Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ



ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Воспитатель: Итак, первый вопрос.

1. Покажи шахматную доску?

2. Покажи какое-нибудь белое поле?

3. Покажи черное поле?

4. Какие поля больше: белые или черные?

5. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная?

6. Какая форма у шахматного поля?

7. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

8. На каких полях ничего не растет?

9. Из каких досок не строят теремок?

10. В каких клетках не держат зверей?

11. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

12. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ...

Раздался голос Короля:

Найдите на доске ...

13. О какой игре идет речь в  стихотворении:

 

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

 

Воспитатель: Какие мы молодцы!!!! Со всем справились!!! Продолжаем путь!!!

(Воспитатель берет детей за руки и ведет ко второму столу)

Воспитатель: А вот и наша вторая остановка.

(Второй стол линии, возле стола стоят 2 стула)

Воспитатель: В шахматы обычно играют два противника. Их еще называют партнеры. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... Как нам правильно сесть за шахматную доску?

(Воспитатель усаживает  за стол девочку, с противоположной стороны стола  садится сама).

Воспитатель: Белое поле справа, – слова воспитателя

Воспитатель: Как правильно поставить шахматную доску? Вам  надо запомнить одно важное правило: поле а1, должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.

Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?....

Дети: 4/4

Воспитатель: А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?...

Дети: 8

Воспитатель: Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

Дети: нет.

Воспитатель: Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…..8-я).

Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.

(Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.)

Воспитатель: Правильно, и как называются эти линии……

Дети: ответы детей…….

Воспитатель: ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.

Их на доске, как и горизонталей, также восемь.

Горизонтальные линии имеют обозначение цифр….., а вертикальные линии?

Дети: буквами.

Воспитатель: Правильно буквами ( a,b,c,d,e,f,g,h). Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть. У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Жа-ш. Запомните правило: сначала буква, потом цифра!

 (Воспитатель достает из под доски листок с загадками и два небольших конверта)

Воспитатель:  Что это? (ответы детей)

Дети: Это   листок/ конверты  

Воспитатель:  Как вы считаете, откуда все это?

Дети: из тетрадки Загадая (иные ответы детей).

Воспитатель:  Правильно,  из  тетрадки   Загадая,  Давайте посмотрим, что он приготовил нам на этот раз.

 

Воспитатель:  (читает):

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Игра-эстафета   "Волшебные линии".

Задача: собрать из линий шахматную доску.

Делим детей на две команды. Воспитатель  раскладывает на столе вертикальные, горизонтальные линии перемешав их.

Воспитатель:  Итак, ребята, давайте разделимся на две команды. И поиграем!!! Команда выполнившая задание – поднимает руки!!! (распечатывает конверты и достает линии). Кто мне напомнит, что нам нужно сделать с линиями?

Дети: собрать шахматную доску

Воспитатель:  Все готовы?

Дети: Да!!!!

Воспитатель:   1,2,3 - начни!!!!

(дети собирают из линий шахматную доску)

Воспитатель: Какие мы молодцы!!!  Со всем справились.

А сейчас давайте еще немного разомнемся!!!

Физминутка:
 Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, встаньте в круг.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
В путь мы снова все спешим. (садятся за столы)

 

ДИАГОНАЛЬ

Воспитатель: Продолжаем путь. (Воспитатель берет детей и ведет к третьему столу).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что нас ждет здесь…

 (На столе лежит указка, воспитатель берет ее в руки и спрашивает):

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за палка?

Дети: Не палка, а указка.

Воспитатель: Она нам пригодится – подтвердила Клеточка.

Воспитатель: Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.

(Воспитатель показала самые короткие диагонали).

Воспитатель: Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей.

(имя. …..)покажет нам большую белую диагональ.

Воспитатель: Вот вы и познакомились со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь посмотрим,  где же  центр.

Воспитатель: Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных. Давайте их покажем. (…..)покажи центр (опросить 2-3 ребенка).

 

(Под центром аккуратно спрятаны задачки и воспитатель их достает).

Воспитатель: Ого!! Что это!!! Снова задачки!!! Давайте посмотрим!!!!

 

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Воспитатель: Первый вопрос.

1. Покажи какую-нибудь диагональ,

 Покажи большую белую диагональ.

Сколько в ней полей?

2. Покажи большую черную диагональ.

Сколько в ней полей?

3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?

4. Покажи одну из самых коротких диагоналей.

Сколько в ней полей?

5. Покажи диагональ из трех полей.

Покажи диагональ из четырех полей.

Покажи диагональ из пяти полей.

Покажи диагональ из шести полей.

Покажи диагональ из семи полей.

Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?

6. Покажи центр.

Сколько в нем полей?

7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?

8. Сколько белых полей в центре?

А черных?

9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы!!!!  Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.  Давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, как выглядят шахматные фигуры.  (Воспитатель рассаживает детей на стульчики и рассказывает по слайдам).

Воспитатель:  

 

 

Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

 

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что это?

(Воспитатель указывает в сторону большой шахматной доски.)

Дети: это шахматная доска.

Воспитатель: Это же какими должны быть фигуры, что бы играть на этой доске?  Ребята, я предлагаю вам побыть шахматными фигурами, у меня даже костюмы имеются.

(Воспитатель помогает надеть детям накидки с изображением шахматных фигур.)

Воспитатель: Итак, всё шахматное войско перед нами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

(Дети пробуют ходить как фигуры.)

Воспитатель: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

Но не огорчайтесь , увлекательные шахматные сражения не утихают в течении многих столетий, приоткрывая своим поклонникам все новые и новые тайны.

В заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Покажите, пожалуйста, белое поле, пройди по нему (имя….), черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

- Сколько всего полей на шахматной доске?

- Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?

- Как правильно сесть за шахматную доску?

- Сколько в центре полей? Какие?

- Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?

- Сколько на доске горизонталей?

-Сколько вертикалей всего?

- Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

- Покажи черную диагональ из 5-ти полей.

- У какой фигурки головка круглая?

- У какой фигуры на верхушке маленький шарик?

- Какая фигура выше: пешка или ладья?

- Какая фигура ниже: слон или ферзь?

- Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?

На этом наши приключения подошли к концу. Давайте снимем костюмы. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие   (воспитатель помогает детям снять костюмы и дарит медали). До свидания.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.