Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Миниатюра на эмали



Миниатюра на эмали

Тех­но­ло­гия рос­пи­си по эмали чрез­вы­чай­но слож­на и тре­бу­ет на­ли­чия спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния. Изоб­ре­те­ние осо­бых кра­сок, спо­соб­ных вы­дер­жать вы­со­кую тем­пе­ра­ту­ру об­жи­га, свя­зы­ва­ют с име­нем фран­цуз­ско­го ху­дож­ни­ка и юве­ли­ра Жана Тунена. С их по­яв­ле­ни­ем в ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си по­лу­чи­ло раз­ви­тие тон­кое и изящ­ное ис­кус­ство ху­до­же­ствен­ной рос­пи­си по эмали (в Рос­сии её на­зы­ва­ли фи­нифтью).

 

 

Евреинов Д. И. Портрет графа А. С. Строганова. Эмаль. 8,2 × 7 см, овал. 1806. Государственный Эрмитаж

Ос­но­вой для ху­до­же­ствен­ной рос­пи­си по эмали яв­ля­ет­ся тон­кая пла­стин­ка из ме­тал­ла, как пра­ви­ло, мед­ная (реже зо­ло­тая). Сна­ча­ла эту за­го­тов­ку, по­до­бран­ную по раз­ме­ру и форме и слег­ка вы­пук­лую, тща­тель­но под­го­тав­ли­ва­ют — от­жи­га­ют, про­трав­ли­ва­ют в кон­цен­три­ро­ван­ной со­ля­ной кис­ло­те, про­мы­ва­ют и сушат. С об­рат­ной сто­ро­ны она по­кры­ва­ет­ся слоем кон­тр­э­ма­ли с тем, чтобы предот­вра­тить де­фор­ма­цию. Затем на ли­це­вую сто­ро­ну на­но­сит­ся пер­вый слой жид­кой эмали, со­сто­я­щий из смеси белой эмали и воды. После тща­тель­но­го про­су­ши­ва­ния в су­шиль­ном шкафу пла­стин­ка об­жи­га­ет­ся в му­фель­ной печи при тем­пе­ра­ту­ре 700—800 °C. Затем по­доб­ным же об­ра­зом на­но­сят­ся ещё два слоя эмали. После фи­наль­но­го об­жи­га по­верх­ность пла­сти­ны при­об­ре­та­ет глад­кий и бле­стя­щий вид.

Крас­ки, ко­то­ры­ми пи­шут­ся ми­ни­а­тю­ры, из­го­тав­ли­ва­ют­ся из окис­лов раз­лич­ных ме­тал­лов: окиси меди при­да­ют крас­ке зе­лё­ные тона, ко­бальт — синие, же­ле­зо — крас­ные, олово — белый цвет. При­месь со­еди­не­ний зо­ло­та поз­во­ля­ет по­лу­чить дра­го­цен­ный пур­пур­ный тон. До­бав­ле­ние белой эма­ле­вой крас­ки в дру­гие, как и в жи­во­пи­си мас­лом, освет­ля­ет ос­нов­ной тон и де­ла­ет его непро­зрач­ным.

Рас­тёр­тые до со­сто­я­ния по­рош­ка крас­ки сме­ши­ва­ют­ся с мас­лом (ски­пи­дар­ным или ла­ван­до­вым) и ски­пи­да­ром. Перед об­жи­гом масло вы­па­ри­ва­ет­ся в от­кры­той му­фель­ной печи до ис­чез­но­ве­ния дыма.

Пол­но­стью за­кон­чен­ная жи­во­пис­ная ра­бо­та по­кры­ва­ет­ся за­щит­ным слоем про­зрач­ной эмали — фон­до­ном.

Слож­ность рос­пи­си по­доб­ны­ми крас­ка­ми со­сто­ит, в част­но­сти, в том, что тем­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния жи­во­пис­ных эма­лей раз­ная — от 660 до 900 °C, и по­то­му на­но­сить крас­ки сле­ду­ет в по­ряд­ке убы­ва­ния тем­пе­ра­ту­ры об­жи­га, то есть в первую оче­редь на за­дан­ную часть ри­сун­ка на­кла­ды­ва­ют те эмали, ко­то­рые имеют самую вы­со­кую тем­пе­ра­ту­ру плав­ле­ния. Затем их об­жи­га­ют и на­но­сят сле­ду­ю­щий слой кра­сок. Про­цесс может по­вто­рять­ся мно­го­крат­но.

Кроме того, неко­то­рые крас­ки после об­жи­га из­ме­ня­ют свой цвет, по­это­му ху­дож­ни­ки поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ной па­лит­рой — белой эма­ле­вой пла­сти­ной с про­ба­ми раз­лич­ных цве­тов, по ко­то­рым можно су­дить, как будет вы­гля­деть та или иная крас­ка на за­клю­чи­тель­ном этапе.

На каж­дой из ста­дий ра­бо­та может быть ис­пор­че­на в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ния тех­но­ло­гии: не пол­но­стью про­су­шен­ная перед об­жи­гом эмаль взду­ет­ся пу­зы­ря­ми, или на ней по­явят­ся поры; при недо­ста­точ­ной тем­пе­ра­ту­ре или вре­ме­ни об­жи­га эмаль рас­пла­вит­ся не до конца — по­верх­ность будет неров­ной и ше­ро­хо­ва­той; при за­вы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре и пе­ре­гре­ве крас­ки могут вы­го­реть. При по­па­да­нии в эмаль мель­чай­ших по­сто­рон­них ча­стиц (ме­тал­ла, пыли и т. п.) на жи­во­пис­ной ми­ни­а­тюр­ной по­верх­но­сти по­явят­ся пятна.

Для рос­пи­си по эмали ста­рые ма­сте­ра счи­та­ли наи­луч­ши­ми кисти, из­го­тов­лен­ные из хво­сти­ков гор­но­ста­ев.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.