой, представляющей процесс.

В классическом понимании модель определяется как явление, предмет, установка, знаковое образование, условный образ (опи­сание, схема и т. п.), находящиеся в некотором соответствии с изу­чаемым объектом и способные замещать его в процессе исследо­вания, давая информацию об объекте.

Прогнозную модель коммерческой деятельности можно рас­сматривать как модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получать информацию о состояниях объекта в будущем и (или) путях достижения этих состояний. Однако при использовании прогнозных моделей очень сложно осуществить прямую проверку соответствия модели и оригинала, поскольку она должна относиться к будущим состояниям объекта. В связи с этим прогнозную модель следует рассматривать как некоторую производную от метода, используемого для прогнозирования, что лежит в основе классификации прогнозных моделей.

 



Теория моделирования и подобия имеет собственный методо­логический и понятийный аппарат, свои способы построения и классификации моделей. Из множества возможных классов мо­делей наибольший интерес представляют модели, описывающие технологические процессы, процессы производства, экономичес­кие закономерности, процессы развития научных исследований.

Основными задачами моделирования коммерческой деятель­ности являются:

исследование рыночного пространства и заполнение рыноч­ных ниш в соответствии с уставными задачами и целями деятель­ности фирмы на рынке;

информационно-компьютерное обеспечение коммерческой деятельности организаций, автоматизация коммерческих процессов;

необходимость точной формулировки цели и направлений коммерческой деятельности организации на рынке, принятие эффективных коммерческих решений и управление коммерче­скими процессами;

формирование коммерческих служб в организации, опреде­ление направлений их работы, обеспечение их взаимодействия с другими подразделениями;

повышение образовательного и профессионального уровня работников коммерческих служб;

стремление противостоять коммерческим рискам, умение просчитывать и снижать их последствия;

организация сбора информации о развитии коммерческих процессов, анализ и оценка результативности коммерческой де­ятельности;

сближение общих целей деятельности организации на рын­ке с целями коммерческой деятельности, их интеграция и взаи­мообусловленность;

разработка коммерческой стратегии организации на рынке, формирование и реализация коммерческой политики фирмы;

заключение коммерческих сделок с деловыми партнерами, организация и осуществление товарно-денежных и меновых опе­раций в сфере купли-продажи.

В процессе анализа объекта прогнозирования коммерческой деятельности и подготовки его прогнозной модели следует учиты­вать ряд требований, которые отражают такие направления, как полнота, адаптивность и эволюционность моделей, их абст­рактность, ограничение времени разработки, унификация терми­нологии и т.д.

Полнота, адаптивность и эволюционность моделей. Данное требование предполагает, что модель должна обеспечивать воз­можность включения



достаточно широкого диапазона изменений к характере модели и добавлений в целях последовательного при­ближения объекта к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения объекта моделирования.

Абстрактность моделей. Разработанная модель коммерчес­кой деятельности должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большого числа переменных, но не на­столько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных с ее помощью результатов.

Ограничение времени разработки моделей. Данное требова­ние предусматривает, что разработанная модель коммерческой деятельности должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи. С одной стороны, при краткосрочном прогнозировании время решения определяется ритмом функцио­нирования объекта; с другой стороны, при расчетах плановых и прогнозных моделей, не синхронизированных жестко по време­ни с объектом, возникает задача исключения чрезмерных затрат компьютерного времени.

Унификация терминологии моделей. При разработке моделей коммерческой деятельности следует использовать общепринятую терминологию, признанные и опробованные методологические подходы, общеизвестные способы описания.

Использование современных технических средств.Разрабо­танная модель коммерческой деятельности должна ориентиро­ваться на реализацию с помощью существующих технических средств, т. е. должна быть физически осуществимой на данном уровне развития техники и технологии.

Обеспечение исследователя полезной информацией о разви­тии объекта моделирования. В связи с тем что в большинстве случаев экономико-математические модели строят в целях опти­мизации моделируемых процессов, это требование рассматривает­ся как требование оптимизируемости прогнозной модели. В каче­стве целевой функции в прогнозных моделях может выступать функция достоверности, точности прогноза либо минимизации затрат на его разработку.

Возможность проверки истинности моделей. Данное требо­вание должно предусматривать возможность проверки истинно­сти, соответствия ее оригиналу. При этом различают формальную и неформальную проверку. Формальная проверка заключается в сравнении определенных свойств оригинала и модели. Для это­го необходимо помимо модели иметь функционирующий ориги­нал. В случае моделирования процессов создания и развития си­стем это равносильно требованию иметь в действии проектируе­мую систему (например, уже функционирующий бизнес-проект), что на стадии проектирования невозможно. В связи с этим приходится судить



о сходстве свойств прогнозной модели и оригинала средством сопоставления структур без экспериментальной про- рки их соответствия в целом. Данная процедура является сугубо неформальной, неалгоритмизируемой и определяет неформальные  эвристические способы построения моделей и проверку их соответствия оригиналу, т. е. предполагает неформальную проверку истинности модели.

В процессе моделирования коммерческих процессов следует учитывать шесть основных принципов.

1. Компромисс между ожидаемой точностью результатов оделирования и сложностью модели. Возможность усложнения одели ограничивается ее стоимостью и временем создания, точ- ость определяется требованиями исследования. В процессе раз- аботки модели коммерческого процесса необходимо определить азумный компромисс между сложностью модели и ее точностью.

2. Баланс точности модели коммерческого процесса. Данный ринцип реализуется за счет:

соответствия точностей отдельных элементов модели;

соразмерности систематической погрешности моделирования i случайной погрешности в задании параметров описания (исходная неопределенность);

соответствия систематической погрешности моделирования I случайной погрешности при интерпретации и усреднении результатов.

3. Достаточное разнообразие элементов модели коммерче­ской деятельности. В случае выполнения этого принципа все­гда можно найти вариант, обеспечивающий компромисс по пер­вому и второму принципам моделирования.

4. Наглядность модели для исследователя и потребителя. Согласно данному принципу при прочих равных условиях модель, которая привычна, «удобна» для исследователя, обеспечивает получение, как правило, более значительных результатов, чем менее «удобная» и наглядная.

5. Блочное представление модели объекта коммерческой деятельности. Данный принцип реализуется за счет перехода от полного описания объекта моделирования к более упрощенной модели за счет определения группы тесно связанных элементов наиболее полной модели, которые можно было бы описать ана­литически или смоделировать автономно, а также за счет опре­деления, какое значение имеет тот или иной блок для решения данной задачи, и либо исключить его из рассмотрения, заменив связью или упрощенным блоком, либо оставить (если он суще­ственен).

При разделении моделируемого коммерческого процесса на блоки следует использовать ряд правил его выполнения:





  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.