Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По направлению культурной деятельности человека.



 

Культорология

Гришин Михаил Владимирович

Вопросы к экзамену:

1. Эволюция термина «культура» от античности до 20 века.

2. Основные концепции культуры 20 века.

3. Соотношение культурного и природного начала в человеке.

4. Историческая типология культуры ( Николай Донелевский, Освальд Шпенлер).

5. Теория супер-систем Петерима Сорокина.

6. Миф с системе культуры.

7. Религия в системе культуры.

8. Динамика культуры. Культурный процесс.

2 июня. 12:00. каб. 305. Корпус 3

Знать:

1. Определение культуры.

2. Теории Николая Донелевского и Освальда Шпенглера (книги, о чем писали, оценка их работ).

3. 3 супер-системы Петерима Сорокина.

4. Определение мифа Мирча Элиаде.

5. Определение культурного процесса.

Сделать письменно 2 вопроса.

Предоставить полный список групп.

Понятие культуры

Культура(лат. – взращивание, возделывание, обработка) – этот термин использовался в сфере сельского хозяйства.

Во 2 и 1 веках до н. э. римский философ Цицерон перенес этот термин в духовную сферу, сформулировав понятие культура души. Этот перенос был непроизвольным и неслучайным, т.к. первоначальный термин культура означал изменение изначально данного природного состояния в желательном для человека направление.

Культура означает некий разрыв с природным состоянием. В Китае существовал термин «вэнь» (что означает небесный узор). От этого слова произошло слово культура «вэньхуа». Антонимом слова «вэньхуа» является слово «джи» (что означает «грубый, неотесанный необработанный).

В Древней Греции существовал термин «пайдея» (аналогичный термину «культура») Под этим термином понималось общее развитие человека, его физическое и духовное совершенство. Пайдея подразумевала такой тип образования, при котором человек мог свободно ориентироваться в искусствах и науках своего времени, но в то же время не был бы излишне специализированным, т.е. мог выносить общие суждения. Пайдея предполагала некое срединное состояние между специалистом и полным профаном (она предполагало разностороннее человеческое образование).

В средние века ). (5-15 века н. э.) специальных обучений культуры не существовало, но в университетах предлагался специальный двухступенчатый круг наук – тривиум и квадривиум.

Тривиум изучал логику и диалектику. Квадривиум – музыку, геометрию, арифметику. Вместе тривиум и квадривиум составляли 7 свободных искусств. В средние века под свободными искусствами подразумевались те сферы деятельности, которые были минимально связаны с материальными аспектами человеческого существования (живопись в средние века являлась ремеслом). Кроме того в средние века существовало понятие культа. Слово «культ» означает «поклонение», «почитание». Его можно определить как совокупность практик, направленных на почитание Бога.

В эпоху Возрождение (15-16 века) вводится понятие «гуманность». Под гуманностью понималось изучение всего, что составляет целостность человеческого духа. Кроме ого гуманность определяли как добродетельность и ученость. Возрожденческие гуманисты возрождают греческое понимание пайдеи. Для них гуманность – это то, что составляет целостность (гармоничное развитие всех сторон человеческой личности). Причем гуманность является не врожденным свойством человека, а приобретённым в результате неусыпного бдения над греческими и римскими рукописями.

В 17 веке юрист Пуфендорф возрождает римское понятие культуры, которое с тех пор прочно входит в европейский духовный обиход.

18 век вошел в историю под названием эпохи Просвящения. Это была эпоха, отмеченная возможностью человеческого разума. Но культура в эту эпоху понималась двояко. Одна группа философов видела, или понимала, под культурой все те явления социальной жизни человека, которые прошли проверку разумом. Те же явления, которые представлялись философам и просветителям неразумными исключались из культуры. Это были также мифы и религии, потому что они являлись порождениями невежества и предрассудков темных веков человечества. Вторая концепция этой идеи была связано с тем. Что культура искажает изначальную природу человека. Представители этой культуры просветители (Жан Жак Руссо) сформулировали концепцию о том, что цивилизация, или культура, представленная науками или искусством, способствовала порче и огрубению человеческих нравов. Русо сформулировал идею так называемого «природного человека» (дикаря северо-американских прерий и лесов и островов Тихого океана). Это существо, по мысли Руссо, руководствовалось естественными законами и было не испорчено культурными установлениями.

Перове научное определение культуры было дано английским антропологом Э. Тайлом в работе «Первобытная культура» (1871 г). Он дал следующее определение: культура слогается в своем целом из знаний, верований, обычаев, искусства, нравственности и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Тайлор перечислил основные эффекты культуры. Единственный недостаток - он не помяну феномен культуры, как язык, и не раскрыл. Что это за способности и привычки, которые он определил.

Чем человеческое существо принципиально отличается от животных? – соотношение природного и культурного начала в человеке.

Греческая теория считала, что человек несет в себе частичку божественного начала. Миф о происхождении человека: Бог Деонис был растерзан и съеден титанами, которые были испепелены молниями Зевса. Из пепла титанов было создано человечество. Но т. К. они съели богов, каждый человек несет в себе частичку Бога. Подлинное божество – человеческий разум. Который сближает его с божеством. Человек богоподобен. Его сближает с Богом разум. Разум выделяет его из природного окружения.

Вторая теория: иудео-христианская культура. Книга бытия гласит, что человек создан по образу и подобию божию. Это означает не внешнее сходство. У человек, в отличие от всех живых существ, присутствует свобода воли. Этой способностью не обладают ни животные, ни ангелы (они не знают добра и зла, а если ангелы и знают, то они выбирают лишь одну сторону). Человек –уникальное существо, несводимое ни к одним природным аспектам, потому что оно богоподобно.

Третья концепция: связано с работой и происхождением видом Ч. Дарвина. Была сформирована теория эволюции живых организмов. В соответствии с Дарвинской теорией, различием между человеком и животным, является различием по количеству определенных качеств, но не по их степени. Т.е. человек обладает теми же качествами, что и животное, но у человека они более развиты. Эта теория была оскандалена, потому что она выводит мысль, что человек встроен в некий природный контекст, а не выделен из него (что человек - существо уникальное).

В принципе, интеллект или разум нельзя считать присущим только человеку, потому что высшие животные (обезьяны. К примеру). Тоже обладают такими аспектами. Немецкий ученый В. Келлер проводил эксперименты с обезьянами. Основное содержание его опытов заключалось в том, чтобы определить, сможет ли обезьяна достать пищу, если ей представлены различные препятствия, с каждым разом с большим уровнем сложности. Опыт показал, что обезьяна обладает опытом разумных мышлений, действия – обладает интеллектом. Есть, конечно, отличие интеллекта человека и обезьяны. Американский антрополог Уэсли Уайд писал в своей работе символ происхождения основы человеческого поведения, что принципиальной способностью человека, отличающей его от всех животных, в том числе и от высших, является его способность пользоваться символами. Уайд определял символ как вещь, чья ценность или значение предаются ей теми, кто ею пользуется. Символ может иметь физическую форму любого рода: форму материального объекта, цвета, звука, запаха или вкуса. Саму культуру он определял как сферу предметов и явлений, зависящую от способности человека к символизации и рассматриваемой в экстро-соматическом контексте. (с греч. сомо – тело, экстро – сфера) Уайд писал, что, если даже высшее животное обладает интеллектом или ограниченной способностью к выборам, то оно не способно пользоваться символами. Животное может понимать понятием «вода», но понятие «святой воды» оно не поймет. Оно не понимает понятия «Христа», «Святой субботы», оно не может символизировать цвета (черный – траур). Все эти аспекты символизации для животного не доступны. Ему понятна знаковая система. Под знаком мы понимает предмет, действие или явление, выступающее представителем или замещающее другой предмет, явление, действие или отношение, и служащее для передачи, хранения и обработки информации.

З. Фрейд в своей работе «Недовольство культурой», писал о том, что начало культуры человека совпадает с появлением запрета на удовлетворение неких базовых инстинктов.

Шеллер писал «человек способен сказать жизни нет», в то время как животное на такое не способно. Человек похож на аскезу, добровольное ограничение себя в базовых потребностях по имея высшего идеала, которое оказывается сверхъприродным. Для М. Шеллера важным элементом культуры является дух. Человек состоит из тела, души и духа. Главное отличие человеческого духа от животной душевности наличие у человека самосознания. Человек еще обладает сознанием «Я есть». Самосознание – способность человека делать собственные психические переживания и интеллект объектом анализов. Важнейшей способностью человеческой культуры является способность к идеации. Идеация – человек и животное способны ощущать физическую боль но животное лишь переживает эту боль, оно не способно размышлять о том, что такое боль вообще, почему оно не приводит к выведению концепта страдания.

Благородные истины:

Жизнь – страдание

Страдание можно прекратить

Существует путь, ведущий к прекращению страдания

Базис человека является несомненно природным, но в отличие от животного, которое запрограммированно инстинктами, человеческое существо инстинктами не управляется. Оно управляется контрольными механизмами или программами, которые содержат систему означающих символов, составляющих человеческую культуру. Если смотреть культуру с этой точки зрения, то культура - нечто сверхприродное. Это как опыт ведового выживания человека, передающийся внегенетическим путем.

Основной массив информации связанный в выживание человека закладывается культурой, которая усваивается под средством обучения (т.е. передается не генетическим путем).

Термин конфигурация подразумевает, что различные манеры поведения и его результаты, составляющие культуру, образуют структурное целое. Под выражением «усвоенное поведение» понимается – ограничение сферы деятельности, которая должна рассматриваться как часть любой культурной конфигурации деятельностью, форма которой определяется процессом обучения.

Цивилизация.

План:

1. Понятие цивилизации.

2. Цивилизационный подход к изучению культуры.

3.  Историческая типология культуры.

Цивилизация (лат. «цивилиз» - городской, гражданский).

1757 г. Маркиз де Мерабо в трактате «Друг законов» вводит это слово в оборот духовной культуры. Он писал: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов в жизни.

Басюэль писал: «Цивилизованный человек был никем иным, как добрым гражданином, который всегда считал себя членом государства, который давал закону управлять собой, совместно с ними содействовал общественному благу, ни на кого не посягая».

Соответственно французские философы-просвятители осуществляли классификацию обществ, существовавших в истории с точки зрения их отношения к закону. Они выстраивали эволюционную лестницу, которая на нижней ступени была стадией дикостью (так были стадии обычаев варварства), на вершине господствовала цивилизация. На стадии варварства господствовала право силы. На стадии цивилизации – сила права (т.е. подчинение закона).

Все конфликты в цивилизованном обществе должны решаться правовым путем, а не силовым способом. Основной признак цивилизованного человека - человек, который дает законам управлять собой. Человек, игнорирующий законы, не может считаться цивилизованным.

В 1819 г. французский историк Балланш впервые использовал слово «цивилизация» во множественном числе.

 В современной науке принята целая группа определения цивилизации:

1. Цивилизация как город (городское сообщество). Цивилизация как качество, отделяющая город от окружающей среды и не цивилизованного сообщества на основе разделения труда и формирования государственной политической власти.

2. Цивилизация как современный тип высокоразвитого общественного устройства, характерный в первую очередь для высокоразвитых стран запада и других регионов, которые достигли передового уровня периодического развития. В той или иной степени внедрили гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие общества, поддержание его стабильности и самостоятельности личности.

3. Цивилизация – качественная специфика каждого из крупномасштабных обществ, проявивших себя в мировой истории, с присущим им своеобразием социальной и духовной жизни, базовыми ценностями и принципами жизнеустройства, т.е. самобытности.

4. Цивилизация как социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получивших уважение мировых религий, в системах морали, права и искусства.

Цивилизационный подход сформировался во второй половине 20 века как реакция на господствующих гуманитарных науках эволюционизма. Основные черты эволюционного подхода заключаются в следующем:

1. Человечество, с точки зрения эволюционистов, представляет из себя некое единое целое, стремящееся к определенной цели.

2. Эволюция и человеческое общество происходит от простого к сложного: от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному.

3. Человеческие сообщества на пути исторического развития должны пройти одни и те же стадии развития. Эволюционисты делают оговорку, что некоторые сообщества останавливаются на определенной стадии и не развиваются в дальнейшем.

Наиболее ярким эволюционистом был Карл Маркс, который создал теорию экономических формаций. Он сформулировал учение о 5 общественно-экономических формаций. Которые сменяли друг друга на протяжении развития человеческой истории. Эти формации следующие (от низшего к высшему):

1. Первобытнообщинная

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Буржуазная (капиталистическая)

5. Коммунистическая (первой стадией которой является социализм)

Формация определяется способом производства, которые в свою очередь разделяются на производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это достигнутый обществом уровень технического развития. Производственные отношения – тех собственности, которые господствуют в данном обществе.

Данилевский утверждал, что целостной истории человечества не существует. По Данилевскому, культурная история представляет собой череду замкнутых на себе локальных культур со своими специфическими особенностями и характеристиками. Он отрицает идею исторического развития человечества от простого к сложному. Нельзя сравнивать культуру. В одних сферах она достигает больше результата, в других меньше. Он также отрицал идею цели у человечества.

5 законов Данилевского:

1. Всякое племя или семейство народа, характеризуемая отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип.

2. Дабы цивилизация свойственная самобытному историческому типу могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

3. Начало цивилизации одного культурно-исторического типа не передается народом другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествующих или современных цивилизаций.

Данилевский выделял 3 способа передачи культуры:

- колонизация (когда один тип создает колонию, туда потом все перемещаются)

- прививка

- почвенное удобрение (когда одна культура, принимающая, заимствует различные элементы другой культуры, но она их не слепо копирует, а творчески перерабатывает в свои)

    4. Цивилизации свойственны каждому историческому типу, тогда только достигают полноты разнообразия и богатства, когда разнообразные этнографические элементы и его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

    5. Ход развития культурно-исторических типов все ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых рост бывает непродолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Классификацию культурно-исторических типов Данилевский осуществил по нескольким основания:

1. По роли в истории и степени самореализации. Цивилизация в свою очередь подразделяется на исчерпавшую возможность своего развития и на неуспевшую. К первой относится Египетская, Китайская, Ассиро-Вавилоно-Финикийская, Индийская, Иранская, Еврейская, Греческая, Римская, Аравийская и Германо-романская (или Европейская) цивилизации. К неуспевшим завершить свое развитие относятся две погибшие насильственной смертью цивилизации - Мексиканская и Перуанская.

2. По характеру происхождения и существования. Данилевский разделял культуру на уединенную (китайскую и индийскую) и приемственную (культура, которая развивается, взаимодействуя с другими культурами и которая передает свои нормы, ценности и фундаментальные принципы другим культурам, которые ее развивают). В качестве приемственной он выделял следующие культуры: египетская, еврейская, греческая, ассиро-вавилоно-финикийская, греческая, европейская.

3. По направлению культурной деятельности человека.

Существует 4 таких направления:

- Религиозная деятельность, которая включает в себя отношение человека к Богу. 

- Культурная в узком смысле деятельность, охватывающая отношение человека к внешнему миру. Также теоретически-научная, эстетически художественная и технически-промышленная.

- Политическая деятельность.

- Общественно-экономическая деятельность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.