Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По степени реализации различных направлений культурной деятельности.



4. По степени реализации различных направлений культурной деятельности.

 – Первичная или подготовительная культура не проявившаяся достаточно ярко ни в одной социокультурной деятельности. К ним, на взгляд Данилевского, относится египетская, китайская, ассиро-вавилоно-финикийская, индийская, иранская культуры, заложившие основу последующего исторического развития. Их задачей является выработка тех условий, при которых становится жизнь в современно обществе.

– Одноосновная культура. Это культура, проявившая себя достаточно ярко и полно только в одном из направлений социокультурной деятельности. Это еврейская, создавшая первую монотоэстическую религию., ставшую основой христианства; греческая, воплотившуюся в социокультурной деятельности классического искусства и философии; римская, реализовавшаяся в политико-культурной деятельности.

– Двухосновная культура. По Данилевскому это европейская культура. Он называет ее политико-культурным типом поскольку эти два направления (политико-культурные) лежат в истории народа. В экономической деятельности европейцы преуспели в меньшей степени, поскольку созданные ими отношения не отражают идеалов справедливости.

– Четырехосновная культура. Это гипотетически только еще возникающий культурный тип, имеющий возможность реализовать свою жизнедеятельность и 4 важнейшие ценности: истинную веру, политическую справедливость и свободу, собственную культуру (т.е. науку и искусство), совершенный гармоничный строй. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, призванный объединить в России все славянские народы в противовес Европе, исчерпавшей возможность своего развития и ступавшей в период упадка. Европа не только нечто нам чуждое, но и враждебное, их интересы нам противоположны.

Освальд Шпенглер разложил свою концепцию в работе «Закат Европы» (1й том – 1918 г., 2й – 1922 г.). В своей работе Шенглер повторил независимо от Данилевского основные положения его работы. Он также отрицал деление истории на древнюю, средневековую и новую. История в его представлении есть чередование культур, каждая из которых представляет из себя некий организм, спаянная во внутреннее единство. Культура в понимании Шпенглера – отличающее эпоху, создающая ее как целостность, определенное внутреннее единство мышления и творчества, некая единая стилистика, запечатленная в формах экономической, политической, духовной, практической и художественной жизнью.

Шпенглер давал следующее определение культуры – это единство стиля во всех проявлениях жизни общества.

При этом культура представляет собой внешнее проявление строя души, стремление души народа к самовыражению. Каждой культуре присущ свой прасимвол, который по Шпенглеру является классификацией дальнейшей культуры. Душа – совокупность возможностей, заложенных в культуру. Прасимвол – производственная культуры, это способ переживания глубины.

Шпенглер выделяет 8 культур, характеризуемая каждая своим прасимволом:

1. Китайская

2. Вавилонская

3. Индийкая

4. Античная (греко-римская)

5. Византийско-арабская

6. Западно-европейская

В качестве новой грядет сибирская культура. Прасимвол греко-римской культуры – замкнутое в себе тело. В европейской – бесконечное пространство. В египетской - прямой путь. В китайской культуре – свободное блуждание. В византийско-арабской - пещера.

В динамическом отношении культуры Шпенглер выделял 2 стадии:

- начальную стадию (стадию культуры)

- завершающую стадию (стадию цивилизации)

Стадию культуры характеризует расцвет творческих возможностей той или иной культуры. На ней возникают великие религиозные, научные и философские системы. Искусство на стадиях культуры характеризуется шедевром. Религия составляет живую веру.

Стадия культуры – стадия творчества. Стадия цивилизации – стадия умирания высокой культуры.

На этой стадии не возникает никаких великих философски идей, на смену вере приходит обряд. На смену театральным постановкам приходит спорт. На стадии цивилизации общество, по сути, паразитирует на тех достижениях, которые были достигнуты на стадии культуры, т.е. стадии цивилизации и стадии умирания творчества. На стадии цивилизации возникают мировые города, в которых смешиваются языки, народы и культуры. Обитатель мировых городов принадлежит одновременно всем культурам и никакой в отдельности.

Никакого глубинного взаимодействия между культурами невозможно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.