4.1. Сущность, принципы и правила моделирования коммерческой деятельности
Непременным условием эффективной коммерческой деятельности организаций в условиях рынка является глубокое знание тенденций развития коммерческих процессов. В связи с этим имеют большое значение и являются актуальными систематическое исследование и разработка прогнозных рекомендаций по организации и ведению коммерческой работы субъектами рынка. Прогнозирование коммерческих процессов может быть основано на их моделировании, т.е. на разработке модели объекта исследования (коммерческого процесса, операции, вида деятельности).
Модель (от лат. modulus — способ, образец) в буквальном смысле трактуется как мера, образец, норма. В современной литературе под моделью понимается: математическое описание процесса или объекта; алгоритмическое описание объекта; формула, определяющая закон функционирования; графическое представление объекта (процесса) в виде графа, или блок-схемы, или в виде кривой, представляющей процесс.
В классическом понимании модель определяется как явление, предмет, установка, знаковое образование, условный образ (описание, схема и т. п.), находящиеся в некотором соответствии с изучаемым объектом и способные замещать его в процессе исследования, давая информацию об объекте.
Прогнозную модель коммерческой деятельности можно рассматривать как модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получать информацию о состояниях объекта в будущем и (или) путях достижения этих состояний. Однако при использовании прогнозных моделей очень сложно осуществить прямую проверку соответствия модели и оригинала, поскольку она должна относиться к будущим состояниям объекта. В связи с этим прогнозную модель следует рассматривать как некоторую производную от метода, используемого для прогнозирования, что лежит в основе классификации прогнозных моделей.
Теория моделирования и подобия имеет собственный методологический и понятийный аппарат, свои способы построения и классификации моделей. Из множества возможных классов моделей наибольший интерес представляют модели, описывающие технологические процессы, процессы производства, экономические закономерности, процессы развития научных исследований.
Основными задачами моделирования коммерческой деятельности являются:
• исследование рыночного пространства и заполнение рыночных ниш в соответствии с уставными задачами и целями деятельности фирмы на рынке;
• информационно-компьютерное обеспечение коммерческой деятельности организаций, автоматизация коммерческих процессов;
• необходимость точной формулировки цели и направлений коммерческой деятельности организации на рынке, принятие эффективных коммерческих решений и управление коммерческими процессами;
• формирование коммерческих служб в организации, определение направлений их работы, обеспечение их взаимодействия с другими подразделениями;
• повышение образовательного и профессионального уровня работников коммерческих служб;
• стремление противостоять коммерческим рискам, умение просчитывать и снижать их последствия;
• организация сбора информации о развитии коммерческих процессов, анализ и оценка результативности коммерческой деятельности;
• сближение общих целей деятельности организации на рынке с целями коммерческой деятельности, их интеграция и взаимообусловленность;
• разработка коммерческой стратегии организации на рынке, формирование и реализация коммерческой политики фирмы;
• заключение коммерческих сделок с деловыми партнерами, организация и осуществление товарно-денежных и меновых операций в сфере купли-продажи.
В процессе анализа объекта прогнозирования коммерческой деятельности и подготовки его прогнозной модели следует учитывать ряд требований, которые отражают такие направления, как полнота, адаптивность и эволюционность моделей, их абстрактность, ограничение времени разработки, унификация терминологии и т.д.
Полнота, адаптивность и эволюционность моделей. Данное требование предполагает, что модель должна обеспечивать возможность включения
достаточно широкого диапазона изменений к характере модели и добавлений в целях последовательного приближения объекта к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения объекта моделирования.
Абстрактность моделей. Разработанная модель коммерческой деятельности должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большого числа переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных с ее помощью результатов.
Ограничение времени разработки моделей. Данное требование предусматривает, что разработанная модель коммерческой деятельности должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи. С одной стороны, при краткосрочном прогнозировании время решения определяется ритмом функционирования объекта; с другой стороны, при расчетах плановых и прогнозных моделей, не синхронизированных жестко по времени с объектом, возникает задача исключения чрезмерных затрат компьютерного времени.
Унификация терминологии моделей. При разработке моделей коммерческой деятельности следует использовать общепринятую терминологию, признанные и опробованные методологические подходы, общеизвестные способы описания.
Использование современных технических средств.Разработанная модель коммерческой деятельности должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих технических средств, т. е. должна быть физически осуществимой на данном уровне развития техники и технологии.
Обеспечение исследователя полезной информацией о развитии объекта моделирования. В связи с тем что в большинстве случаев экономико-математические модели строят в целях оптимизации моделируемых процессов, это требование рассматривается как требование оптимизируемости прогнозной модели. В качестве целевой функции в прогнозных моделях может выступать функция достоверности, точности прогноза либо минимизации затрат на его разработку.
Возможность проверки истинности моделей. Данное требование должно предусматривать возможность проверки истинности, соответствия ее оригиналу. При этом различают формальную и неформальную проверку. Формальная проверка заключается в сравнении определенных свойств оригинала и модели. Для этого необходимо помимо модели иметь функционирующий оригинал. В случае моделирования процессов создания и развития систем это равносильно требованию иметь в действии проектируемую систему (например, уже функционирующий бизнес-проект), что на стадии проектирования невозможно. В связи с этим приходится судить
о сходстве свойств прогнозной модели и оригинала средством сопоставления структур без экспериментальной про- рки их соответствия в целом. Данная процедура является сугубо неформальной, неалгоритмизируемой и определяет неформальные эвристические способы построения моделей и проверку их соответствия оригиналу, т. е. предполагает неформальную проверку истинности модели.
В процессе моделирования коммерческих процессов следует учитывать шесть основных принципов.
1. Компромисс между ожидаемой точностью результатов оделирования и сложностью модели. Возможность усложнения одели ограничивается ее стоимостью и временем создания, точ- ость определяется требованиями исследования. В процессе раз- аботки модели коммерческого процесса необходимо определить азумный компромисс между сложностью модели и ее точностью.
2. Баланс точности модели коммерческого процесса. Данный ринцип реализуется за счет:
• соответствия точностей отдельных элементов модели;
• соразмерности систематической погрешности моделирования i случайной погрешности в задании параметров описания (исходная неопределенность);
• соответствия систематической погрешности моделирования I случайной погрешности при интерпретации и усреднении результатов.
3. Достаточное разнообразие элементов модели коммерческой деятельности. В случае выполнения этого принципа всегда можно найти вариант, обеспечивающий компромисс по первому и второму принципам моделирования.
4. Наглядность модели для исследователя и потребителя. Согласно данному принципу при прочих равных условиях модель, которая привычна, «удобна» для исследователя, обеспечивает получение, как правило, более значительных результатов, чем менее «удобная» и наглядная.
5. Блочное представление модели объекта коммерческой деятельности. Данный принцип реализуется за счет перехода от полного описания объекта моделирования к более упрощенной модели за счет определения группы тесно связанных элементов наиболее полной модели, которые можно было бы описать аналитически или смоделировать автономно, а также за счет определения, какое значение имеет тот или иной блок для решения данной задачи, и либо исключить его из рассмотрения, заменив связью или упрощенным блоком, либо оставить (если он существенен).
При разделении моделируемого коммерческого процесса на блоки следует использовать ряд правил его выполнения: