|
|||
Миниатюра на эмали ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Миниатюра на эмали Технология росписи по эмали чрезвычайно сложна и требует наличия специального оборудования. Изобретение особых красок, способных выдержать высокую температуру обжига, связывают с именем французского художника и ювелира Жана Тунена. С их появлением в европейской живописи получило развитие тонкое и изящное искусство художественной росписи по эмали (в России её называли финифтью).
Евреинов Д. И. Портрет графа А. С. Строганова. Эмаль. 8,2 × 7 см, овал. 1806. Государственный Эрмитаж Основой для художественной росписи по эмали является тонкая пластинка из металла, как правило, медная (реже золотая). Сначала эту заготовку, подобранную по размеру и форме и слегка выпуклую, тщательно подготавливают — отжигают, протравливают в концентрированной соляной кислоте, промывают и сушат. С обратной стороны она покрывается слоем контрэмали с тем, чтобы предотвратить деформацию. Затем на лицевую сторону наносится первый слой жидкой эмали, состоящий из смеси белой эмали и воды. После тщательного просушивания в сушильном шкафу пластинка обжигается в муфельной печи при температуре 700—800 °C. Затем подобным же образом наносятся ещё два слоя эмали. После финального обжига поверхность пластины приобретает гладкий и блестящий вид. Краски, которыми пишутся миниатюры, изготавливаются из окислов различных металлов: окиси меди придают краске зелёные тона, кобальт — синие, железо — красные, олово — белый цвет. Примесь соединений золота позволяет получить драгоценный пурпурный тон. Добавление белой эмалевой краски в другие, как и в живописи маслом, осветляет основной тон и делает его непрозрачным. Растёртые до состояния порошка краски смешиваются с маслом (скипидарным или лавандовым) и скипидаром. Перед обжигом масло выпаривается в открытой муфельной печи до исчезновения дыма. Полностью законченная живописная работа покрывается защитным слоем прозрачной эмали — фондоном. Сложность росписи подобными красками состоит, в частности, в том, что температура плавления живописных эмалей разная — от 660 до 900 °C, и потому наносить краски следует в порядке убывания температуры обжига, то есть в первую очередь на заданную часть рисунка накладывают те эмали, которые имеют самую высокую температуру плавления. Затем их обжигают и наносят следующий слой красок. Процесс может повторяться многократно. Кроме того, некоторые краски после обжига изменяют свой цвет, поэтому художники пользуются специальной палитрой — белой эмалевой пластиной с пробами различных цветов, по которым можно судить, как будет выглядеть та или иная краска на заключительном этапе. На каждой из стадий работа может быть испорчена в результате нарушения технологии: не полностью просушенная перед обжигом эмаль вздуется пузырями, или на ней появятся поры; при недостаточной температуре или времени обжига эмаль расплавится не до конца — поверхность будет неровной и шероховатой; при завышенной температуре и перегреве краски могут выгореть. При попадании в эмаль мельчайших посторонних частиц (металла, пыли и т. п.) на живописной миниатюрной поверхности появятся пятна. Для росписи по эмали старые мастера считали наилучшими кисти, изготовленные из хвостиков горностаев.
|
|||
|